Как вернуть похищенные и вывезенные из Украины капиталы?

На сегодняшний день ни один доллар со счетов Лазаренко пока не вернулся в Украину. То есть, прецедента возврата «наворованного» в Украине нет. Возможно ли возвратить в Украину выведенные активы? Адвокаты говорят да, но на это потребуется не один год. Правового прецедента «реверса» наворованного у нас нет… Пока

 «За последние три года на оффшорные счета из Украины было выведено 70 миллиардов долларов», — об этом заявил Арсений Яценюк, выступая с трибуны Верховной Рады. Для сравнения эта сума равна  почти десяти бюджетам медицины в Украине на 2014 год и 30 (!) бюджетам науки и образования (согласно Закону Украины о государственном бюджете на 2014 год, бюджет Министерства науки и образования равен 24,3 миллиарда гривен, а общие расходы на медицину — 60,9 миллиарда гривен). А также этих денег хватило бы, чтобы погасить государственный долг Украины.

Возможно ли возвратить в Украину выведенные активы? Адвокаты говорят да, но на это потребуется не один год. «Процесс достаточно сложный, поскольку замораживание активов за рубежом — это всего лишь начало. В дальнейшем их нужно вернуть народу, у которого де-факто эти ресурсы были отобраны, для чего требуется доказать их происхождение, а также то, что эти деньги принадлежат именно тем людям, которые обвиняются в совершении преступлений. Как правило, все усложняется тем, что в схемах вывода участвуют подставные физические/юридические лица. В этом вопросе важно установить соответствие транзакций экономической логике», — объясняет управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей БОЯРЧУКОВ.

По словам адвоката, арест активов может быть обжалован в суде страны, в которой произошел арест, либо в Европейском суде, если речь идет о Европе. Но шансы отмены такого ареста ничтожны, разве что в случае смены политической обстановки. «Учитывая то, что в вопросе с Украиной возврат хищений также будет связан с противопоставлением политике России, эта процедура, скорее всего, будет упрощена и будет носить характер экономической помощи. Что же касается возврата средств из России, то это представляется маловероятным», — считает он.

Срок возврата и ареста зависит от законов страны, в которых средства заморожены. Однако главное условие успешного исхода — политическая воля.

«Среди организаций, которые могут оказать помощь — Международный центр по возвращению активов (ICAR) при Базельском институте управления, основанный в июле 2006 г. Институт оказывает содействие органам власти в наращивании их потенциала, необходимого для ареста, конфискации и возврата доходов от коррупции и отмывания денег. Данная организация даже разработала совместно со Всемирным банком некое пособие для отслеживания и возврата похищенных активов», — рассказывает Сергей Боярчуков.

По его словам, в мировой практике были попытки возврата денег известных диктаторов Саддама Хусейна, Муамара Каддафи, Хосни Мубарака, Франсуа Дювалье, Роберта Мугабе и т.д. Эти попытки не всегда имели успех, а сам процесс был длительным. Например, хорошо известна международная практика денег Каддафи.

Его сбережения тоже под большим вопросом. Собственный народ его казнил, тем не менее, деньги ливийского диктатора находятся на его счетах и по сегодняшний день. И ничего с ними не происходит. Эта процедура очень непростая, и мировая практика подтверждает, что у развивающейся европейской страны или у страны третьего мира, такой как Ливия, нет позитивной практики возврата денег.

«Павел Лазаренко был осужден федеральным судом Соединенных Штатов Америки именно за то, что он отмывал в Украине деньги, нажитые коррупционным путем. Получил за это около 8 лет. Тем не менее, мне неизвестно какие деньги, как и кто вернул в Украину. Скорее всего, их не вернули. Может они остались у Лазаренко, а может, и пошли в федеральную казну США. Получается, что у нас есть наглядная процедура, когда государственный чиновник, будучи премьер-министром, вывел из Украины деньги в США. Он сбежал неизвестным образом по паспорту гражданина Панамы.

Оказавшись в США, его осудили, признали виновным. Тем не менее, механизм возврата денег не сработал. Деньги не вернули. Может быть, потому что Украина не предъявляла иски, может потому, что этим никто не занимался, может, не работали эксперты, но факт остается фактом. Украина имеет печально известный опыт доказанного факта разворовывания государственной казны, однако деньги возвращены не были», — приводит пример Боярчуков.

Как известно, в конце прошлого года правительство Украины предпринимало попытки вернуть деньги с замороженных счетов Лазаренко в бюджет Украины. За немалые деньги были наняты британские юристы из компании «Лоренс и Греем», которые должны были вернуть около полумиллиона долларов  США.

Общественность тогда сильно возмутилась таким поворотом событий. Эксперты «Центру протидії корупції» в ноябре 2013 года отмечали, что политические спекуляции правительства (ведь к делу Лазаренко правительство еще доставило формулировку «деньги Тимошенко») отнимают возможность у общественных организаций действительно вернуть народу Украины 250 миллионов долларов, которые уже сейчас заморожены на счетах в 5 странах мира.

Ведь общественные активисты уже больше года работают над тем, как вернуть эти деньги. И уже хорошо изучили международную практику в этом вопросе. И даже нашли более-менее  гарантированный способ, как это сделать. Как заявляла юрист Центра противодействия коррупции, инициатор общественной инициативы по возвращению украденных средств Павла Лазаренко украинскому народу Дарья Каленюк,  предложила использовать модель, которая была применена в подобных условиях в Казахстане — когда эти деньги распределялись на социальные нужды населения не через коррумпированное правительство, а через специально созданный прозрачный фонд. Тогда, благодаря содействию американского правительства, казахам удалось вернуть 84 миллиона долларов США, которые были выведены из страны коррупционными путями.

На сегодняшний день ни один доллар со счетов Лазаренко пока не вернулся в Украину. То есть, прецедента возврата «наворованного» в Украине нет. «Пока», — отмечают эксперты Центра противодействия коррупции. Там обещают, что уже скоро появятся первые сообщения о возврате денег со счетов Лазаренко. А  затем — и других экс-чиновников, которые были уличены в краже госсредств.

В тоже время, как отмечают юристы, вернуть 70 миллиардов долларов, о которых заявлял премьер-министр, может оказаться еще сложнее, чем 250 миллионов долларов Лазаренко…

«Еще вся ситуация  усложняется нормами законодательства других стран, в которых пребывают украинские экс-чиновники. Например, наш бывший премьер-министр находился в Австрии, и он не был там арестован, а это о чем-то говорит. Фирташа, например, арестовали в той же Австрии, правда, за коррупционный скандал в Индии, а не за украинские события. Азарова почему-то никто не трогал. Большая часть наших бывших чиновников находится на территории РФ, причем легально, то есть они там с каким-то статусом, а некоторые даже гражданство получили. Эти обстоятельства усложняют процедуру возврата денег», — резюмирует управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры».

Автор: Алла ДУБРОВЫК, «День» №59, (2014)

You may also like...