Смартфоны убивают: 5 свежих идей для безопасности пешехода
Каждый год на дорогах мира погибают около четверти миллиона пешеходов и в разы больше получают травмы. Россия в этом печальном списке на одном из первых мест и потому грех не задуматься, как, если не прекратить эту «невидимую войну», то по крайней мере сократить количество жертв.
Так что, наткнувшись в очередной раз на обсуждение проблемы в отечественной прессе, я решил собрать самые свежие наработки в этой области. Часть из них вне нашей власти (ими занимаются производители авто) и приводятся здесь больше для расширения кругозора. Другая потребует значительных денежных трат на переобустройство, например, переходов. Зато остальные предполагают чисто информационную работу с населением, что уж точно по карману даже муниципалитетам с самым тугим бюджетом. А результат: спасённые жизни! Что может быть ценней? Итак…
1. Интеллектуальные системы обнаружения пешехода для автомобиля
Может быть компьютеры ещё и не научились рассуждать как человек, но распознавать объекты в реальном мире они научились. И задача увидеть пешехода за несколько десятков метров, понять, что это пешеход, оценить направление его движения и вероятность контакта с капотом, цифровой технике вполне по силам. Даже такой маломощной, как бортовым компьютерам, которые всё чаще в автомобили встраиваются.
Говорить о каком-то одном, самом успешном или универсальном, решении пока не приходится, но тенденция обозначилась несомненная: во многих топовых моделях продающихся машин (и в ещё большем числе проектируемых) уже имеются системы обнаружения пешехода. Таковы, например, старшие модели Volvo и Tesla Motors. Помимо компьютера, там есть и прочая необходимая электроника: камеры, радары или лидары (лазерные радары), а также обратная связь с тормозами, которые срабатывают автоматически в случае обнаружения препятствия.
Но даже автомобиль, не входящий в этот список, можно оснастить подобной системой самостоятельно — приобретя одно из автономных решений (например, MobileEye). На лобовое стекло вешается дополнительная камера, а роль дисплея выполняет обыкновенный смартфон. Как только пешеход обнаружен, звучит сигнал тревоги. При движении с нормальной для города скоростью, у водителя будет почти две секунды на то, чтобы затормозить.
2 . «Умный» пешеходный переход
Это решение касается только регулируемых пешеходных переходов, зато оно и проще технически. Смысл: в светофоре на переходе устанавливается микрокомпьютер, которым каким-либо образом определяет, что рядом стоит человек, которому нужно дорогу перейти. В простейшем случае пешеход может наступить на пластину: она замкнёт электрическую цепь и отправит сигнал компьютеру. Либо опять-таки применяются камеры или другие сенсоры.
Так или иначе, обнаружив пешехода, светофор не только сам предупредит водителя и включит зелёный свет (это, в конце концов, «умеет» и простая кнопка, которую человек нажимал, подойдя к переходу), но ещё и продлит или укоротит время, в течение которого разрешающий сигнал горит. Продлит, если дорогу пересекает, например, человек пожилой. И сократит, если, напротив, пешеход пересёк контролируемое пространство быстрее обычного. Выросшая эффективность управления дорожным движением — приятный побочный эффект.
3. Световозвращающие элементы
Возлагать всю заботу о безопасности пешехода только на внешние устройства — значит перекладывать ответственность с больной головы на здоровую. Согласно новой редакции правил дорожного движения, пешеход теперь обязан, находясь в тёмное время суток на некоторых дорогах, носить световозвращающие элементы. И это тот самый случай, когда лучше не уточнять, на каких именно дорогах (на всех за городом), а носить «блестяшки» или, как их ещё называют, фликеры или рефлекторы, всегда.
Водители прекрасно знают, что вечером и ночью, а также при плохой погоде, заметить человеческую фигуру на дороге — дело непростое. И математика подтверждает этот опыт: человек в повседневной одежде различим ночью на расстоянии лишь трёх-пяти десятков метров. Однако наличие на одежде фликеров увеличивает эту дистанцию в пять раз и более!
И это как раз то, чему ГИБДД совместно с активистами учат детей в рамках традиционной уже ежегодной образовательной акции «Видимость на 5!», проводимой в школах. Нет причин, особенно ребёнку, не носить световозвращающие элементы сегодня! Их выбор настолько широк, что всегда можно подобрать что-то, что подойдёт по стилю и форме: от строгих браслетов, крепимых прямо на одежду, до разнообразных значков, которые так любит молодёжь.
4. Базовые правила
Но информационную работу нельзя ограничивать только лишь фликерами. К настоящему моменту на Западе сформировался набор правил для детей и подростков, который им повторяют неустанно. И набор этот примерно такой. Готовясь перейти дорогу, установите визуальный контакт с водителем (встретьтесь с ним глазами): пока за рулём живые люди, а не роботы, только это и может служить гарантией, что вас заметили и на вас среагируют. Потому что — и это правило номер два — ждать рационального поведения от других участников дорожного движения по умолчанию не следует: напротив, для своего же блага лучше исходить из предположения, что они не будут действовать логично — это поможет избежать неприятных сюрпризов.
Далее, конечно, необходимо уважать знаки, а на дорогу смотреть не дважды, как нас всегда учили, а трижды: налево, направо и снова налево, чтобы заметить вывернувший откуда-то или движущийся с превышением скорости автомобиль. И, наконец, совсем свежая добавка: необходимо исключить все средства раздражения внимания, в том числе наушники и смартфон. И об этом, право, стоит поговорить отдельно, поэтому:
5. Смартфоны убивают
За последние десять лет в мировой статистике происшествий с участием пешеходов случилась неожиданная перемена: при общем улучшении ситуации, травматизм и смертность в возрастной категории 15 — 24 года выросли. Чем это обусловлено? Доминирующее объяснение сводится к появлению у молодёжи и подростков мобильных цифровых устройств: телефонов, смартфонов, планшетов.
Если в начале нулевых «мобильник» был меньше чем у каждого второго подростка, то к концу десятилетия уже у трёх из четырёх, а сегодня практически стопроцентно! А проблема, конечно, в том, что мобильные устройства отбирают на себя всё внимание человека, который ими пользуется.
И поскольку способа вернуться в прошлое без телефонов нет, необходимо вести жёсткую разъяснительную работу в группе риска: приближаясь к дороге, будьте на дороге! Времени это много не займёт, а сэкономить может целую жизнь! Просто выньте/снимите наушники, оторвитесь от телефона, оцените обстановку трезво и не торопясь перейдите. Потом можете утыкаться в телефон снова — тут уж любые доводы бесполезны.
Автор: Евгений Золотов, ГосВопрос
Tweet