Убийство мирных жителей под Волновахой: реконструкция трагедии (фото)

После случившейся трагедии со стороны управляемых Россией террористов зазвучали самые фантастические версии произошедшего, которые еще и менялись с течением времени. Озвученная же по гарячим следам версия украинских силовиков, напротив, оставалась, в принципе, без изменений, а лишь уточнялась и дополнялась, и получила подтверждение в докладе мониторинговой миссии ОБСЕ от 16 января 2015 года.

Используя открытые данные попробуем восстановить ход событий и рассмотреть правдоподобность разных версий. Попутно, мы попытаемся исследовать ряд утверждений.

Начнем с первого замечания.

Замечание: что мы не можем доказать

Поскольку мы не имеем физического доступа к месту происшествия, не можем опросить свидетелей и подозреваемых, то, соответственно, нам будет невероятно трудно опровергнуть версию, что все это было специально подстроено — по примеру различных теорий заговора о постановчном полете на Луну.

Поэтому мы будем исходить из того, что общедоступные в интернете материалы видео и фото съемки неподделанные.

Реконструкция событий

В основе нашей реконструкции лежат открытые расследования:

Общая картина

Приблизительно в 14:25, 13 января 2015 года был произведен обстрел блок-поста под Волновахой. Всего было выпущено 88 снарядов из РСЗО «Град». Один из них разорвался в 12 метрах от пасажирского автобуса, совершавшего регулярные рейсы «Златоустовка-Донецк» и забрал жизни 13 людей, ранил еще 17.

Центр удара пришелся на метров 300 дальше по трассе в сторону Донецка.

Количество установок

Полное видео с камеры наблюдения дает возможность установить места взрыва отдельных снарядов. При нанесении на карту, мы получим:

Всего, нам удалось установить места взрыва около 60-ти снарядов. Однако, место расположения камеры не дает возможность увидеть все взрывы.

По данным официального расследования около блок-поста было обнаружено 88 воронок от разрыва снарядов.

Оба числа позволяют нам сделать вывод, что в атаке участвовало более 1 установки РСЗО «Град».

Действительно, при внимательном просмотре видео с камеры наблюдения, мы можем заметить, что за 0,28 с происходит 6 первых взрывов. Другие наблюдатели зафиксировали 8 взрывов за первые 0,48 с.

Таким образом, ракетно-артиллерийский удар по блок-посту был нанесен батареей РСЗО «Град» в составе не менее 6-8 пусковых установок.

Направление

В 20-ых числях января мониторинговая миссия ОБСЕ опубликовала отчет об исследовании места трагедии с воздуха. В отчете находится сделанная с помощью БПЛА фотография, которая позволяет достаточно точно установить направление, откуда прилетели снаряды:

Судя по форме воронок, они бразовались от разрыва снарядов, которые прилетели с Северо-Востока.

Следует отметить, что это несколько противоречит озвученным немного ранее, 17 января, выводам миссии, что снаряды прилетели с направления Север-Север-Восток.

Однако, направление Северо-Восток совпадает с промежуточными результатами расследования украинскими правоохранителями и сделанного по горячим следам заявления Вячеслава Аброськина про то, что обстрел велся со стороны Докучаевска.

Направление Северо-Восток подтверждается и снимком корпуса снаряда, который застрял в земле между полосами дороги:

Таким образом, можем с высокой долей уверенности утверждать, что ракеты были выпущены с направления Северо-Восток.

Расстояние

По нашим наблюдениям, осколки осколочно-фугасной боевой части снаряда системы «Град» разлетаются во все стороны расходящимся потоком в плоскости, перпендикулярной оси снаряда:

Аналогичные последствия попадания разлетевшихся осколков мы можем наблюдать и на правом борту автобуса:

Поскольку продольная ось автобуса практически совпадает с продольной траекторией полета снаряда, то боковая плоскость автобуса будет практически перпендикулярна плоскости разлета осколков. Благодаря этому, мы можем восстановить угол падения снаряда — он будет перпендикулярен (нормалью) плоскости разлета осколков.

Таким образом, мы можем оценить угол падения снаряда около 60°.

Несмотря на всю неточность наших оценок, они оказываются одного порядка с данными официального расследования — 52°…55°.

Зная угол падения снаряда, а также его тип (по данным того же расследования, это был снаряд М-21ОФ (9М22У), мы можем оценить и дальность его полета. В этом нам помогут результаты компьютерного моделирования, которые приведены в таблице D.8 на странице 100 книги «The Rocket Artillery Reference Book» авторства Ove Dullum. Так, угол падения в диапазоне 52°…55° соответствует дальности полета около 18,8-19,8 км (без учета погодных условий).

В таком случае угол возвышения составлял бы около 33°, время полета достигло бы 60 с, а в апогее снаряд поднялся б на высоту 4515 м.

Полученная нами оценка (без учета погодных условий) соответствует данным официального расследования: 19 км.

Согласно архиву погоды на сайте rp5.ru, 13-го января 2015 года метеостанция в Волновахе (WMO ID 34615) после 14:00 по местному времени фиксировала слабый ветер, который дул с Юго-Запада, во встречном, по отношению к снаряду, направлении.

Таким образом, можем с высокой степенью уверенности утверждать, что дальность полета снарядов составляла до 19 км.

Предположительное место запуска

Зная направление и расстояние до пусковых установок мы можем оценить и приблизительное их местоположение.

Проведя прямую линию в Северо-Восточном направлении от места взрыва, мы попадаем на восточные окраины Докучаевска (район Восточного карьера ДФДК).

К счастью, непосредственному автору данного расследования, господину @DajeyPetros удалось связаться с жителем Докучаевска, который предоставил аматорскую запись предположительно запечатлевшую момент пуска снарядов. Детальный анализ видео позволил уточнить наши оценки места запуска:

Установленное по предотавленной видеозаписи место запуска оказалось приблизительно на 2 км ближе нашей оценки, но находится по тому же направлению. Данное расхождение может быть объяснено неточностями измерений а также влиянием погодных условий на траекторию полета снаряда (встречный ветер у земли, состояние атмосферы выше нам узнать не удалось).

Таким образом, можем с высокой степенью уверенности утверждать, что снаряды были выпущены с юго-восточных окраин Докучаевска, с поля между поселком Южный и Восточным карьером ДФДК.

Обсуждение

Утверждение: от «Града» автобус разорвало бы на части

В свое оправдание управляемые из Кремля террористы заявляют, что характер повреждения автобуса не соответствует результату попадания снаряда РСЗО «Град». Мол, он танки в клочья рвет, а тут автобус остался, фактически, целым.

Попробуем провести аналитические подсчеты дабы оценить это утверждение на правдоподобность.

Сразу же обратим внимание на тот факт, что прямого попадания снаряда не было.

По уточненным данным мониторинговой миссии ОБСЕ воронка находилась в 10 м от автобуса. Во время первого осмотра места происшествия расстояние от автобуса до воронки было оценено в 12-15 метров. Таким образом, растояние от места взрыва снаряда до автобуса составляло не менее 10 метров.

Поражающее действие боевой части осколочно-фугасного снаряда М-21ОФ (9М22У, по данным официальной версии) делится на две части: фугасное, и осколочное.

Фугасное действие

Оценим эфект от фугасного поражающего действия. В этом нам поможет формула Садовского. Полученная эмпирическим путем она позволяет установить приблизительное значение избыточного давления ударной волны.

На языке програмирования R формула иммет вид:

0.1*(mass^(1/3))/dist + 0.43*(mass^(2/3))/(dist^2) + 1.4*mass/(dist^3)

где mass — масса тротила, dist — расстояние до точки взрыва.

Подставляем значения 6,4 кг и 10 м соответственно, получаем 0,042 МПа.

По данным таблицы 3.12 книги «Действие средств поражения и боеприпасов», Балаганов и др. (2004). Ударной волны с таким избыточным давлением может быть достаточно для нанесения средней степени повреждений автомобилям «Унимог», а по данным таблицы 3.10 такая ударная волна способна нанести сильные повреждения легковым автомобилям и автобусам.

Однако данные этой таблицы верны только для случаев, когда длительность ударной волны значительно превышает период собственных колебаний объекта, тобишь, для взрыва топливно-воздушной смеси (ТВС). В нашем случае, установить его не удалось. Но можем заметить, что длительность ударной волны в нашем случае составляет около 0,07 с.

Оценить повреждения также можно и по значению удельного импульса ударной волны. Приблизительное значение можно подсчитать по формуле 3.31, и оно будет равно 69 Па·с, что значительно меньше минимально необходимых 200 Па·с.

Таким образом, создаваемая ударной волной нагрузка будет импульсной, а ее эффект — значительно слабее указанных для ТВС табличных данных.

Можем также отметить, что в силу малого периода собственных колебаний барабанных перепонок, указанные на странице 223 той же книги данные, позволяют нам установить, что все находившиеся в автобусе пассажиры могли временно потерять слух (нижняя граница 1,5…2,0 кПа), а у тех, кто ближе всего находился к эпицентру взрыва могли случиться и некоторые повреждения барабанных перепонок (нижняя граница 34…35 кПа).

Однако, избыточное давление ударной волны спадает с увеличением расстояния до точки взрыва. График этой зависимости показан на рисунке ниже:

Таким образом, взорвавшийся в 10 метрах от автобуса снаряд М-21ОФ (9М22У) с 6,4 кг тротила в боевой части должен был причинить незначительные повреждения автобусу а также причинить повреждения органам слуха пасажиров. Но его энергии не хватило б на полное уничтожение автобуса или убийство всех находившихся в нем пасажиров.

Осколочное действие

Кроме поражения ударной волной, РСЗО «Град» поражает цель осколками.

Согласно данным ОАО НПО «Сплав» снаряд М-21ОФ (9М22У) метает 1640 осколков заданного дробления (массой 2,4 г) плюс 2280 от корпуса (средней массой 2,9 г). В сумме получаем 3920 осколков массой 2,4…2,9 г.

Оценим количество осколков, которые могли бы попасть в автобус.

Длина автобуса ЗАЗ А07А1 I-VAN равна 7400 мм.

Предположим, что взрыв произошел на расстоянии 10 м прямо сбоку от автобуса, напротив его носа.

Смотря на нашу схему сверху мы увидим прямоугольный треугольник, образованный боковой плоскостью автобуса и опущенной из места взрыва нормалью.

Тогда сектор, который будет перекрыт автобусом, можно вычислить как arctan(авт/дл) = arctan(7,4/10) = arctan 0,74 = 36,5°.

Другими словами, из 3920 осколков, которые разлетаются во всех направлениях, на автобус придется 3920×36,5/360 = 397 осколков. Или, в каждый метр длины борта автобуса попадет 54 осколка, в каждые 10 см — 5,4.

Если допустить, что ширина жизненно опасной зоны стоящего в проходе между креслами лицом к окну человека равна 20 см, то такой человек мог получить около 10 осколков.

Таким образом, приходим к выводу, что осколочное действие стало основной причиной гибели людей. Его не достаточно для полного уничтожения корпуса автобуса, но абсолютно достаточно для того, что б причинить тот ущерб, который мы видим на фотографиях.

Утверждение: сразу на обочине находилось минное поле

По легенде российских пропагандистов, основной причиной гибели людей стало минное поле, которое находилось непосредственно, сразу же на обочине.

Оставим в стороне безсмысленность обустройства такого минного поля, практически на территории собственного блок-поста.

По словам самих бойцов с блок-поста, табличка «минное поле» необходима лишь для того, что б не расходились по кустам пассажиры проверяемого транспорта.

Кратко рассмотрим разные варианты.

МОН-50

Противопехотная мина направленого действия. Масса взрывчатки — 0,7 кг, количество осколков — 485/540 штук.

Устанавливается на грунт либо на деревья и другие опоры.

МОН-50 не объясняет:

  • мощный взрыв (видно на видео с видеорегистратора и по облаку дыма);
  • воронку в земле;
  • симметричные следы от взрыва на земле;
  • эта мина не утянула бы более крупные осколки, следы которых видны на корпусе.
  • должна была бы быть установлена не по правилам, а под углом.

ОЗМ-72

Противопехотная мина кругового поражения. Масса взрывчатки — 0,66 кг, количество осколков — 2400 штук.

Эта мина закапывается в грунт, будучи приведена в действие, выбивается из стакана на высоту около 0,6-0,8 м и взрывается.

Эта мина, по количеству осколков, по круговому поражению, уже ближе по действию к боевой части осколочного снаряда. Однако:

  1. в месте закапывания должен был остаться «стакан» — его не видно ни на фото, его также не заметила мониторинговая миссия ОБСЕ;
  2. количества взрывчатого вещества недостаточно для создания на столько же мощного взрыва, как на видео с видеорегистратора;
  3. должна была быть установлена не по правилам — под углом.

Расстрел из стрелкового оружия

Даже если б стрелявшие специально вели огонь так, что б попадания были распределны равномерно в расходящейся полосе под углом к земле, то:

  1. их бы видели выжившие свидетели;
  2. они были бы видны на видеорегистраторе;
  3. от них не осталась бы воронка;
  4. и они не пустили бы такое же облако дыма, как на камере с вышки;
  5. отверстия были бы правильной формы, а не «прямоугольные».

Выводы

13 января 2015 года управляемыми из Кремля боевиками был совершен один из наиболее детально задокументированых террористический акт, в результате которого 13 человек погибло, еще 17 получили ранения.

Если б центр удара пришелся на сам блок-пост, а не на 300 м вдоль дороги от него, то количество жертв было бы в несколько раз больше.

Примечание

В ходе исследования были использованы общедоступные материалы. Мы старались указывать ссылки и соответствующих авторов. Если вы считаете необходимым внести дополнение или уточнение, пожалуйста оставте коментарий под статьей.

Источник: texty.org.ua Сопоставлял версии: Орест Зог

You may also like...