Вскрытие покажет. Что нужно делать, когда рядом труп

Порядок взаимодействия милиции, медиков и прокуратуры при установлении факта смерти человека — одна из горячо обсуждаемых тем. Поскольку разобраться во взаимодействии трех ведомств, когда случилось горе — достаточно сложно. Что следует знать наверняка.

Харьковчанка Елена Г. рассказала свою грустную историю: «Отец умер летом 2012 года. Жара стояла невыносимая, под 40° С. У папы было неплохое здоровье, он был крепким человеком, да и я ухаживала за ним с любовью. Дожив до 84-х лет, отец редко обращался к врачам. По факту смерти сразу вызвали медиков. Врачи приехали, осмо­трели. Написали, что признаки насильственной смерти отсутствуют. Была полночь. Бригада скорой помощи вызвала из РОВД наряд милиции.

Они приехали уже почти в 9 утра, сослались на загруженность. И тут возникли проблемы: труп успел окоченеть. О подробностях я не хочу рассказывать. Милиционеры после тщательного осмотра подтвердили, что труп «некриминальный» и вопросов к родственникам у милиции не было. В таком случае тело в морге не вскрывают. Но медики районной поликлиники перестраховались и вместо того, чтобы сразу выписать справку о смерти (на основании ее выдают разрешение на захоронение), нам неожиданно сообщили, что труп «криминальный». То есть, получается, что мы папу убили.

На вопрос, как такое может быть, заведующая отделением нам объяснила, что подозрительно — человек не болел, а потом вдруг умер. Начались наши мучения. С утра до 14.00 я ждала главврача. Но руководство поликлиники решило перестраховаться. Хотя повторяю, у милиции не возникло ни одного вопроса, «криминальный» или «некриминальный» труп.

Прошло более полутора суток. Можете себе вообразить, что происходило в нашей квартире, где осталось тело моего бедного папы? — со слезами вспоминает дочь покойного. — Пришлось обращаться к начальнику РОВД, который дал распоряжение выдать копию справки о подтверждении правоохранителями «некриминальности» трупа. Если бы не помощь милиции, я не знаю, чем бы закончилась эта история. Хоронили мы отца только на третьи сутки, на кладбище эпопея продолжалась.

По логике прежнего закона: «Если не был болен, значит — убили?»

Эта история, к сожалению, типична. Варьируются лишь детали. Что же следует знать наверняка? До приезда сотрудников милиции запрещается нарушать обстановку и перемещать тело покойного.

Как сообщили в центре общественных связей Главного управления МВД Украины в Харьковской области, на место происшествия по вызову медиков выезжает следственно-опертивная группа.

— В любом случае, будь то криминальный случай или же человек умер своей смертью, на все сообщения о факте смерти выезжает милиция. Все сообщения проверяются и фиксируются. Если умирают люди старше 60-и, которые состояли на учете в поликлинике, у наряда из районного отделения милиции вопросов, как правило, не возникает, и родственники забирают тело для захоронения. От 25.10.2011 действует Приказ Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства здравоохранения Украины №102/685/692. В нем четко прописан порядок взаимодействия между органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения и органами прокуратуры Украины при установлении факта смерти человека. Но в связи с новым УПК произошли некоторые изменения в алгоритме действий, связанных со смертью человека.

О них чуть позже. Пока же о плюсах в прежнем Приказе №102/685/692.

Правозащитники усматривают в нем немало плюсов.

Так, Евгений Новицкий считает, что существует определённое количество бытовых убийств тяжелобольных пациентов членами их семей и поэтому верно то, что милицией совместно с медработниками принимается решение о направлении трупа на судебно-медицинское вскрытие.

— Бытовые убийства могут быть вызваны как корыстными мотивами, так и нежеланием дальше заботиться о лежачем пациенте, а также неверными представлениями о «милосердии» (криминальная эвтаназия). Реальная ситуация такова, что можно предполагать: некоторое количество насильственных смертей остаётся незамеченным, поскольку из-за недостаточного контроля за фактом смерти их удаётся беспрепятственно выдать за естественные.

В случае с харьковчанкой Еленой Г., смерть ее отца наступила, согласно букве закона «…внезапно». Но дочь утверждает, что ее отец умер не от скрытой или остроразвивающейся болезни, а от старости. Медики же считают: «Если умер, значит, был болен. А если не был болен, значит, не умер бы. Логический вывод — один. Если умер, значит — могли убить. А там, как говорится, вскрытие покажет… Подозреваемым становился автоматически каждый, у кого внезапно умер близкий человек…

Было очевидно, закон не прописан во всех деталях. И на фоне этой коллизии неожиданным стало заявление, сделанное для газеты «Факты» главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения Украины Василием Бучинским.

Привожу дословно «В ситуации, когда человек умирает дома, а правоохранители и медики не видят признаков насильственной смерти, родственники могут отказаться от вскрытия. В таком случае получить разрешение на захоронение можно на основании справки о смерти, которую выдадут в ближайшей больнице.

При этом тело покойного не надо везти в морг. Отказ от вскрытия родственники могут оформить с помощью правоохранителей. Согласно новой инструкции, не обязательно делать вскрытие умерших после 60 лет. В случае «домашней» смерти человека возрастом до 60 лет, который долгое время состоял на диспансерном учете или тяжело болел, его родственники должны предоставить правоохранителям подтверждающие болезнь документы и тогда тоже могут отказаться от вскрытия».

В центре общественных связей Главного управления МВД Украины в Харьковской области подтвердили, что некоторые изменения в законодательстве относительно возможности выдачи свидетельства о смерти без вскрытия действительно произошли.

Поставлена окончательная точка над «і»

На сайте Министерства внутренних дел Украины от 12.12.2012 (http://mvs.gov.ua/mvs/control/main/ru/publish/article/802614) в сообщении «Порядок выдачи свидетельств о смерти урегулирован межведомственным приказом» сказано: «Межведомственный приказ подписан 28 ноября 2012 года руководителями Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и Генеральной прокуратуры Украины.

Приказом предусмотрена возможность выдачи свидетельства о смерти лица без проведения вскрытия на основании справки врача, а также предусмотрен порядок регистрации сообщений о смерти граждан в органах внутренних дел». Сейчас идет процесс регистрации приказа в Министерстве юстиции Украины. Он предусматривает порядок реагирования органами внутренних дел на сообщения об обнаружении трупов граждан. Об этом во время видео­селекторного совещания с руководителями региональных следственных подразделений сообщил начальник управления ГСУ МВД Владимир Старченко.

— В случае, если медработник после поверхностного осмотра трупа проинформирует работника милиции о возможности установления причины смерти без вскрытия и возможности выдачи врачебного свидетельства о смерти, сообщения такой категории регистрируются в Журнале единого учета заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событиях, однако не вносятся в Единый реестр досудебных расследований, — отметил руководитель управления ГСУ.

Таким образом, в новом УПК вроде как урегулирована возможность выдачи свидетельства о смерти без вскрытия, если…

Однако предвижу типичную для нашей отечественной реальности ситуацию — закон есть, приказ есть, подзаконные акты есть, ведомственные инструкции тоже. Но маховик согласований, взаимодействия разных ведомств (а в данном случае их несколько) поворачивается медленно, со скрежетом и все остается пока по-прежнему.

Автор: Нина Спасская, ВРЕМЯ

You may also like...