Футбольных судей не только ругают болельщики и игроки. Их еще избивают, а иногда и убивают

С начала чемпионата российской футбольной премьер-лиги прошло всего шесть туров. А уже случилось несколько скандалов вокруг арбитров. Самый громкий из них – угрозы Александру Гвардису в перерыве матча «Терек» – ЦСКА. После того как арбитру пригрозили разобраться не только с ним, но и со всей его семьей, если он не будет судить «как надо», Гвардис плохо отработал второй тайм. В результате «Терек» победил, и Гвардис уехал домой живым и невредимым. Но осадочек, как говорится, остался…

Довольно сложно разобраться, какая роль у футбольных арбитров во время матча. Кто-то считает их равноправными участниками игры. Кто-то уверен, что это всего лишь обслуживающий персонал и им нельзя мешать игрокам.

В прошлом году интеллигентный Леонид Слуцкий, работавший в «Москве», был удален со скамейки за пререкания с арбитром.

– Некоторые судьи считают, что они самые главные на поле, – возмущался он. – Они могут оскорбить игрока или тренера, и им за это ничего не будет.

Тогда он поругался с судьей Тихоном Калугиным. Но такая пикировка скорее исключение из правил. Чаще всего арбитры находятся в группе риска. Их постоянно обвиняют в различных грехах, угрожают и делают едва ли не главными виновниками поражения.

Такое давление приносит плоды. В позапрошлом туре в судейскую к Александру Гвардису, работавшему в Грозном, подошли серьезные люди и пообещали, что он может и не покинуть Чечню, если он так будет работать. Гвардис пожаловался, стадион «Терека» наказали, но грозненцы от этого только выиграли. В последнем туре судья Альмир Каюмов «не углядел» игру рукой со стороны нападающего чеченской команды и назначил спорный пенальти. Жить-то всем хочется.

Раменский «Сатурн» однажды вообще попросил, чтобы их матчи обслуживали только иностранные арбитры. Дескать, российские предвзято относятся к их команде. После каждой потери очков руководство подмосковного клуба пишет протесты, которые чаще всего забраковываются экспертной комиссией. Но это тоже метод. Глядишь, как-нибудь арбитр вспомнит, что на него могут подать жалобу, и примет нужное решение.

Редкие тренеры сразу говорят, что не собираются обсуждать работу судей, дескать, это не их дело. Но иногда они нарушают правила. Валерий Газзаев после удачных матчей отмечает, что говорить о судьях он не имеет права, но когда результат не тот, происходят обратные вещи.

– Я недоволен качеством работы француза Лорена Дюамеля, – сказал он как-то после игры со «Спартаком». – Где же берут таких клоунов?

Хвалить судей – дурной тон. Роман Адамов едва не получил длительную дисквалификацию, пообещав закатать в бетон арбитров Баскакова и Колобаева. Дескать, другими методами с ними невозможно сотрудничать.

Известный хоккейный судья Вячеслав Буланов считает, что в нагнетании страстей виноваты журналисты.

– Зачем вы спрашиваете у игроков и тренеров мнение о работе арбитра? – возмущается он. – Нас же никто не спрашивает, что мы думаем о тактике команды, о некоторых футболистах. Да и на пресс-конференции нас никто не приглашает.

Но велик соблазн узнать у специалиста, что он думает о работе арбитра. Дело в том, что сами тренеры любят оправдывать неудачи неправильными решениями судьи. Дескать, если бы не это, то команда победила бы.

Большинство судей признают, что это проблему не решить. Как бы ни старались они демонстрировать хорошую работу, руководителям проще обвинять в неудачах именно «людей в черном». Иначе придется держать ответ перед инвесторами за неправильные покупки игроков, за приглашение не того тренера и прочие просчеты.

ХРОНИКА

НАПАДЕНИЯ НА АРБИТРОВ

Несмотря на то что судьям часто угрожают с трибун и в подтрибунных помещениях, нападают на них крайне редко. Самый знаменитый случай произошел в 2004 году, когда у своего дома был избит Александр Колобаев. В нападении подозревали болельщиков «Спартака», виновные найдены не были.

До этого в 1996 году президент футбольного клуба «Динамо» Николай Толстых привел в раздевалку судью Александра Чеботарева, чтобы он «посмотрел в глаза ребятам». Чеботарев отделался разбитым носом.

В 2001-м пострадал питерский рефери Тарас Беззубяк. Его избивали прямо в подъезде дома, но виновные найдены не были. Через два года на автостоянке попытались нанести повреждения судье Сергею Хусаинову.

Через год пострадал питерский судья Николай Иванов. Инцидент случился рано утром возле его дома. Когда судья выходил из подъезда, на него напали два молодых человека и нанесли несколько ударов, в итоге у судьи были сломаны ребра. Никаких ценностей нападавшие не забрали.

Все эти случаи получали продолжение – заводились уголовные дела. А вот арбитр Александр Гончар из Сочи не стал привлекать милицию после того, как неизвестные нанесли ему несколько ударов по лицу после матча «Сатурн» – ЦСКА.

В прошлом году поколотили судей, работавших во втором дивизионе. После игры на Кубок России между «Лобней» и «Луховицами» к арбитрам приехали люди в черных масках, и началась драка. Это чуть ли не единственный случай, когда милиция четко разобралась в ситуации. Виновные были найдены и осуждены – правда, все они получили условный срок.

ЦЕНА ВОПРОСА

ЗАРПЛАТЫ АРБИТРОВ

В Израиле футбольные арбитры пригрозили забастовкой, так как они получали едва ли не меньше всех своих коллег по УЕФА за свою работу. С прошлого сезона арбитр зарабатывает 2,5 тысячи шекелей за матч.

Высокооплачиваемые

На чемпионате мира в Германии арбитры получали по 32 тысячи евро за игру вне зависимости от того, где они работали: на поле или на бровке. Столько же получат судьи и на чемпионате Европы в Австрии и Швейцарии.

Неравноценные

На Украине главный арбитр чемпионата страны получает уже почти 7 тысяч долларов за игру. Самое интересное, что скандалов, связанных с работой рефери, меньше не стало. Но судьи не успокаиваются и требуют уже 10 тысяч долларов за игру.

Спорные

В позапрошлом сезоне испанские арбитры едва не бойкотировали 31-й тур чемпионата Испании в связи с задержкой гонораров за два месяца. Кроме того, им была обещана 20-процентная надбавка, но руководители лиги во время подсчета забыли об этом. Впрочем, конфуза удалось избежать. За сезон они получают примерно 60 тысяч евро.

Рублевые

Российские футбольные судьи получают за игру почти 90 тысяч рублей, и по европейским меркам это довольно приличная сумма. Более того, для них создан специальный пенсионный фонд, каждый судья застрахован и предупрежден, что в случае коррупционного скандала он будет лишен всех привилегий.

САМЫЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ФУТБОЛЬНЫЕ АРБИТРЫ МИРА

Луис Медина Канталехо, Испания

Один из самых жестких арбитров Европы, безжалостно карающий любое проявление недисциплинированности. Работал на матче чемпионата России между ЦСКА и «Зенитом» в 2005 году, а также на знаменитой игре Россия – Англия в прошлом сезоне. В своем первом матче на профессиональной арене сразу же проявил себя, показав пять желтых и одну красную карточку. Любит удалять знаменитых игроков. От него страдали Дэвид Бекхэм, Луиш Фигу и Роберто Карлос.

Грэм Полл, Англия

Самый неоднозначный футбольный арбитр, постоянно попадающий в какие-то переделки, но на поле показывающий работу, близкую к идеальной. В 2005 году он даже попал в сводки происшествий полиции, устроив пьяный дебош в одном из отелей. Именно он работал в финале Кубка УЕФА, в котором победил футбольный клуб ЦСКА.

Игорь Егоров, Россия

Самый принципиальный футбольный арбитр, которого невозможно купить. Дело в том, что Егоров – удачливый бизнесмен. У него есть несколько казино в Нижнем Новгороде, свои футбольные поля и школы. Он сам не раз признавался, что работает скорее для удовольствия, чем для заработка, что самым положительным образом сказывается на его манере работы.

Маркус Мерк, Германия

К сожалению, этот известный и авторитетный футбольный судья решил завершить карьеру в 2008 году, хотя возраст позволяет работать ему еще один сезон. Бывшего дантиста уважали все футболисты за то, что он всегда был объективен и не давал никому поблажек. Дважды становился лучшим арбитром мира.

Стефан Фарина, Италия

После завершения карьеры Пьерлуиджи Коллины стал лучшим итальянским судьей, которого постоянно привлекают к обслуживанию важнейших игр. С виду производит впечатление очень мягкого человека, но на поле – образец строгости. Однажды Жозе Моуринью сказал, что игроки «Барселоны», встречающиеся с «Челси», слишком давили на судью. Итальянец парировал, что, мол, они могли лишь давить на тренера, а обвинять в поражении судью – последнее дело.

Георгий Трушин, Труд

You may also like...