Лихие 90-е в отдельно взятых местах на карте Украины

Хочешь жить — умей вертеться. Если в цивилизованном мире это "верчение" означает начало собственного дела, то на постсоветском пространстве — открытие новых схем. Времена меняются, но на территории современных Ровненщины, Волыни и Житомирщины вновь воцарилась "шустрая и дерзкая" модель поведения. Какие-то лихие 90-е в отдельно взятых местах на карте.

Никто никого не принуждает к совершению уголовно наказуемого деяния, но украинцы падкие на труд, приносящий немалые деньги, особенно если те валяются буквально под ногами. Особенно полищуки, с их малоплодородными почвами и большими аппетитами. Вместе с тем сводить проблему исключительно к их "полевой деятельности" — дешевый популизм и узколобость, ведь проблема из той категории, которые обычно называют комплексными. И решаться они должны комплексно.

2 июня с.г. в селе Обище Олевского района Житомирской области произошел вооруженный конфликт между местными жителями и "представителями заезжих бандитских формирований", как их назвал депутат Житомирской областной рады Александр Николайчук в Facebook. Раньше аналогичные события происходили в других населенных пунктах той же Житомирщины, а также соседних Ровненщины и Волыни.

И это после того, как государство анонсировало очередное закручивание гаек — введение Национальной гвардии для решения проблемы незаконной добычи янтаря. Вместе с тем чиновники убеждены, что для этого "необходима координация действий всех соответствующих структур, а не только правоохранительных органов".

Подобные заявления типичны для Украины, где проблемы решаются исключительно в режиме пожарной  команды, которая, как известно, борется с огнем, но не способна путешествовать во времени, чтобы предупредить возникновение пожара. Можно оправдаться тем, что с предотвращением нелегальной добычи янтаря государство опоздало лет на 15. Но борьба на нынешнем этапе будет такой же "эффективной". И описанные выше события прекрасно это иллюстрируют. Они чрезвычайно важны минимум по двум позициям.

Во-первых, явно продемонстрирована бесперспективность ставки на силовое решение проблемы добычи янтаря. Если промониторить профильные сообщества в социальных сетях, можно обнаружить, что подавляющее большинство сообщений и фотографий касаются трех объектов: добытого янтаря, вырученных за него "бумаг" (на сленге — стодолларовых банкнот) и пирамид оружия, предназначенного для защиты от посягательств на первое и второе.

Инциденты на Олевщине, Владимирщине, Сарненщине и им подобные в полной мере отображают способность старателей активно отстаивать свои материальные интересы в родных лесах. Вместе с тем неединичные факты приезда более или менее многочисленных уголовных групп, пытающихся прибрать добычу янтаря к собственным рукам, свидетельствуют о невозможности полиции (даже с привлечением Нацгвардии) контролировать ситуацию.

Следует понимать, что массово обнародуются только неудачные попытки янтарного рейдерства. Об успешных информация не распространяется далее отдельных населенных пунктов. А они точно имели место, иначе не было бы старателей, соглашающихся на эксплуатацию.

Во-вторых, такие воинствующие "конкурсы" на недропользование свидетельствуют о росте конкуренции за право добычи. Свято место пусто не бывает — пока государство медлит с лицензированием или другим способом регламентации хозяйственных отношений, урегулирование происходит самотеком силами местных старателей и дельцов в стиле "чья сила, того и правда". Как лишить промысел этой критически опасной привлекательности? Или закрутить гайки, или отпустить вожжи. Силовой вариант не сработает, да и в результате закручивания можно "сорвать резьбу".

Реальность и опасность подобных перспектив можно проследить на примере уже случившихся штурмов полицейских участков или пограничных застав. Вместе с тем большую либерализацию, чем нынешнее отстранение государства, трудно и представить. Остается единственный вариант — философская золотая середина. Сладким считается только запретный плод, в то время как общее расширение доступности добычи янтаря снизит ажиотаж и накал страстей.

Нельзя говорить о полной бездеятельности государства в наведении порядка в этой проблемной сфере. Оно все же продуцирует решения, направленные на урегулирование добычи солнечного камня. Например, на янтарных землях созданы полицейские станции, проводится регулярное патрулирование мест возможной добычи с привлечением Нацгвардии, другие мероприятия.

Но если из Киева или еще более отдаленных регионов кажется, будто государство активно применяет силу, то на местах видно, что сила только демонстрируется. И это явно к счастью, ведь языком оружия и принуждения проблему не решить. Более того, это именно та трясина, активно возясь в которой легче достичь дна, чем поверхности.

Нацполиция с Нацгвардией не получают карт-бланш в Полесье закономерно — ведь что дальше? Без нормативного урегулирования вопросов добычи янтаря репрессивные меры только консервируют проблему: самоцвет под землей, силовики на земле, криминалитет хотел бы зеркального отражения ситуации, а старатели — возврата к своей прибыльной работе. Поэтому длительное сохранение статус-кво просто невозможно.

Государство давно обещает поставить законодательный крест на "янтарных войнах", но динамика перехода от озвучивания обещаний до их воплощения оставляет желать лучшего. Проект соответствующего рамочного закона "О добыче и реализации янтаря" более года "читается" в парламенте, но одобрения никак не получает. Закон должен стать первой ласточкой нового порядка хозяйствования — прозрачного и открытого. Ведь практика неконтролируемого пользования богатством недр и природных ресурсов не ограничивается янтарем: оно ведется начиная с обычного браконьерства и заканчивая вырубкой карпатских лесов.

Не следует останавливаться детально на анализе законопроекта — за это время его уже по буквам разобрали специалисты Главного научно-экспертного управления ВРУ и профильных неправительственных организаций, журналисты. Следует только отметить, что его универсальность — никакая. Таким же может быть и закон о пихте, базальте, торфе, антраците, строительном песке, уране или других ископаемых, добываемых не так как надо.

В то же время у силового варианта решения проблемы (а другой просто не предлагается) есть еще один особенно выразительный недостаток — он воплощает практику тех 90-х, где "разрешено все, но не всем". Старательская иерархия далеко не настолько однозначная, чтобы блокпосты в лесах-полях и рейды могли навести в ней порядок. Рядом с людьми, которые вручную копают 9-метровые котлованы, есть те, кто делает это экскаваторами или просто "моет".

Есть подростки, школьники разного возраста, женщины или пенсионеры, бродящие по янтарным пустыням и запрудам, образованным в результате плодотворной работы помп, в поисках некоего рикошета, который позволит сразу же приобрести дров на зиму, дом, корову, модный гаджет или хорошо погулять в ночь с пятницы на вторник.

Отдельные лица вообще не появляются на клондайках иначе как для сбора добытого или же отправляют с этой миссией доверенных лиц. Кто-то банально пропивает заработанное, кто-то конвертирует его в строительство элитного жилья или приобретение элитных автомобилей, а для кого-то такой способ заработка является единственным социальным лифтом из-под черты бедности в более или менее успешную жизнь. Боюсь, не все возможные параметры озвучены, но главное в том, что БТР и снайперы на соснах ударят именно по самым обездоленным и наименее угрожающим, никоим образом не решая базовую проблему: янтарь все равно будут добывать без какой-либо выгоды для государственного бюджета. Это именно тот айсберг, который только немного виден из-под воды, хотя сам о-го-го.

Это чем-то напоминает антикоррупционную политику государства, когда противодействие коррупции сводится к откровенно избирательной борьбе с коррупционерами. Даже недавнее взятие под стражу николаевского "маркшейдера" не срабатывает в качестве примера необратимости наказания.

В сознании других, чьи состояния резко контрастируют с зарплатой, все выглядит, как "пацан к успеху шел" и ему просто не повезло. Задержанный старатель не возвращает государству утраченного, добыча янтаря тоже не прекращается — на месте одного появятся двое других. Да и первого все равно отпустят, а леса в Полесье еще есть, и янтаря пока хватает. Вечная игра с нулевой суммой.

Геополитический срез проблемы свидетельствует о том, что по объемам продажи ювелирных изделий из янтаря первенство держит Польша, за ней Литва и Россия. Калининградское Пальмникенское месторождение наибольшее в мире, но переживает трудные времена, поскольку нелегальный янтарь с Волыни и Ровненщины сбивает цену. И это ненормальная ситуация — украинский янтарь высоко котируется, а государство на этом теряет деньги и репутацию.

Тем более что промышленная эксплуатация украинских месторождений в 70-х годах прошлого века была признана нецелесообразной именно на фоне работы комбината в Калининградской области. В нынешних условиях с российским опять конкурирует украинский янтарь, но не сама Украина. Запасы янтаря формируют основу для планов завоевания мировых рынков, предлагаемых стратегиями развития в тех же Янтарном (Калининградская область), Гданьске и Клайпеде, но не в Луцке, Ровно и Житомире. И это еще один камень на негативную чашу весов.

В среде старателей постоянно идет дискуссия о том, кто является основным вымогателем платы за их промысел. Версий появляется много: от представителей Партии регионов и ближайшего окружения президента-беглеца до действующей региональной и центральной власти. В стране перманентного политического кризиса такая информация может отождествляться с бомбой, поскольку позволяет персонифицировать ненависть, которую тысячи участников "янтарного рынка" чувствуют к государству и его представителям на всех уровнях. Самое интересное, что проверить ее и невозможно, и нецелесообразно.

Ровненское Полесье — это третья и четвертая Чернобыльские зоны, поэтому существование мышей-мутантов вполне вероятно. Но трудно представить грызунов с такими страшными аппетитами и возможностями, которые позволили им уничтожить свыше 60 кг конфискованного янтаря в служебном кабинете в одном областном центре. Возможно, это те же животные, которые надоедали директору колхоза и его запасам зерна из одного еще советского анекдота.

Приблизительно из этой же категории и сообщение о задержании группы правоохранителей, занимавшихся разбоем или рэкетом по отношению к добытчикам янтаря, покрывая их деятельность. Все эти события объединяет одно — в них непосредственно фигурируют не люди, имеющие дело с лопатами и помпами, а те, кто контактирует с самими старателями. То есть борьба означает автоматически и режим наибольшего содействия. Будет ли она в таком случае успешной? Что изменится после обнародования и так давно известных фамилий? Люблю риторические вопросы.

Давайте посмотрим на схему: янтарь добывается драконовскими темпами и методами, им по-всякому торгуют внутри и вне пределов государства, но последнее от этого ничего не получает. Закономерная задача — сделать так, чтобы прибыль с народных недр получал главный и легитимный представитель интересов народа — государство, а не сотня-три частных лиц. С этим тоже все согласны. А далее уже темная ночь: кто-то решил, что в пирамидальной системе "янтарь—торгаш—убыток" виновники располагаются на базовом уровне.

Такой взгляд противоречит здравому смыслу и объективной реальности, которая подсказывает только два варианта: или же государство полностью запрещает добычу и буквально консервирует все клондайки, или наводит порядок в посреднической прокладке. Западные ученые называют такую ситуацию трагическим выбором — оба варианта сложные и угрожающие, но выбирать надо.

Легализация будет выстрелом в "молоко", если останется автономным и единственным шагом — некая политика задабривания недрового агрессора. Надо сопроводить ее необходимым пакетом других мер, которые сделают нелегальную добычу опасным и нерентабельным делом. Опасна она и сейчас, но овчинка явно стоит выделки.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и цены на все остальное упрямо подводят нас к мнению, что государство не любит терять свое. Но янтарь теряется масштабно и вроде бы безболезненно. Поскольку государство представляют люди, а люди любят еще и зарабатывать (если положение и должность позволяют). Так что в этой ситуации нет ни правых, ни виноватых (кроме государства как института и будущих поколений как потомков этого хаоса). Соответственно, большинство государственных инициатив не только не решают проблему, но и углубляют и расширяют ее.

Рецепт янтарного прорыва простой, хотя и схематичный:

1. Поскольку добыча янтаря с государственной точки зрения нерентабельна, отдадим это неблагодарное дело в частные руки разного способа механизации и масштаба применения.

2. Скупка добытого сырца — дело исключительно государственное. С этой целью в населенных пунктах, расположенных в богатых залежами районах, открываются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ пункты приема: 5, 10, 500, сколько угодно, чтобы реагировать на предложение. Можно даже мобильные пункты приема запустить — полищукам не привыкать, летом так принимают чернику.

3. Ставку надо определить отдельно, но фиксированную для всех пунктов. Сугубо регламентная работа по определению стоимости каждой фракции, отсеиванию брака и подобным техническим деталям вполне подъемная для специалистов. Цена приема не должна ни обижать копателей, ни заводить скупщика в "минус". Тоже задача для специалистов.

4. Вывоз янтаря-сырца за границу — под строгим ограничением, если не под запретом. На международный рынок он выходит исключительно после добавления стоимости в виде готовых изделий. Исключение может составлять только электротехническая и медицинская отрасли, где нужен именно камень, а не ожерелье или картина. Но подобный экспорт может осуществляться исключительно на основе прямых и прозрачных контрактов, с указанием стоимости и объемов поставок. В перспективе следует заняться освоением новых технологий и переработкой янтаря в Украине.

5. И только после реализации всех этих подготовительных шагов можно по-настоящему закручивать гайки: от конфискаций до тюрьмы. Создать альтернативу, а уже потом бить по рукам.

Следует понимать, что янтаря под землей больше не становится, а его добыча навсегда останется вопросом государственного значения. Можно спустить всех собак и перевести все стрелки на органы местного самоуправления, которые в условиях децентрализации получили широкий набор полномочий, но ответственность государства, центра от этого не уменьшится.

Создание коммунальных предприятий на базе областных рад (как это предлагается упомянутым выше законопроектом) или территориальных громад (как было бы логичнее), запуск в работу старательских артелей, учреждение бирж янтаря и другие новации могут не сработать, но это будет сознательное решение государства. Более 15 лет оно медлило, разрешая отдельным своим сыновьям зарабатывать миллионы вместо того, чтобы заработать их самому. Пришло время продемонстрировать банальное неравнодушие, если не желание навести порядок.

Автор: Иван Валюшко, gazeta.zn.ua 

You may also like...