Грабеж музеев в России: посторонним вход разрешен

Хитроумные системы охраны музеев бессильны перед «нелепыми ограблениями». Последнее время воровство шедевров происходит настолько, казалось бы, глупо и безрассудно, что остается только удивляться тому, как это вообще могло произойти. В Пензенской картинной галерее уже несколько дней не могут поверить в то, что украденная 18 лет назад картина «Перед грозой» французского живописца Теодора Руссо наконец-то найдена и скоро займет свое прежнее место. Пейзаж находился в музее с 1891 года, а 22 декабря 1989 года ранним утром его похитили. Вор без проблем проник в здание через окно, перерезал веревки, на которых висел подлинник, и спокойно скрылся, оставив только пустую раму. Вахтерша, находившаяся в музее, ничего не видела и ничего не слышала. И подобные истории о легких похищениях не редкость. Последнее время воровство шедевров происходит настолько, казалось бы, глупо и безрассудно, что остается только удивляться тому, как это вообще могло произойти.

Всякий раз, когда появляются сообщения о музейной краже, помимо негодования и озабоченности (найдут ли пропавшую картину?), возникает один и тот же вопрос – как им это удалось? Ведь музей подобен банку – столетиями он вырабатывает системы защиты своих экспонатов. Между тем, когда начинаешь пересматривать истории самых громких краж последних лет, берет оторопь.

Это в голливудских фильмах музейные грабители помимо невероятных физических и интеллектуальных достоинств оснащены целым арсеналом разных датчиков, отмычек, схем отключения сигнализации и прочих хайтековских штуковин. В реальности вся эта экипировка ни к чему: ведь по статистике более 70% музейных краж в России производят либо сами сотрудники музея, либо их подельники. Так что скакать по крышам и зависать на тонкой леске, чтобы отключить инфракрасные лучи от яйца Фаберже, им не требуется. Но даже тогда, когда работают сторонние люди, никаких спецэффектов они не производят.

Так, например, три года назад из реставрационных мастерских питерского Этнографического музея было вынесено антикварное оружие. Любителем старины оказался… бомж, разбивший окно на улице Садовой и вместе с приятелем залезший в комнату. Сигнализация по каким-то мистическим причинам не сработала – благо «операцию» сняла камера внешнего наблюдения. Еще раньше из литовского Музея янтаря без лишних усилий был вынесен огромный янтарный камень весом почти в 4 кг. Фанатом окаменевшей смолы оказался человек, который увидел в камне некий божественный знак. Позднее грабителя признали сумасшедшим.

Куда как более грубо и в лоб идут атаки на Западе, где музейщики получают достойную зарплату и не совмещают свою профессию с уголовным хобби. Одна из самых громких краж конца ХХ века, напомним, произошла в 2000 году в Национальном музее Стокгольма. Двое мужчин в масках среди бела дня, когда потоком шли экскурсии, вбежали в здание. Один направил автомат на охранника, а другой побежал дальше в зал снимать Ренуара и Рембрандта. Через три минуты они исчезли на моторной лодке, стоявшей на канале. Позднее охранник признался, что не стрелял только потому, что не хотел поранить посетителей – оттого и дал вынести вещи на более чем 100 млн. долларов. Через четыре года точно такой же сценарий был осуществлен в Музее Мунка в Осло – приставив пистолет к охраннику, грабители вынесли знаменитую картину «Крик».

Нередко вынос шедевров сопровождается странными идеями и заявлениями. Грабители городской галереи Манчестера, в 2003 году укравшие три картины, среди которых было и полотно Ван Гога, признались после того, как были пойманы с поличным, что совершили преступление… из благих намерений! Они хотели показать, сколь несовершенна галерейная охрана. Воровской аргумент «во благо народа» применялся во все века, но громче всего он прозвучал в 1901 году, когда итальянец, укравший из Лувра «Монну Лизу», настаивал, будто сделал это исключительно дабы вернуть картину на историческую родину.

Однако первое место по абсурдности музейной кражи стоит отдать ночному посетителю, который в 2006 году устроил переполох в Музее Достоевского в Старой Руссе. После того сработала сигнализация, милицейский патруль сравнительно быстро приехал к зданию. Там за разбитым окном в музейном зале обнаружился 25-летний человек, напившийся до такой степени, что был не в состоянии стоять на ногах. В руках он теребил несколько фотографий из витрины, не представляющих особой ценности. Оперативники быстро нашли причину его поступка: парень недавно освободился из тюрьмы, не адаптировался в обществе и захотел обратно на зону.

Помимо того, что сами по себе действия воров бывают странными, не менее странно и то, что они выносят. Так, например, из деревенского музея в Витебской области были похищены два бивня мамонта (самые дешевые из представленных экспонатов), которые потом надлежало продать за 200 долларов. «Любители изящных вещей» японского города Такаямы решили не мелочиться и вынесли с выставки минералов золотой слиток (опять же среди бела дня). Золотой кусок между тем весил 100 кг. Бабушка-охранница ничего не смогла сделать против двух силачей, промчавшихся мимо с тяжелой ношей со скоростью спринтеров.

Наконец, победитель этого рейтинга – лунная пыль, которую в 2002 году выкрали из стокгольмского Музея естественной истории. Несколько пылинок были подарены музею американскими астронавтами, высадившимися на Луне. Полицейские, вызванные на место происшествия, поначалу даже отказывались составлять протокол. Они считали, что их разыгрывают.

Сергей Соловьев, Новые известия

Читайте также: