«Дело «Союз-Виктан»: мошенник выдавал мертвых киллеров-«башмаков» за живых
В громком убийстве, совершенном в 2001 году в офисе известной винно-водочной компании ( «Союз-Виктан» – «УК»), столько предысторий и нюансов, что еще долго они будут поражать, как говорят, вновь открывшимися интересными обстоятельствами. Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская
Одно из них — неизвестный широкой публике эпизод с мошенником, который, выдавая убитых киллеров за живых, пытался помешать работе правоохранителей, а заодно «снять» деньги с родственников погибших.
Послужной список
В каждой мафиозной структуре есть свой палач. Да, руки испачканы кровью буквально у каждого члена банды, но все же по всем криминальным правилам должен иметься человек, который исполняет любое заказное убийство. У «Башмаков» таким киллером был Григорий Посунько, по кличке «Гриня». Сначала он числился агентом МП «Россияне», учредителями которого в то время являлись небезызвестные «башмаки» Стас Комягин и Сергей Хабибуллин. Потом «Гриня» пошел на повышение. Бойца проверили на вшивость — взяли на «мокруху», и рука Посунько не дрогнула. Очень скоро он заслужил репутацию лучшего киллера полуострова.
Его ближайшим товарищем и помощником по «работе» был огромного роста и мощного телосложения Сергей Колесник, по кличке «Сорок Восьмой» (из-за большого размера ноги). Парочка была неразлучна, и почти всегда эти двое ходили «на дело» вместе.
Послужной список «башмаковских» киллеров велик. А вот насколько, известно только им двоим. Однако правоохранители знают о самых громких их делах. Одним из таковых было, к примеру, убийство Ольги Дзюбы. Напомним, в июле 1995 года автомобиль, в котором жена известного крымского «авторитета» ехала домой вместе с водителем и двумя охранниками, расстреляли на «горбатом» мосту у железнодорожного вокзала. Грузовик, едущий впереди, при спуске начал тормозить, а вслед за ним вынужден был притормозить и водитель Дзюбы. Этого ждали сидевшие в кустах боевики, среди которых был и «Гриня». Раздалась автоматная очередь, и все четверо погибли на месте.
Подозревают Посунько и в причастности к убийству самого Олега Дзюбы, который был взорван в собственном гараже. Правда, случившееся было расценено милицией как самоубийство. Но очень уж не похоже было на Алика свести счеты с жизнью, не отправив на тот свет убийц своих близких. Поэтому версия о том, что Дзюбу тоже заказали, актуальна до сих пор.
Есть данные о том, что Посунько также участвовал в убийстве севастопольского «Папы» — Евгения Поданева 29 июня 1994 года (на девятинах Виктора Башмакова), а еще в расстреле «греческого» «бригадира» Ивана Иорданова в 1995 году. Отрабатывали Посунько и по убийству зампредседателя Совета министров Крыма Александра Сафонцева, которое было совершено 5 февраля 1998 года.
А совсем недавно работникам милиции стало известно, что Григорий Посунько был причастен к убийствам Петра Иванова (киллера, работавшего на криминального авторитета Бориса Майду), самого Бориса Майды и двойному покушению на некоего А. Е. (он сейчас арестован, поэтому фамилию не указываем в интересах следствия) по кличке «Профессор», состоявшего в преступной группировке Майды.
Фатальное дело
После покушения на Сафонцева правоохранители начали оперативно-профилактические мероприятия «по стабилизации криминогенной обстановки на полуострове». Тогда, в конце 90-х, «Гриня» ушел в бега и был объявлен в розыск. Однако когда милицейская «зачистка» приостановилась, он опять «нарисовался» на полуострове. И начал работать вместе с Колесником под предводительством главаря ОПГ «Башмаки» по кличке «Данила» все тем же «мокрушным исполнителем».
Новая работа оказалась для «Грини» и его друга «Сорок Восьмого» фатальной. 1 марта 2001 года от «старших» поступило задание — посетить винно-водочную компанию, которую еще с 1994 года «крышевала» ОПГ «Башмаки», и взять определенную мзду. Но вместо крупной суммы денег, с помощью которых фирмачи хотели откупиться от бандитов, Посунько и Колесник получили смертельные огнестрельные ранения.
По свидетельским показаниям секретарши, которая при всем этом присутствовала, дело было так. В тот день один из соучредителей компании Юрий Антипов (кстати, экс-зять Виктора Башмакова) ждал приезда страшных гостей. Секретарь собиралась уходить домой, но босс попросил женщину задержаться, объяснив, что нужно будет принять гостей. Женщина осталась. Когда в офис зашли Посунько и Колесник, охранник Антипова Андрей Пелишко и водитель Руслан Коротич открыли по ним стрельбу. Секретарша в тот момент лежала на полу и кричала от ужаса. Но потом Пелишко успокоил женщину, сказав, что отблагодарит ее за молчание. По словам секретарши, он велел ей позвать своего мужа и погрузить трупы в его «Жигули», а самим отправляться домой. Рассматривалась версия, что тела «башмаковских» киллеров вывез и закопал в Белогорском районе, недалеко от трассы Симферополь — Феодосия, Руслан Коротич.
«Гриню» и «Сорок Восьмого» искать начали не сразу. Когда за дело взялись правоохранители, под подозрение попали директор фирмы и его заместитель. В своих показаниях Пелишко до последнего указывал на то, что именно они и были заказчиками двойного убийства. Однако уже на последнем заседании суда он изменил свои показания и рассказал, что Посунько и Колесника заказал Юрий Антипов. После этого зять «Башмака» подался в бега.
Работник спецслужб
Канитель с исчезновением двух киллеров длилась несколько месяцев. Состоялась серия судов, в итоге с некоторых подозреваемых в заказе на убийство Посунько и Колесника сняли обвинения, а за решетку усадили Пелишко и чуть позже Антипова. Убийцы вроде были наказаны, а вот трупы убитых киллеров найдены не были. На том бы все и успокоилось, если бы не родственники «Грини» и «Сорок Восьмого». Для матерей эти двое, несмотря на все их «ратные подвиги» в криминальной войне преступных группировок, оставались, прежде всего, любимыми сыновьями. И женщины отчаянно надеялись, что их дети все-таки живы.
Кстати, эта версия была небезосновательна. Потеряв своих лучших бойцов, «башмаки» начали разыскивать их самостоятельно. Сначала взяли в плен Руслана Коротича: тот говорил, что Посунько и Колесник поговорили с Антиповым, после чего уехали. Когда «башмаки» взяли Коротича, очень сильно испугался Пелишко. Он сообщил о случившемся начальству, и те подключили к делу правоохранителей. В их сопровождении Пелишко явился на «стрелку» к бандитам. Последние были в шоке от увиденного, и им пришлось отпустить Руслана Коротича (спустя некоторое время он был убит, впрочем, как и некоторые другие свидетели этого дела, а на Пелишко были совершены три покушения).
В то время когда следствие и бандиты окончательно зашли в тупик, разыскивая двух киллеров, непонятно откуда появился некто Сергей Григорьевич Потапенко, который представился и тем, и другим работником Интерпола. И сообщил, что Григория Посунько и Сергея Колесника тайно похитили… работники спецслужб. Дескать, киллеров доставили в Киев, где «отрабатывают» по их преступлениям.
Потапенко тогда поверили, и вот почему. Была проведена беседа с парковщиком стоянки возле офиса винно-водочной фирмы, и он сообщил, что в тот день сюда подъехала бежевая «шестерка». Люди, сидящие в ней, за стоянку не заплатили, просто показали милицейские удостоверения. Потом «Жигули» заехали во двор, что-то (или кого-то) там погрузили и уехали.
Все вроде сходилось, и версия о том, что киллеров действительно могли задержать работники спецслужб, казалась правдоподобной. Этим не замедлил воспользоваться работник Интерпола. Родителям пропавших он предложил свои услуги по определению местонахождения Григория и Сергея за немалую сумму. Тем ничего не оставалось, кроме как ухватиться за его предложение и согласиться на все за любые деньги.
Получив деньги, Потапенко сказал, что Посунько и Колесника постоянно перевозят из одного места в другое. Дескать, их уже изобличили в совершении ряда преступлений, но до суда дело не доведут, потому что парней планируют расстрелять при попытке к бегству. И тут же Сергей Григорьевич предложил помощь по их спасению, запросив совершенно нереальную сумму. Матери Григория и Сергея были в шоке: таких денег у них не было, но спасти сыновей нужно было во что бы то ни стало. «Интерполовец», быстро сориентировавшись (а вернее, уразумев, что перегнул с суммой), предложил организовать свидание с сыновьями за гораздо меньшие деньги. Для этого нужно было приехать в Киев, передать ему нужную сумму, а уже потом — свидание.
Но ни родственники, ни товарищи «по работе» Посунько и Колесника не согласились с Потапенко. Они таки приехали в Киев с деньгами, но сначала захотели увидеться с пропавшими, а потом уже рассчитаться с работником Интерпола. Услышав это, Сергей Григорьевич… исчез. Позже выяснилось, что Потапенко никакой не интерполовец, и все его документы поддельные.
А трупы Гринько и Колесника все же нашли. Случилось это осенью 2001 года неподалеку от села Русановка. Когда правоохранители откопали могилу, они имели все основания назвать ее братской. Трупы двух товарищей-киллеров лежали друг на друге. Колесник был сверху и почему-то босой. Может, ликвидатор таким образом «пошутил» над жертвой, чтобы те, кто найдет захоронение, увидев размер его ноги, сразу поняли, почему у киллера была такая кличка — «Сорок Восьмой».
Фото: Хайри Усеинов