Правила выживания на территории захваченной бандитами: проезд блокпоста

Если раньше о блокпостах дончане знали исключительно из художественных фильмов о Великой Отечественной войне или из документальных – о ситуации на Ближнем Востоке, то вот уже полгода как им приходится жить с учетом этого явления. Боевики проверяют прописку, осматривают водителей и пассажиров на наличие на теле следов оружия и требуют деньги

 

 Блокпосты боевиков так называемой "ДНР" появились сначала на въезде в шахтерскую столицу, например, на Ясиноватской и Мариупольской трассах и Красноармейском шоссе, а затем постепенно внедрились в городскую черту – сооружения из бетонных плит и мешков с песком выросли в Петровском и Киевском районах. Вскоре неудобств стало еще больше – только по дороге в Макеевку появилось четыре таких сооружения, пишет газета «Сегодня».

Вооруженные боевики на блокпостах проверяют документы у въезжающих и выезжающих, осматривают водителей и пассажиров на наличие на теле отметок профессиональных стрелков – например, вмятину от оружейного ремня на плече или следы пороха на пальцах. Могут задавать вопросы о цели визита. В последнее время самый распространенный вопрос к мужчинам призывного возраста – "Почему не в ополчении?" Вопрос может сопровождаться агитрассказом о том, как простые шахтеры и слесари взяли в руки оружие и защищают Донецк от врага, в то время как оставшиеся в тылу "жируют" и сидят на диванах. В качестве резюме может поступить предложение оказать ополчению добровольную денежную помощь.

Поскольку жителям донецкого региона не оставалось ничего другого, кроме как привыкнуть к такому положению дел, то постепенно, методом проб и ошибок, выработался целый кодекс поведения на блокпостах. Иначе здесь можно остаться навсегда либо на очень длительное время – не прошедшие проверку могут быть отправлены на рытье окопов на неопределенный срок.

Самое важное правило – всегда иметь при себе паспорт. Он нужен не только для блокпостов – любой вооруженный человек в камуфляже может потребовать предъявить книжицу для проверки регистрации. Лучше забыть дома мобильный телефон и ключи, чем паспорт. Если уж приходится ездить домой и на работу через блокпосты – паспорт всегда должен быть в кармане или в сумке.

Далее – при подъезде к блопосту необходимо сбросить скорость и выключить дальний свет. Мчащийся автомобиль действует на боевиков как красная тряпка на быка – они могут начать стрелять по авто, не задумываясь. Агрессивно реагируют они и на дальний свет фар, подозревая, что водитель специально слепит их.

"Мы с мужем когда-то спешили домой по Макеевской трассе. Было уже темно, мы хотели попасть в Донецк до начала комендантского часа. И забыли выключить дальний свет возле блокпоста. Боже, что там началось! На нас орали, угрожали убить, зарыть живьем и посадить "на подвал". Никто объяснений не слушал, минут 20 мы стояли, за нами даже очередь из автомобилей собралась, – рассказала Сегодня.ua дончанка Алина Сикорская. – Сказать что мы были напуганы – это не то слово. Но помучили – и отпустили, слава Богу".

Правило номер три: подъезжая к блокпосту, следует прекратить все разговоры по мобильному телефону. "Я разговаривал с отцом и меня остановили на блокпосту. Сказали, что я корректировщик, диверсант, передаю информацию врагу, – рассказал донецкий предприниматель Игорь Прокопенко. – Пришлось отдать боевикам телефон, они перезвонили родителям, начали выяснять, кем они мне приходятся, напугали их до смерти. Потом просмотрели всю телефонную книгу, придрались к киевским номерам. На объяснения ушло около часа – меня заставили съехать на обочину и устроили допрос. В это время рядом с нами рыл яму молодой человек, страшно избитый, с кровоподтеком на лице. Я все оборачивался посмотреть на него, а боевик постоянно на меня орал "Не смотри туда!"

Еще одно правило поведения на блокпостах – не поддаваться на провокации. Нередки случаи, когда боевики на блокпостах приветствовали водителей "Слава Украине!" Ответивших "Героям слава!" вытаскивали из-за руля и больше их никто никогда не видел.

"Мы ехали из Мариуполя, и в автобус на блокпосту зашел "ополченец", от которого разило перегаром, и прохрипел "Слава Украине!" Мы молча смотрели на него, туго соображая, что происходит. Флаг на блокпосту вроде бы "ДНРовский", а тут такое… Боевик решил, что мы все, с его точки зрения, правильные, сказал "Хорошо, что не нацики" и вышел, – поделился студент Игорь Беликов. – А сколько людей попалось на эту удочку! Выход тут один: молчать. А также – держать в уме расположение блокпостов "ДНР" и украинской армии. Это несложно, они особо не изменились за последнее время".

Пятый пункт – не вступать в разговоры. Да, осмотр и обыск – это неприятные процедуры, но никто из мирных жителей пока не может повлиять на эту ситуацию или изменить ее. Дискуссия с боевиками может закончиться не очень хорошо – им может показаться, что болтающий с ними человек – шпион, пытающийся выведать информацию. Особо задумываться террористы не будут, у них есть карт-бланш на любые действия. Поздоровались – поздоровайтесь в ответ. Просят документы – "Вот, пожалуйста".

Просят открыть багажник – "Да, конечно". Требуют вскрыть чемоданы – вскрываем без повторной просьбы. Спокойное поведение немногословного человека – это залог безопасной поездки без приключений. Даже мужчин-пассажиров выводят из автобуса и просят предъявить правое плечи или руки показать – лучше не вступать в пререкания и не апеллировать к конституциям и демократическим свободам. "Идет война. Цель – выжить, а не лишиться жизни по глупости", – советуют дончане.

Шестое, жизненно важное правило – не снимать. Фото блокпоста в телефоне или видео пьяного боевика гарантируют проблемы со здоровьем или с жизнью. Собственно, территорию задолго до и после блокпоста лучше не фотографировать. Особо ценным это фото не будет, а вот замаскировавшийся боевик на подступах, может воспринять фотографирование как личное оскорбление.

 "Мы ехали в Константиновку, и я сфотографировала на телефон из окна машины дым, поднимающийся из-за горизонта – предположительно, горело что-то в Петровском районе Донецка, кажется, завод по переработке подсолнечного масла. На блокпосту нас "взяли" – оказывается, мы проезжали мимо замаскированного в подсолнухах наблюдателя, и он передал на блокпост, что в машине фотографируют, – поведала дончанка Марина Сергеенко. – На блокпосту нас пообзывали разными словами, забрали телефон и удалили все фото этого дыма. Сказали, еще раз поймают – расстреляют".

Седьмое: номера машин и прописка в паспорте – два "взрывоопасных" момента на блокпосту. Не донецкая прописка вызовет массу вопросов, причем "кто?", "куда?" и "зачем?" будут самыми простыми. Штамп о проживании на западе Украине – черная метка. Львовянам и ивано-франковцам  лучше не рисковать и не надеяться на авось – штампик о прописке боевики изучают с завидным упорством. Буквы-цифры на автомобиле из другого региона могут привести своего владельца и пассажиров прямиком в окопы, если он будет недостаточно убедителен в объяснениях, что ему надо в "независимой республике".

К тому же в последнее время требуется иметь при себе специальное разрешение на въезд-выезд за пределы так называемой "ДНР", которое выдают в комендатуре "республики". По словам жителя Ясиноватой Андрея Иванова, в свой родной город две недели назад он приезжал за вещами на личном авто.

"Конечно, страху натерпелся на блокпостах просто жуть – руки дрожали от одного вида автоматчиков. Благо, прописка и номера на машине донецкие, поэтому особых проблем не было. А вот когда уже собирался выезжать из Ясиноватой обратно в Ровно, сосед порекомендовал обратиться в комендатуру, чтобы не было проблем на блокпостах.

Дескать, могут не только не выпустить, но и машину отобрать. Естественно, пришлось идти за этим разрешением на выезд. Как оказалось, услуга бесплатная, но где-то еще 15 минут меня допрашивали, мол, какая цель визита в город, а не мародер ли я? Затем выдали бумажку с датой выезда. С одной стороны ничего особого, но процедура мне показалась очень унизительной. Почему я должен кому-то и что-то доказывать?", – возмущается Андрей.

Автор: Арсений Беркан, «Сегодня»

You may also like...