Будни России: чёрным по беленькой

Многолетняя директивная борьба с пьянством в России уже обернулась в отдельных областях двукратным ростом алкогольных отравлений. Российская антиалкогольная кампания всё больше начинает превращаться в фарс. Чего только стоит тот факт, что жители Ульяновской области не смогут затариться спиртным в Новый год. 

Всё дело в том, что в области действует запрет на продажу алкоголя в выходные, а 31 декабря выпадает аккурат на субботу.

Интересно, что все меры по борьбе с алкоголизацией населения, которые с упорством, достойным лучшего применения, сегодня используют российские чиновники, вообще-то ещё много лет назад были придуманы и предложены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). И, что примечательно, уже безуспешно опробованы в других странах.

Впрочем, безуспешная борьба с алкоголизацией населения не заставила ещё ни одно правительство в мире отказаться от проведения антиалкогольных кампаний. Среди самых распространённых методов – повышение акцизов (а значит, и розничных цен) на алкогольную продукцию, введение запретов на рекламу, ограничение точек и времени продаж. Знакомо, не правда ли?

Во всём мире антиалкогольные кампании по используемым методам очень напоминают аналогичные кампании по борьбе с курением. Только вот последние в XXI веке превратились в настоящий бизнес, поддерживаемый всё той же ВОЗ и фармацевтическими корпорациями, делающими огромную прибыль на производстве антиникотиновых препаратов. Но есть одно принципиальное отличие: алкоголь наносит безусловный вред только при употреблении в больших количествах. Следовательно, развернуть широкомасштабную борьбу, целью которой будет провозглашён полный отказ от употребления спиртного, невозможно. В результате все антиалкогольные кампании к практическому результату, то есть реальному снижению потребления алкоголя, не имеют, как правило, даже косвенного отношения.

По данным Государственного научно- исследовательского центра профилактической медицины Росмедтехнологий, алкоголизмом в России страдают 2 млн человек плюс ещё 30 млн злоупотребляют выпивкой. Каждый год по причинам, связанным с повышенным употреблением алкоголя, умирают более 200 тыс. россиян.

«Например, в Швеции 10 лет не повышались акцизы на алкоголь, зато потребление оного за последние годы выросло аж на 70%. А вот французы за последние 60 лет, напротив, стали пить меньше вина, – рассуждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – На самом деле на потребление влияют очень много факторов: и уровень доходов, и культура потребления, и даже стиль жизни».

В этой связи заявления российских чиновников о том, что в РФ надо бы сменить культуру потребления, приучив россиян пить не водку, но менее крепкие напитки, выглядит уж совсем утопично: ведь никакой разницы, от напитка какой крепости будут спиваться наши граждане, на самом деле нет.

Кстати, в том, что стиль жизни и культура потребления никак не зависят от проводимой в стране антиалкогольной политики, чиновники Минздравсоцразвития могли убедиться на собственном опыте. Пользователи Интернета, возможно, ещё помнят ролик «Адская белочка» со слоганом «Бухаете – тогда я иду к вам». Спору нет: социальная реклама в виде мультика с «забухавшей» белочкой получилась и правда забавной и была воспринята интернет-сообществом на ура. Только вот результат… оказался на руку производителям водки. В начале этого года компания ООО «ПК Родина» выпустила на рынок водку «Белочка: я пришла».

«Фактически антиалкогольная реклама сделала рекламу алкогольной продукции. Новый водочный бренд, не успев выйти на рынок, стал очень известным и соответственно востребованным среди потребителей», – констатирует Вадим Дробиз. А между тем, по данным официальной статистики, только в 2010 году государство потратило около 3,5 рубля в пересчёте на каждого россиянина на пропаганду здорового образа жизни.

Бюджет, конечно, несравним с какими-нибудь масштабными нацпроектами. Но ведь и отдача от антиалкогольной кампании, идущей в стране полным ходом, как минимум последние три года нулевая.

Зато активное участие в антиалкогольных инициативах помогает набрать политических очков. Причём иногда даже не отдельным политическим деятелям, а целым субъектам Федерации. Так вышло, например, с Ульяновской областью, власти которой ещё несколько лет назад ввели запрет на продажу алкоголя по выходным.

Отметим, что согласно ныне действующему федеральному законодательству власти субъектов получили право устанавливать дополнительные ограничения на продажу алкоголя: например, по времени продажи или по точкам его реализации. Широкую огласку действия ульяновских властей получили после того, как, заглянув в календарь, люди обнаружили, что 31 декабря приходится на субботу. Уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области Анатолий Сага даже обращался к официальным властям с просьбой отменить действие запрета только на новогодние праздники. Но региональные чиновники были непреклонны.

«Можно подумать, что все потребители идиоты и не купят спиртное заранее, а потом 31 декабря будут громко возмущаться или поедут в соседние области за водкой. Подобные запреты не оказывают вообще никакого влияния на снижение потребления алкоголя», – констатирует Вадим Дробиз.

Данные эксперта подтверждает и статистика: по итогам 9 месяцев текущего года объём розничных продаж алкогольной продукции уже вырос на несколько процентов по сравнению с 2010 годом. И это при том, что в прошлом году никакие ограничения на ночную продажу алкоголя не действовали.

Сами же производители и ретейлеры также практически ничего не потеряли от введения данных ограничений. По словам участников рынка, изменилась только равномерность продаж: если раньше около 30% продаж алкоголя приходилось на вечернее и ночное время, то теперь эти объёмы просто сместились в сторону раннего вечера. Автору этих строк не раз самому доводилось быть свидетелем, как в сетевых гипермаркетах столицы за несколько минут до наступления часа Х (в Москве это 10 часов вечера) покупатели спешат пробить на кассах именно алкогольную продукцию, а затем не спеша продолжают делать покупки.

Кроме того, введение запрета породило новый вид бизнеса: в Интернете появились компании, предлагающие доставку алкоголя по ночам. Естественно, никакой гарантии качества предлагаемой продукции у этих «бизнесменов» нет. Да и претензии в случе чего предъявлять будет не к кому: реклама ночной доставки, как правило, размещается на сайтах бесплатных объявлений. Так что не факт, что такие «предприниматели» вообще зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Зато несколько недель назад Роспотребнадзор уже выпустил грозное предупреждение, в котором сообщается о незаконности подобного вида деятельности. «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. Указанные правовые нормы… не позволяют, в частности, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом», – говорится в сообщении ведомства. Надо ли говорить, что на количестве предложений в Интернете данная мера никак не отразилась.

Примечательно, что совершенно неэффективный опыт Ульяновской области решили взять на вооружение и власти других субъектов Федерации. В частности, возможность введения запрета на продажу алкоголя в выходные всерьёз обсуждалась в Кировской области.

«В Ульяновской области запрещена продажа алкоголя в субботу и воскресенье. Думаю, нам целесообразно рассмотреть вопрос о законодательном запрете продажи алкоголя в воскресенье, перед началом рабочей недели», – заявлял в своё время глава департамента здравоохранения Кировской области Дмитрий Матвеев.

Аналогичные предложения высказывались и депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Но до их практической реализации дело пока не дошло. Дальше всех зашёл, пожалуй, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, предложивший вообще запретить водку на всей территории России.

«У алкоголика – у него ни семьи, ни родины, ни государства, он обуза. Напился, зашёл, избил жену, детей, выгнал семью к чёртовой матери и сидит пьяный, не контролирует себя. Отец, муж… Или сел за руль пьяный – умер сам, убил людей», – аргументировал своё предложение в одном из интервью Рамзан Кадыров, добавив, что между алкоголиком и террористом, по сути, нет никакой разницы.

Кстати, в самой Чечне уже успели перейти от слов к делу: в республике действует одно из самых жёстких в стране ограничений на продажу алкоголя – продавать спиртное там разрешено только два часа в день: с 8 до 10 утра.

Вообще, сама идея о введении ограничений на продажу алкоголя скопирована с аналогичных мер, применяемых за рубежом, где, в свою очередь, проводя антиалкогольные кампании, придерживаются рекомендаций ВОЗ. «Они (российские власти. – Ред.) решили, что мы как финны, которые в течение недели не пьют, зато потом отрываются в пятницу вечером и в ночь с субботы на воскресенье. А с утра в воскресенье трезвеют, чтобы выйти на работу. Но мы не скандинавы, мы пьём равномерно. И нашему человеку по большому счёту всё равно, работает магазин или нет: всегда найдётся что выпить», – констатирует Вадим Дробиз.

Сторонники рекомендаций ВОЗ, напротив, уверяют: чем больше будет введено всевозможных запретов, чем более дорогим и недоступным станет спиртное для наших граждан, тем больше вероятность, что пить в России станут меньше. Кстати, именно ночной запрет на продажу алкоголя, по версии ВОЗ, считается одной из самых эффективных мер по снижению потребления горячительных напитков. Возможно, не без косвенного участия ВОЗ данная мера была прописана в российском федеральном законодательстве.

«Принятый закон (запрет на ночную продажу. – Ред.) снизит потребление алкоголя в тех регионах, где ещё не было запрета на ночную продажу алкоголя, особенно это снизит потребление среди молодёжи. Снизятся показатели смертности от алкоголя на Крайнем Севере, да и по всей стране, что, безусловно, внесёт вклад в снижение смертности в целом по России», – уверяет сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем, эксперт Лиги здоровья нации Дарья Халтурина.

В то же время статистика потребления горячительных напитков в России и правда выглядит угрожающе. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Росмедтехнологий, алкоголизмом в России страдают 2 млн человек плюс ещё 30 млн злоупотребляют выпивкой. Каждый год по причинам, связанным с повышенным употреблением алкоголя, умирают более 200 тыс. россиян. Однако эксперты уверены, что цифра официальной статистики занижена более чем в два раза: по неофициальным оценкам, около полумиллиона человек в нашей стране ежегодно гибнет от употребления алкоголя.

Только вот многолетняя борьба с алкоголизацией и все меры, принимаемые правительством в последние годы, на эту статистику никак не влияют. Вернее, правильнее было бы сказать, не оказывают на неё положительного влияния. Поскольку результат у многочисленных запретов всё же есть: количество контрафактной продукции на рынке увеличивается. А следовательно, увеличивается и количество «алкогольных» смертей, связанных не с количеством, а с качеством потребляемого продукта. В частности, существенному сжатию легального рынка водки в стране способствовало введение минимальной розничной цены – легальная «беленькая» оказалась не по карману большинству российских потребителей.

При этом водка по 50 рублей за поллитровку – так называемая безакцизная водка, произведённая на легальных заводах в «третью» смену – из розницы исчезла. Это, впрочем, не означает, что россияне стали меньше пить. Более того, даже обороты официальной розницы остались на прежнем уровне: обратите внимание, почти все сетевые ретейлеры, как правило, имеют одно-два «водочных спецпредложения» по цене ниже минимальной. Зато сокращение легального производства налицо. Причём произошло это не только за последний год, что и является красноречивым свидетельством провала всех государственных инициатив на алкогольном рынке.

По данным Росстата, в 2007 году в стране было произведено 131 млн дал (декалитров) легальной водки и ликёро-водочных изделий. По планам в этом году будет изготовлено менее 95 миллионов. А вот розничная продажа упала лишь отчасти. 180 млн проданных дал в 2007-м по сравнению со 150 млн дал, которые продадут в этом году.

«Но потребление при этом осталось на прежнем уровне. Некоторое падение в рознице замещается суррогатами», – констатирует Вадим Дробиз. Ярким подтверждением роста суррогатного рынка является статистика по алкогольным отравлениям. Например, в Саратовской области, по предварительным итогам этого года, количество алкогольных отравлений увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом. Сводную статистику в целом по стране власти обнародовать не спешат. Ведь в этом случае провал многолетней антиалкогольной политики станет очевиден.
Справка

В бюджете не хватает алкоголя

Одной из самых популярных мер по борьбе с алкоголизмом считается также государственная акцизная политика. Особенно в этом направлении преуспели Скандинавские страны, где налоговая нагрузка на спиртное является чуть ли не одной из самых высоких в мире. Результаты этой политики, впрочем, также всем известны: об «алкогольных» турах финнов в Санкт-Петербург уже слагают легенды.

Между тем откровенно отрицательный опыт наших соседей российские власти, похоже, решили не брать на вооружение. И, начиная с 2008 года, акцизы на алкоголь медленно, но верно ползут вверх. Более того, рост акцизов уже запланирован и на ближайшие годы. Если Минфин не будет вносить дополнительных корректив, то уже к 2014 году минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки составит порядка 200 рублей. Для сравнения: с 1 января текущего года минимальная розничная цена поллитровки составляет 98 рублей.

Казалось бы, хотя бы одна очевидная польза от роста цен на водку должна быть – повышение собираемости акцизов и наполнение госказны. Но и в этом направлении, как ни странно, государство полностью провалилось. «По итогам сбора акцизов на спиртные напитки и спирт в январе-августе 2011 года мы вышли на уровень 2007 года – 56,06 млрд рублей и 55,85 млрд рублей соответственно. С маленьким огорчительным дополнением: в 2008, 2009, 2010 и 2011 годах ставка акциза повышалась на 10%. Итого даже арифметически ставка акциза за четыре года выросла на 40%. Возникает вопрос: а где деньги?» – рассуждает Вадим Дробиз. По подсчётам эксперта, в денежном выражении государство недополучило как минимум 30 млрд рублей.

Правда, в официальных данных по алкогольной отрасли показатели выглядят куда более радужно. Всё дело в том, что чиновники предпочитают считать собираемость акцизов в отрасли в целом. Учитывая, что в 2010 и 2011 годах в России почти на 40% вырос акциз на пиво, статистика выглядт вполне оптимистично. «Рост по акцизам от производства всего алкоголя в январе – августе текущего года по сранению с 2010-м – плюс 12%, рост от импорта – 21%. Общий рост – чуть более 12%. Всё красиво, как средняя температура в госпитале», – иронизирует Вадим Дробиз.

Интересно заметить, что при этом Федеральная налоговая служба каждый год аккуратно отчитывается о выполнении плана по сбору «алкогольных» акцизов, при этом возможность каких-либо недоимок исключается полностью. «Я хорошо помню, как с 2004 по 2007 год фискалы выполняли план по сбору акцизов. При этом, если просто умножить ставки на производственные показатели, получалось, что каждый год в бюджет не поступало 800 млн долларов. Учитывая, что эти суммы даже не попадали в планы сбора, я делаю вывод, что их недополучение было запланировано на государственном уровне», – резюмирует Вадим Дробиз.

Автор: Кира Ремнёва, Россия, НАША ВЕРСИЯ

You may also like...