Милицейские будни: стрельба по живым мишеням. Что потеряла милиция в чужих песчаных карьерах?

Правоохранители Золочевского района на Харьковщине вдруг озаботились проблемой песчаных карьеров. Можно было бы за них порадоваться, но борьба с самого начала приняла какие-то странные — вредительские и членовредительские — формы.

О песчаных карьерах в последние несколько лет не писал только ленивый. Незаконная его добыча в Харьковской области процветает, ибо современным дельцам регистрироваться, получать разрешения и платить налоги лень. А денег хочется сразу и много. Поэтому сразу за окружной дорогой начинаются карьеры.

Причем, если раньше черные «карьеристы» копали песок там, где он выходит на поверхность, то теперь они не ленятся вырубить деревья, снять верхний слой почвы, докопаться до песка и продавать, продавать, продавать. Живой пример – территория бывшего совхоза ХТЗ, где ради добычи песка уничтожается огромный плодовый сад, и количество карьеров растет чуть ли не по дням.

Что интересно – все жалобы местных жителей и общественных активистов-экологов на незаконную добычу песка не вызывают абсолютно никакой реакции. Даже когда активисты задерживали черных копателей, милиция либо не реагировала на вызов, либо приезжала только для того, чтобы отпустить. Но на днях выяснилось, что не везде дела обстоят настолько удручающе. Правоохранители Золочевского района вдруг надумали заняться проблемой. Можно было бы за них порадоваться, но борьба с самого начала приняла какие-то странные формы.

Сотрудники Золочевского райотдела милиции, надо понимать, навели в своем районе идеальный порядок. Преступность они искоренили вчистую. Мелкие нарушители теперь чихнуть боятся, наркоманы бросили колоться. А чиновники даже думать забыли о коррупции. Милиция района тоскует без работы, а раз ее нет рядышком, под окнами родного райотдела, они решили поискать преступников в других районах.

Заодно и коллегам помочь, которые, вне всяких сомнений, с ног сбиваются в борьбе с преступностью. Во всяком случае иначе трудно объяснить возбуждение сотрудниками Золочевского райотдела уголовного дела по факту добычи песка в Шевченковском районе. Приблизительно настолько же трудно, как и рассмотрение Золочевским райсудом вопроса о проведении обыска по месту регистрации ООО «Старк» – в том же Шевченковском районе.

Чаще всего таким образом действуют рейдеры при захвате предприятия – учиняют суд где-нибудь подальше от объекта притязаний, чтобы никто ни о чем не узнал. А затем предъявляют якобы законное решение и подкрепляют его несколькими десятками вооруженных бандитов, задача которых – захват помещений, документов, печатей. Но это так, к слову, хотя визит сотрудников областного УБЭП для проведения обыска в помещении ООО «Старк» внешне ничем от захвата не отличался. Разве что вооруженные типы в масках оказались при милицейских удостоверениях. А в остальном все как при обычном захвате.

Нападавшие избили охрану предприятия, попинали в свое удовольствие старика, оказавшегося у них на пути, ворвались в помещение, попытались захватить документацию и директора. Но на помощь пришли рабочие.

Жители Староверовки говорят, что вначале неизвестные в черной форме и масках попытались захватить предприятие и директора и это им частично удалось. Особенно в смысле наличных денег, находившихся в кассе, испарившихся после «визита». Люди, увидевшие это, потребовали от неизвестных прекратить налет и убираться восвояси. Тогда налетчики началиали стрелять в людей. А тем ничего не оставалось делать, кроме как обороняться – кто как умеет – камнями, палками, лопатами. Тем более, что налетчики явно куражились, видя как их пули попадают в живых людей.

Одной женщине пуля попала в ногу – на видео можно заметить, как кровь течет ручьем, пришлось наложить ей жгут, перетянуть артерию. Мужчине выстрелили в ногу, когда он уже отошел от общей потасовки и садился в машину. То есть не представлял никакой опасности для нападавших. А поскольку людей было много, они все же вынудили горе-налетчиков обратиться в бегство.

Когда же люди узнали, что таким образом следователи проводят обыск, который сделает невозможной работу предприятия, они собрались перекрывать железную дорогу, проходящую неподалеку.

Ситуацию попытался разрядить прибывший на место первый заместитель прокурора области Сергей Миронов. Он объяснил, что происходит обычное процессуальное действие, что нельзя мешать работе милиции. Кстати, как мы помним, дело возбудили в Золочевском райотделе, а на место приехали уже сотрудники областного УБЭП. Что интересно – понятых, которые расписывались в протоколе обыска, они привезли с собой из Харькова. Хотя, если ознакомиться с их биографиями, становится понятно, зачем нужны были заранее заготовленные и обученные понятые. И одновременно появляются некоторые предположения о настоящей цели действа, именуемого милиционерами обыском.

Артем Павленко в начале двухтысячных учился в юридической академии. Вот только с 2003 года у него что-то не заладилось в отношениях с окружающими. В 2003 году он обратился в милицию с заявлением о том, что какой-то неизвестный ему тип украл у него мобильный телефон. В 2004-м дважды писал заявления об избиениях. В 2005-м у него тоже была пара приключений – и телефон украли, и здоровье испортили кулаками. В 2006-м его только избили, но в том же году он против него было возбуждено уголовное дело по статье 186 ч.2 – грабеж.

Получив 4 года условно и немного отдохнув, Павленко снова стал писать заявления в милицию, но теперь уже о том, что у него вымогают взятки руководители предприятий, куда он отправлялся за трудоустройством – дважды в 2008-м и один раз в 2009-м. В 2010-м был задержан сотрудниками УБНОН в Ленинском районе за незаконную торговую деятельность, у него была изъята курительная смесь. Впрочем, такое уже случалось в 2005-м, когда он был задержан сотрудниками Орджоникидзевского райотдела за хранение наркотического вещества.

Причиной нередких контактов с милицией второго понятого – Игоря Бавенко – чаще всего становилось особо опасное наркотическое вещество растительного происхождения под названием каннабис. За обладание этим наркотиком Бавенко задерживали трижды и два раза привлекали к уголовной ответственности по ст. 309 – незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка и пересылка наркотиков. Впрочем, это не мешало ему отличиться еще и по нескольким другим статьям уголовного кодекса – хулиганству, подделке торговых знаков. А теперь он стал понятым – карьера пошла вверх.

Сейчас прокуратура области устами первого зампрокурора Сергея Миронова рассказывает, что вначале люди проявили агрессию, били милиционеров лопатой, камнями. А уж потом сотрудники спецподразделения «Грифон» применили травматическое оружие. В результате вроде бы один человек получил ушиб ноги, но от госпитализации отказался.

Но его слова никак не объясняют, каким образом травматическое оружие причинило женщине пулевое ранение в ногу, которое отчетливо видно на видеосюжете. Непонятно, зачем было стрелять в мужчину, который уже отошел от места потасовки и садился в машину. Да и вообще, зачем было применять оружие против мирных людей. Можно ведь было просто все объяснить сначала, а уж затем приступать к обыску. Хотя и здесь далеко не все понятно.

Как известно, без документации ни одно предприятие работать не может. И чтобы не мешать работе, всегда можно снять с необходимых для следствия документов копии. Но сотрудники УБЭП стремились именно изъять документы, то есть сделать невозможной работу предприятия. Тогда сама собой напрашивается мысль – возможно, и возбуждение дела преследовало совсем иную цель, нежели возмещение ущерба, причиненного государству? И чтобы попытаться понять, так ли это, можно почитать постановление суда о производстве обыска.

А из него становится понятно, что ООО «Старк» не имело права продавать весь песок. Тот, который из второго горизонта, надлежало складировать в отвалы. А раз продавали и его – значит, нанесли казне ущерб, который надлежало возместить. И тут начинается элементарное непонимание. Раз ущерб подсчитан, что мешало написать директору предприятия предписание – нарушения устранить, штраф заплатить.

Но действия правоохранителей преследовали не взимание штрафа, а изъятие документации – то есть, остановку работы предприятия. А раз так – то и сам повод возбуждения дела, записанный в постановлении суда, оказывается крайне сомнительным. Тем более, что милиционеры могли вообще не устраивать шоу с масками и стрельбой – просто написать в адрес ООО «Старк» письмо с просьбой предоставить документы. Но такой сценарий сотрудников УБЭП не устраивал – судя по помпезности их «визита» на предприятие.

Или вот цитата из постановления суда: «…орудия преступления, а именно документы ООО «Старк»…». Мне почему-то казалось, что песок добывают лопатами или экскаваторами. Но чтобы его копали документами – такого я и сейчас представить себе не могу. Или в случае подписания документов машины песка автоматически появляются из ниоткуда словно по мановению волшебной палочки?

Равно как и необходимость возбуждения уголовного дела вместо того, чтобы спокойно предложить возместить ущерб. А вдруг ООО «Старк» согласилось бы? В таком случае необходимость милицейского шоу со стрельбой по мирным людям вызывает большие сомнения. Если, конечно, не предполагать попытку захвата карьера, о чем рабочие говорили прямо.

Хотя можно ведь и другое предположить. МВД не устает рассказывать, как успешно его сотрудники готовятся к Евро-2012. А там, как мы понимаем, ожидаются большие толпы болельщиков, учиняющих беспорядки. Их, возможно, разгонять придется. А тренироваться на ком? Вот милиционеры и потренировались – и толпу разгонять, и стрелять в живых людей. А что? Если не на Евро, то при разгоне мирных демонстраций такой опыт дорогого будет стоить.

Сергей Ермаков, «Харьков криминальный», специально для «УК»

You may also like...