Народная война. Как украинцы ведут свою гибридную войну с Россией

11 февраля в Украине началась стихийная блокада российских грузовых автомобилей. Акция, организованная в качестве ответа на запрет украинского транзита через РФ, охватила 10 областей, грузовикам из России был перекрыт сухопутный путь в Европу. А 15 февраля запрет узаконил Кабинет министров — как и во многих других случаях (пять последних — ниже), инициаторами экономических санкций против оккупанта стали гражданские активисты. А роль государства свелась к поддержке их инициативы на уровне правительства.

В новейшей истории экономического украино-российского противостояния инициаторами санкций против оккупанта все чаще становятся гражданские активисты

Блокада российских фур

Начало: февраль 2016 года

После того как в январе РФ запретила транзит украинских товаров, в Украине началась стихийная блокада российского грузового автотранспорта. К концу первой декады февраля она охватила 10 областей Украины. Цель гражданских активистов — полный запрет торговой деятельности РФ на украинской территории.

Последствия: 15 февраля Кабмин приостановил транзит грузовиков из РФ по украинской территории — до решения вопроса с украинским транзитом. Поскольку до этого транзит российских фур был приостановлен Польшей, у российского грузового автотранспорта больше нет возможности попасть в страны ЕС сухопутным путём.


Энергетическая блокада Крыма

Начало: октябрь 2015 года

В октябре 2015-го были прекращены поставки электроэнергии по линии Мелитополь — Джанкой из-за повреждения двух опор ЛЭП. В декабре подрыв линий электропередачи в Чаплынке Херсонской области практически оставил крымчан без света — полуостров обеспечивался украинской электроэнергией на 70%.

Последствия: с 1 января 2016 года, несмотря на готовность линий электропередачи, Украина не возобновила поставки из-за истечения срока действия контракта. Крым подключили к энергосистеме РФ через энергомост из Кубани, но он обеспечил лишь около 30% потребности в электричестве.


Товарная блокада Крыма

Начало: сентябрь 2015 года

Крымскотатарские и украинские активисты заблокировали движение грузового транспорта между континентальной Украиной и полуостровом. Акция была объявлена бессрочной, товарооборот с захваченным полуостровом прекратился.

Последствия: на государственном уровне о необходимости товарной блокады Крыма заговорили спустя два месяца после начала акции. Постановление Кабмина о запрете поставок товаров и услуг на аннексированный полуостров вступило в силу 16 января 2016 года. После этого активисты сняли блокпосты.


Бойкот российских товаров

Начало: март 2014 года

После аннексии Крыма в Украине началась стихийная кампания по бойкоту российских товаров: с граффити, листовками, плакатами и стихийными акциями.

Последствия: из-за падения спроса на товары из РФ к 2015 году транснациональные корпорации, поставлявшие товары со своих заводов в России, поменяли логистику — начали завозить продукцию из других стран или открывать производство в Украине. Когда в январе 2016-го в ответ на запрет ввоза украинских товаров в РФ Киев ввёл эмбарго на большинство российских товаров, таковых на полках отечественных магазинов оставалось не более 1–2% (в 2013 году их было 3–7%).


Блокада российских АЗС

Начало: март 2014 года

Активисты блокировали работу нескольких десятков АЗС российских сетей, призывая не пользоваться их услугами. До начала акции в Украине работали около 500 российских заправок под брендами "Лукойл", ТНК и др.

Последствия: в августе 2014-го Лукойл продал около 170 украинских заправок австрийской компании AMIC Energy из-за падения реализации на 42%. Активисты не поверили в прозрачность сделки — компания-покупатель была зарегистрирована в 2013 году и неизвестна на нефтерынке Австрии. А в январе 2016-го стало известно о продаже сети из 141 заправки Роснефти (ТНК и др.) швейцарской Glusco Energy.

Фото: Getty Images, УНИАН

Источник: ФОКУС 

 

Читайте также: