Разворованная Пуща-Водица

Когда-то здесь отдыхал весь Союз, а теперь уничтожают санатории, рубят лес и строят «хатынки». Более ста лет тому назад в живописном уголке Киева, Пуща-Водице, появились первые лечебные санатории — противотуберкулезный и общесоматический. А в 1950-е гг. там было более полусотни санаториев, профилакториев, домов отдыха, турбаз, детских оздоровительных лагерей. 

 

По дешевым профсоюзным путевкам приезжали трудящиеся со всего бывшего СССР. Отдых был круглогодичным.

Граждане СССР имели право на отдых (ст. 119 Конституции 1936 г.). И это право обеспечивалось сокращением рабочего дня для большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением зарплаты, предоставлением народу широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Исправно платя профсоюзные взносы, советский человек рассчитывал получить так называемую льготную 30%-ную путевку в санаторий, пансионат или дом отдыха «необъятной Родины своей». Но были и проблемы. На отдел (цех, смену) путевки выделялись в ограниченном количестве. В первую очередь их получали передовики производства, победители соцсоревнований, ударники труда, дружинники, доноры, рационализаторы, нуждающиеся в лечении. Реже путевками премировали или разыгрывали их в лотерею. Не каждый год отпуск выпадал на лето, и в холодное время путевку получить было проще.

Пели о Тбилиси и Маричке

Одним из домов отдыха общесоюзного значения в Пуща-Водице был «Труд». Добирались туда прямо из центра города на трамвае по самой старой из существующих ныне линий начала ХХ в. Сама поездка через глушь заповедного леса уже оставляла незабываемое впечатление у киевлян и гостей города. Прибывшие в Пуща-Водицу из разных уголков страны люди сразу же объединялись в коллективы отдыхающих. Считалось, что советский человек и на отдыхе не должен оставаться в одиночестве. По многочисленным улочкам и лесным просекам отдыхающие ходили по 20—25 человек с массовиком-затейником впереди, под баян которого хором пели песни.

 

Руководство дома отдыха уделяло огромное внимание досугу – лыжным прогулкам зимой, купанию летом. Работали библиотека, бильярдная, кинозал, танцплощадка, газетный киоск. На территории можно было играть в волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы. Выезжали туристы и в Киев на экскурсии. Скучать было некогда. На вечерах вручали призы, подарки и грамоты за активное участие в играх и конкурсах, особенно песенных. Всех объединяли популярные советские песни тех лет.

Увлекались и национальными песнями и танцами. Вот массовик-затейник объявляет конкурс на лучшее исполнение народной песни. Выходит украинка и поет: «А на тому боці, де живе Марічка…», ее сменяет грузинка: «Такой лазурный небосвод сияет только над тобой, Тбилиси мой любимый и родной…», а затем мужчина из Азербайджана: «Песня первой любви в душе до сих пор жива, в песне той о тебе все слова…». Такой была в то время дружба народов, причем на уровне простых тружеников. И люди этим гордились.

Рабочие поправлялись на 7 кг

Отдыхающие знакомились и заводили романы. Почему-то все они оказывались неженатыми и незамужними. В большинстве своем это не имело продолжения. Но были случаи и знакомств, перешедших в счастливую семейную жизнь. Питание в послевоенных домах отдыха было четырехразовым и очень калорийным. Сегодня принято бороться с лишним весом. А тогда основным показателем хорошего отдыха считалось количество килограммов, на которое поправился отдыхающий. В медпункте висела стенгазета с фото шахтеров и указанием их веса до прибытия и после. Поправлялись в среднем на 5—7 кг.

Одному из авторов этой статьи довелось отдыхать в Пуща-Водице. Его стол обслуживала местная девушка, одна из самых красивых украинок, каких он в своей жизни видел. В простой девушке из села Горенка, что рядом с Пущей, поражало все — и манера поведения, и плавность походки, и прелестная улыбка, и природная вежливость. У нее были точеные ручки, чудные зубки и ни капли пошлости, жеманства, угодливости. Оказывается, обслуживать людей можно и с чувством собственного достоинства. Наблюдая в нынешних кафе и ресторанах угодливость и пошлость персонала, вспоминается та девушка из далекого советского прошлого.

Грустная реальность

Ныне большинство санаториев и профилакториев Пуща-Водицы в плачевном состоянии. Многие проданы и переименованы. На сайте http://naprirodu.kiev.ua указано порядка 20 пущаводицких санаториев, баз и зон отдыха, оздоровительных центров, детских лагерей, гостиниц. Описаны предлагаемые удобства, даны контакты, некоторые заведения вывесили цены на путевки. Но отзывы отдыхавших не всегда позитивные.

К примеру, женщину завлекли приличным номером, а поселили в другой, без ремонта. «Обслуживающий персонал ведет себя так, как будто мы им что-то должны. Отдых получился отстойный», — жалуется она на одну из баз отдыха. Родители недовольны детскими заведениями: «Дети свободно выходят за пределы санатория, покупая в магазине просроченную продукцию, а докторам на это наплевать!..» или «Над кроватью была оголенная розетка, об которую ребенок обжег ногу. Никто даже не пошевелился, чтоб розетку хоть фанеркой закрыть. Зато за наволочку порванную с нас деньги содрали». Но есть и такие отзывы: «Отлично отдохнули. Приветливый персонал и цены приемлемые. Большое спасибо».

 

Проработавшая 26 лет медсестрой в санатории «Труд» Надежда Толмачева из Пуща-Водицы утверждает, что лечебных баз там практически не осталось.

— Все разбито, — заверила «Новую» Надежда Григорьевна. — Санаториев «Труд» и «1 Мая» больше нет — они заросли крапивой. Единственное, что осталось, — пансионат «Дюбек», спортбаза «Сокол», санатории — бывший цековский в Пуще Озерной и для воинов-афганцев. Остальное — гостиницы, какие-то перевалочные базы, помещения сдаются под свадьбы, дни рождения. Рыбу коптят, еще что-то делают. Есть еще госпиталь инвалидов ВОВ. Ну, кто туда пойдет работать? Зарплата 800 гривен. Люди в Пуще трудятся кто где, большинство на дому или уезжают. Я, например, смотрю за женщиной после инсульта.

 

 

Конкурент Конча-Заспы

Не забыт скандал, когда в октябре 2004 г. Киеврада передала земучастки Пуща-Водицы под строительство, в списке оказались нардепы, министры, бизнесмены. Например, покойный Георгий Кирпа претендовал на 6,52 га, Степан Гавриш — на 6,22 га, а Александр Задорожный — на 5,9 га. На участки поскромнее претендовали Нестор Шуфрич, Богдан Губский, Екатерина Ващук, Раиса Богатырева, Иван Плющ, Михаил Папиев, Александр Кузьмук.

— Тогда по гектару-полтора выделили для высших должностных лиц из Партии регионов, — рассказал «Новой» Юрий Кармазин, народный депутат. — Большинство из них благополучно получили участки. Не знаю, что делается там сейчас, но многие отгородились заборами.

Кстати, г-н Кармазин обратился к президенту Януковичу с требованием остановить незаконную вырубку леса в Пуща-Водице под застройку. Мол, уничтожение сопровождается действиями должностных лиц столичной власти при круговой поруке высшего руководства правоохранительных органов. За три месяца по ул. Лесной спилили около 30 тысяч (!) деревьев.

— Президент должен дать оценку происходящему, но ответа пока нет, — поведал Юрий Анатольевич. — Генпрокуратура продолжила срок проверки, но, к сожалению, уголовное дело не возбуждено. Считаю, что пару десятков генералов должны сесть в тюрьму. В этом деле задействованы должностные лица Киеврады, МВД, СБУ, той же Генпрокуратуры. В Пуща-Водице просто варварство творится. Точно не скажу, сколько леса уничтожили, на глаз — около 8 гектаров.

Виктор Цвилиховский, Виталий Баканов, Новая

 

You may also like...