Новая полиция – старые проблемы

Сто дней с момента начала работы в Киеве новая патрульная полиция в основном получала положительные отзывы. В руководстве МВД эксперимент сочли настолько успешным, что новая патрульная служба уже начала работать во Львове, Одессе, Николаеве, а набор полицейских стартовал во многих городах Украины. Тем не менее, первые месяцы работы новой службы показали и первые проблемы.

 В Киеве новая полиция вышла на патрулирование улиц 4 июля, хотя базовый закон «О национальной полиции» вступит силу лишь 7 ноября. То есть сейчас у новых полицейских в карманах удостоверения старой милиции. К работе патрульных было приковано огромное внимание СМИ и общественности.

В целом полицейским удалось создать о себе положительное впечатление: красивые молодые ребята, опрятная форма, вежливое и корректное обращение с гражданами. Эти качества были редкостью для старой патрульно-постовой службы и ГАИ. Министр внутренних дел Арсений Аваков неоднократно оглашал результаты социологических опросов, которые показывали, что уровень доверия к новым патрульным среди жителей столицы является высоким и составляет 85%.

Тем не менее, первые месяцы работы новой службы показали и первые проблемы. Директор Центра правоохранительной деятельности Олег Мартыненко считает: то, что Министерство называет системной реформой, на самом деле лишь механическая замена личного состава. За кулисами процесса и внешними эффектами, которые сначала впечатлили публику, остаются вопросы, которые пока так и не решены.

Отсутствие координации в работе между патрульными полицейскими и районными отделами милиции

Пожалуй, это главная проблема, с которой столкнулась новая патрульная служба. В большинстве городов патрульная служба является частью районного отдела милиции. «Когда полиция кого-либо задерживает, она доставляет и оставляет человека на дежурного части, и с этого момента человек, как и раньше, остается в руках старой милиции со всеми ее изъянами. Как бы хорошо патрульная служба не работала по задержанию, всех нарушителей она будет передавать в райотдел и на этом ее компетенция заканчивается», – отмечает эксперт.

К примеру, львиную долю среди всех совершаемых в Киеве преступлений занимает домашнее насилие. Ранее в случае заявления о происшествии на место прибывал патрульный наряд, составлял протокол, после чего он передавался участковому районного отделения. Участковый на свое усмотрение либо отправлял насильника в социальный центр для корректировки поведения, либо же лично работал с конкретной семьей. «В месяц районные участковые получали до 50 таких материалов, – рассказывает Олег Мартыненко. – Сейчас же это количество упало до пяти протоколов в месяц. Только потому, что новые полицейские не умеют работать, они не умеют составлять протоколы, и материалы просто не попадают к их коллегам».

Социальная и правовая незащищенность новых полицейских

Новая полиция оказалась один на один с проблемами старой системы. Новые полицейские жалуются на переработку без дополнительной компенсации. «Их заставляют работать сверх нормы, им часто назначают занятия для повышения квалификации в выходные дни. У них отсутствуют элементарные вещи: раздевалки, шкафчики для переодевания, душевые кабины», – отмечает Мартыненко. Все эти установки (работать во внеурочное время, – «Главком») идут от нового руководства полиции, отобранного в ходе реформы.

«Поэтому, полицейские всерьез подумывают над тем, чтобы создать профсоюз. Идея хорошая, но как это воспримет МВД? Будет ли заключаться официальный договор? Такую незащищенность новой полиции можно поставить в упрек руководству МВД», – считает директор Центра правоохранительной деятельности.

Непрозрачность работы службы

Никто до сих пор точно не знает, по каким критериям отбираются руководители новой полиции. «На основании чего тот или иной молодой человек победил в конкурсе и возглавил службу в конкретном городе?», – задается вопросом эксперт. Возможно, конкурс и проводят, однако МВД никакой информации по этому поводу не озвучивает. Это вызывает массу недоумения, в первую очередь, среди самих полицейских. «Любой из них мог возглавить Одесскую, Львовскую или Николаевскую полицию. Они видят, что среди них много достойных кандидатов. Эта кадровая закрытость деморализует полицейских, которые понимают, что существуют какие-то подковерные игры», – считает Мартыненко.

Безосновательные дисциплинарные наказания

Эксперт отмечает также непрозрачную процедуру дисциплинарных взысканий новых патрульных. По его словам, сейчас внутри службы действует система денежных штрафов за определенные проступки, например, за явку на работу небритым или с вызывающей косметикой у женщин. Однако проблема заключается в том, что, согласно законодательству, полицейского могут привлекать к наказанию только по решению суда. «В любом случае, как правило, милиционеры не подвергаются штрафам как таковым, у них есть дисциплинарные взыскания и все», – рассказывает Мартыненко. Однако сами полицейские неоднократно жаловались на то, что их штрафуют. «Они просто не понимают, на основании чего с них снимают часть денег», – уточняет эксперт.

Еще одной проблемой службы, которая пока не стала предметом всеобщего обсуждения – присвоение специальных званий. Несмотря на то, что официально закон вступает в силу только 7 ноября, полицейские не скрывают, что Министерство направо и налево раздает звания уже новой структуры. «Если сотруднику присваивают звание полиции, то это оторванное от закона звание. Так как у них в карманах сейчас удостоверение сотрудников милиции, а не полиции», – отмечает Олег Мартыненко.

Но даже если и существует такая практика, то до сих пор не понятно, по каким критериям МВД присваивает разные звания полицейским, которые одновременно приняли присягу и приступили к службе. «Они все прошли плохое, но обучение, 4 июля приняли присягу, и спустя три месяца один полицейский стал сержантом, а его коллега-ровесник – капитаном. Где логика?», – говорит директор Центра. Это, по его словам, сильно бьет по мотивации полицейских.

ГАИ никуда не делась

Как бы убедительно не звучали заявление главного реформатора полиции Эки Згуладзе о том, что после запуска реформы киевляне больше не увидят старых ГАИшников на дороге, жители столицы по-прежнему их видят. Хоть МВД и вычеркнуло ГАИ из формулировки практически всех нормативно-правовых актов, служба просуществует еще до середины 2016 года. «За это время все ее подразделения расформируются и объединяться с патрульной полицией. Но на практике сотрудники ГАИ работают, и могут составлять протоколы», – рассказал директор Центра.

Нарушений не стало меньше

Все ждали, что после введения в столице практики круглосуточного патрулирования улиц, количество совершаемых преступлений и правонарушений резко упадет вниз.

Однако эксперт не советует верить статистике, которую преподносят в МВД. Мартыненко рассказывает, что раньше в милиции действовал строгий порядок фиксирования всех правонарушений, и вышестоящее руководство чуть ли не требовало выполнения определенного плана по фиксации преступлений. Сейчас же, по его словам, выполнения плана у подчиненных никто не требует, а следовательно, и количество нарушений на бумаге снизилось. Но отражает ли это реальную ситуацию в Киеве?

Поспешный и некачественный отбор

Как и ожидалось, двух месяцев интенсивного обучения не хватило для того, чтобы выпустить полностью подготовленных патрульных на улицы. «Их плохо обучали. Два месяца – ничто для того, чтобы водить машину уверенно при таком трафике», – считает Мартыненко. Как результат – в некоторых ситуациях патрульные просто не знают, как себя вести на месте происшествия, и часто обращаются к своим коллегам за помощью. Разнятся также цифры о количестве уволенных сотрудников.

В начале октября Аваков заявил, что только в Киеве уже уволены 28 полицейских, причем двое из них – за нарушения. «По результатам двухмесячной работы из двух тысяч полицейских «отсеялись» только 28 работников. Мы ожидали отсева 10-20%, но не так мало», — отметил министр. По данным, двух человек уволили «по подозрению или по факту неблаговидных действий с деньгами». Однако Мартыненко приводит другие данные.

По его словам из новой службы по всей Украине уже уволили 200 человек. При чем причины разные – от нарушения внутренней дисциплины до увольнения по болезни и собственному желанию. «Это проблема отбора. Он сильно страдал по качеству в Киеве, Харькове, Одессе и Львове, потому что часто набирались люди мотивированные, но не прошедшие тщательного медицинского обследования и спецпроверки. Реформаторы так спешили набрать мотивированных людей, что думали, что все остальное само собой потом приложится», – объясняет эксперт. При этом, сами полицейские не в курсе, идет ли набор новых сотрудников на место уволенных.

Новая полиция работает по старым схемам

Эксперт отмечает, что сегодняшнее руководство правоохранительных органов не готово открыто сказать о недостатках и промахах реформы. «Максимально скрывается весь негатив. Не готов министр выйти и сказать: да, у нас плохие кадры, мы опаздываем с реакцией. Но именно с такого публичного признания недостатков и начинается реформа полиции. Отсюда – повышенное доверие к полиции, потому что граждане видят, что их деньги тратятся не зря», – объясняет Мартыненко.

А доверие к полиции – это оперативность реагирования на вызовы граждан, безопасность в общественных местах, умение предупреждать проблемы, которые приводят к правонарушениям. «Говорить о том, что на улицу вышли красивые симпатические полицейские, и поэтому мы им доверяем – можно. Но является ли это показателем качества их работы? Это изначально самообман для нас, мы считаем, что если уровень доверия высокий, значит, человек работает хорошо. На самом деле высокий уровень доверия может быть из-за плохой информированности», – сказал эксперт.

Расширенные полномочия новых патрульных

И, наконец, среди минусов, которые могут привести к будущим злоупотреблениям со стороны полицейских, – новый закон о полиции. Эксперт объясняет, что 7 ноября любой гражданин может быть остановлен в любом месте патрульным полицейским, и будет обязан предъявить документы только потому, что патрульный будет считать, что граждан имеет отношение к совершенному правонарушению.

В новом законе также написано, что все граждане буду обязаны подчиняться внешнему досмотру, самостоятельно открывать сумку, а также багажник машины и показывать содержимое без свидетелей и понятых. А высказать свое «фэ» новым полицейским граждане хоть и могут, но закон дает вышестоящему руководителю полиции право в течение дополнительных двух недель на свое усмотрение либо уволить, либо оставить в должности указанного сотрудника.

Источник фото: Facebook

Автор: Оксана Лой, «Главком»

You may also like...