Бизнес на доброте: аферисты «строят» храмы и «лечат» больных детей

Замечательно, что в наше трудное время мы не утратили способности к милосердию. И все-таки главное при этом — следовать принципу «доверяй, но проверяй», так как среди просящих в последнее время попадается много обманщиков. Сейчас Украину буквально атаковали аферисты, собирающие деньги на строительство храмов, для больных детей и людей, пострадавших от стихийных бедствий.

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Реальный бизнес

Человек, который никогда не сталкивался с благотворительной деятельностью, размышляет скептически: ну что может сделать объявление на том же сайте с просьбой о помощи больному ребенку или какие-то ящички для пожертвований, к примеру, на строительство храма. Вряд ли богатые люди бросятся перечислять огромные суммы на лечение совершенно чужому «раковому» ребенку. Но это не так, благотворительность не чужда ни богатым, ни людям со средним достатком.

Многие, как оказалось, откликаются на подобные призывы о помощи: кто пять гривен перечислит, кто двадцать пять… В итоге собирается очень даже приличная сумма, как говорится, с миру по нитке — бедному не только рубашка, но и дача у моря… аферисту. Вот вам реальный пример, как можно стать миллионером на одних лишь пожертвованиях.

Восьмилетний канадец индийского происхождения Билал Раян собирал деньги в помощь жертвам цунами и весьма преуспел в этом. За три месяца ему удалось накопить… $2,5 миллиона. Мальчик попросту ездил по школам и призывал сверстников сдать в фонд помощи по $100.

Как видим, деньги на благотворительности можно заработать большие. Главное, чтобы при этом у волонтера были порядочность и совесть. Потому как у многих возникает соблазн положить собранные деньги в свой карман. Именно так и поступают мошенники. В то время как 8-летний канадец собирал деньги на помощь пострадавшим от цунами, взрослые дяди и тети при помощи интернет-сайтов несуществующих благотворительных организаций заманивали в Таиланд людей, желающих помочь жертвам цунами. По прибытии у волонтеров под разными предлогами забирали деньги и паспорта и оставляли их в отдаленных деревнях.

Благотворительность тоже индустрия, и, по мере того как она росла, в нее пришли аферисты всех мастей. Сейчас на благотворительность в Украине тратятся сотни миллионов гривен, но никто еще с точностью не посчитал, сколько этих денег уходит не по назначению. Зато известно, что самым крупным каналом ухода денег являются лжеблаготворительные фонды. Один из таких несколько лет существовал в Крыму.

Несмотря на то, что фонд просуществовал недолго, денег он отмыл много. За год работы фонд получил на свой расчетный счет около 15 млн. гривен. На действительно благотворительные цели в Крыму ушло около 300 тысяч гривен, то есть всего 2%. Куда делись остальные деньги, пришлось выяснять правоохранителям. Вскоре стало известно, что помощь, которая оказывалась гражданами под видом благотворительности, была переведена на несколько частных счетов в киевских банках.

Кто же перечислял деньги на расчетный счет фонда? Вступающие в благотворительный фонд граждане преследовали очень далекие от благотворительности цели: они стремились разбогатеть. Именно это обещали им на семинарах менеджеры. Согласно той схеме, которую рисовали на семинарах, человек, внесший первоначальный взнос 2300 долларов, в течение 10 месяцев должен был получить 50 тыс. долларов. Подписав документы и уплатив деньги, человек оказывался одним из звеньев пирамиды. И чтобы хотя бы вернуть свои деньги, он должен был привести не менее трех человек, которые, в свою очередь, внесут деньги. И так далее по цепочке…

Подайте Христа ради…

Способов разбогатеть на благотворительности много. Тут главное — уметь тонко играть на струнах человеческой души. Ну, к примеру, всегда срабатывает вера в Бога. Видели когда-нибудь такую картину: девушка, которая только что шла с сигаретой в руках, отойдя в сторонку, быстро достает из сумки монашеское облачение и переодевается в него? Потом она берет ящичек для пожертвований и смиренно встает где-нибудь у подземного перехода. Это типичная мошенница.

Ну как не дать денег монаху на восстановление храма? Как не положить трудовую гривню в щель ветхого ящика, что покоится на упитанном брюшке, под окладистой бородой и внушительным крестом нищенствующего «чернеца»? Только знайте, что настоящий монах или настоятель какой-нибудь далекой или ближней церквушки собирать милостыню на улицах не имеет права.

Не так давно в Симферополе такого «монаха», расположившегося неподалеку от одного из симферопольских храмов, милиция подняла с тротуара и повезла… в вытрезвитель — видно, удачный выдался день для пожертвований. Хорошо подогретый людской отзывчивостью «монах» прижимал заветный ящик к грязной рясе и обругивал милиционеров отборным матом. Вскоре была выяснена биография оратора: безработный, бывший уголовник, рясу стянул из церкви по дороге из мест заключения.

Но настоящим ударником плутовского труда, регулярно перевыполнявшим планы по сбору пожертвований, причем без особых усилий, стал еще один бывший уголовник. Он объегоривал не отдельных доверчивых прохожих, а целые предприятия и обзавелся для этого не только рясой, но и чистым церковным бланком и печатью некой несуществующей православной благотворительной организации. Выдали мошенника грамматические ошибки, щедро разбросанные по прошениям.

Что ж теперь, никакому просителю, никакой бумажке не верить, денег на храмы не давать? Ну почему же. Настоящие священники, неложные, разъясняют: собирать пожертвования могут миряне. Только у них при этом должно быть письменное официальное благословение архиерея или епископа, настоятеля монастыря или церкви, на которые пойдут деньги. Кроме того, на ящике должно быть точное наименование прихода, печать храма, подпись настоятеля или председателя приходского совета.

«Ребенок умирает!»

Самый страшных грех — наживаться на чужой беде. Именно так поступают мошенники, собирающие пожертвования на лечение тяжелобольных детей. Вот что рассказывает 35-летний симферопольский бизнесмен Олег К. о том, что пережила его семья год назад. «Моя трехлетняя дочь Ксюша угасала на глазах, наши медики даже не могли толком поставить диагноз. Я обратился к немецким врачам, и те предупредили: лечить будем, но в случае осложнений стоимость лечения возрастет вдвое. Через три недели Ксюшу все-таки поставили на ноги, и она вернулась домой.

А еще через три месяца я получил спам-рассылку: «Спасите Ксюшу! Нужно собрать 100000 долларов», — просил неизвестный отправитель. К письму была приложена фотография и история болезни моей дочери. Я удивился: дочка уже была здорова, а полный курс лечения у немцев стоил всего 8000 долларов…» Олег понял, что на его беде мошенники пытаются заработать деньги, и обратился в милицию.

Крымские правоохранители рассказывают, что с началом кризиса такого рода аферисты как с цепи сорвались. Интернет пестрит порталами, на которых размещается информация различных лжеблаготворительных фондов. Они берут фото действительно больных детей, их истории, но при этом меняют номер счета. Чтобы не попасться на удочку таких лжефондов, нужно проверить следующее: на сайте фонда должен быть публичный отчет о расходовании средств и аудиторское заключение, выполненное авторитетной компанией. Также фонд обязан предоставить контактную информацию с телефоном и адресом, желательно, чтобы в этих данных были имена конкретных сотрудников фонда. Запросы фонда должны быть предельно внятными: сколько стоит операция, какое требуется оборудование и препараты.

А вот еще один способ мошенничества на больных детях. Аферисты рассылают такие сообщения: «Ребенку нужен донор. Третья отрицательная группа крови, очень редкая! Телефон 8050… Ребенок умирает!». Крымчане наверняка получали подобного рода послания на сайтах «В контакте.ru» и «Одноклассники.ru», в виде SMS на мобильный. Добрые люди, конечно же, покупаются на подобное сообщение, звонят по указанному номеру, чтобы выяснить, на какой счет перечислить деньги. Но дозвониться не могут: то занято, то абонент недоступен. Сердобольные пытаются набрать снова… И за каждый такой звонок у них снимают 50 гривен.

Есть мошенники, которые успешно действуют и вне Интернета. Их называют ложными волонтерами. Несколько лет назад крымские правоохранители арестовали Валентину Л. По версии следствия, она несколько раз приезжала на полуостров, находила больных детей, собирала деньги на операцию, а потом бесследно исчезала.

Самый страшный тип мошенничества, который, к сожалению, тоже случается, это когда нечестным образом поступают сами родители и расходуют собранные деньги не по назначению. Жительница американского штата Мичиган пошла на обман, который у большинства матерей вызвал бы ужас. 47-летняя Кэрол Линн Шнуфэз убедила общественность, родственников и даже своего сына Кристофера в том, что он умирает от рака. В еду 12-летнего мальчика мать подмешивала наркотики, от которых ребенок чувствовал себя плохо.

Кроме того, Кэрол Линн побрила сына наголо, чтобы сымитировать выпадение волос после курса химиотерапии. Когда подготовка была закончена, женщина обратилась к благотворительным организациям и церковной общине родного города с просьбой о помощи. Не забыла Кэрол Линн и о социальных сетях — в Facebook женщина рассказывала, как тяжело приходится ее мальчику. «Теперь Кристофер знает, что умирает», — писала она.

Американка была настолько убедительна, что в короткий срок ей удалось собрать 7 тысяч долларов. Возможно, сумма была бы в несколько раз больше, если бы сестра Кэрол Линн не почувствовала неладное. Через несколько месяцев после начала спектакля женщина заявила родственникам, что Кристофер умер, однако просила никого не приходить на похороны. Это и насторожило сестру обманщицы, и она обратилась в полицию. Правда вышла наружу моментально. Теперь женщине грозит до 12 лет тюрьмы за жестокий розыгрыш. Что касается мальчика, то теперь он живет в приемной семье.

You may also like...