Ужасы работорговли: идет охота на людей!
По оценкам экспертов, ежегодно в мире жертвами этого «бизнеса» становятся до четырех миллионов человек, 80 % которых – женщины и дети. Самые распространенные формы торговли людьми – сексуальная и трудовая эксплуатация. Украина занимает первое место среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.
Ни для кого не секрет, что объявления о работе за границей или предложения со стороны сомнительных друзей могут стать роковыми в жизни молодых девушек. И что многие объявления о трудоустройстве – это всего лишь скрытая торговля людьми. К сожалению, реальное рабство существует сегодня во всем мире, а Украина занимает первое место среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.
Не так давно в украинских газетах появились объявления, приглашающие девушек-моделей на высокооплачиваемую работу в Объединенные Арабские Эмираты. Девушек собирали и говорили: вы едете в ОАЭ в лагерь для моделей, который находится на вилле, будете показывать дефиле. С ними подписывали контракт, у самолета встречал человек, который доставлял их в апартаменты. «У девочек глаза на лоб лезли, когда они видели всю эту роскошь. Думали: действительно, так и есть, – рассказывает руководитель Харьковской общественной организации «Шлях до життя» Яна Шарун, которая общалась с пострадавшими. – Но потом их собрали в холле и объяснили: «Каждый вечер вы должны выходить к бассейну практически топлесс, должны танцевать, улыбаться, пить спиртное.
Будут подходить мужчины и предлагать вам пройти в комнату. Отказаться вы не имеете права, потому что приехали сюда для оказания сексуальных услуг». Оказалось, это вилла шейха, которую посещают министры и их приближенные. На той вилле девушки находились две недели, потом их привезли в аэропорт и отправили домой. Обо всем этом они молчали, не желая портить себе репутацию, пока правоохранители сами не накрыли эту преступную группировку. Сеть работала по всей Украине. Из Харьковской области успели вывезти около ста «моделей».
Не осуждайте потерпевших
Торговлю людьми международное сообщество рассматривает как современную форму рабства. По оценкам экспертов, ежегодно в мире жертвами этого «бизнеса» становятся до четырех миллионов человек, 80 % которых – женщины и дети. Самые распространенные формы торговли людьми – сексуальная эксплуатация, трудовая, а иногда и смешанная.
У нас в силу сложившихся стереотипов принято осуждать девушек, попавших в сферу секс-услуг и превратившихся в результате принуждения в проституток. Хотя фокус общественной борьбы следует переносить на организаторов «вербовок». «В ловушку попадали не только молоденькие девушки из бедных семей, но и взрослые образованные люди, среди которых были учителя, юристы и профессора, – говорит Яна Шарун.
– Был у нас случай, когда 12-летних мальчиков принуждали оказывать сексуальные услуги в Харькове. Подростков продержали в рабстве три года. А одного парня вообще продали в европейскую страну. Главное, что сейчас у этих ребят все в порядке». Нередко на работу за границу подбивают поехать подруги или друзья. Бывает, что парни, профессиональные вербовщики, влюбляют в себя девчонок и увозят за рубеж вроде как к себе домой, а по приезде сразу продают в бордель.
Жители Харьковской области становятся жертвами торговцев людьми чаще всего в России. По словам Яны Шарун, оттуда самые тяжелые случаи. «Это страшная страна, там наших людей ненавидят, издеваются как могут. Было, что девочек сбрасывали со второго этажа, насиловали под дулом пистолета», – вспоминает Яна Шарун. У «рабынь» там нет свободы выбора: хозяйка сказала сесть в авто – пьяный клиент за рулем, не пьяный, судьба девочки ее совсем не интересует. И те попадали в аварии.
Одну девочку вообще пожалел сам клиент, потому что она была вся загипсованная после аварии. Понял, что дело серьезное, и привез девочку домой к родителям. Когда она начала проходить медицинское обследование, оказалось, что российские медики неверно наложили гипс и у нее неправильно срослись кости. Здесь, в нашем институте хирургии и травматологии, ей заново ломали ногу, а девочке было 17 лет. Теперь с ней все в порядке.
Однажды, пересекая границу
Жертвами торговли людьми все чаще становятся сельские жители. Горожане уже вполне владеют информацией и более бдительны, вот траффикеры (так сказать, менеджеры по поставке живого товара) и переключились на села. Крестьян легче заманить. Особенно когда в деревнях открывают газету, а там написано: российская фирма такая-то объявляет набор… идет перечисление профессий, внизу приписочка – «и разнорабочих». (То есть в это объявление попадают все, главное, чтобы «рабочему» уже исполнилось 18 лет.) Да еще зарплата указывается – тысяча долларов, в то время как в селе доход – 300-400, и нерегулярный. «Мне подходит, в списке есть моя профессия, – думают люди.
– Тем более это Россия, не дальнее зарубежье. Сел на поезд, через сутки уже там, отработал месяц и вернулся». Никто не догадывается, что лицензии в объявлениях указаны такие, каких вообще не бывает! Что легко можно проверить, позвонив в Центр консультации мигрантов, где вам расскажут все о разрешениях, лицензиях, условиях оформления договоров. «В рекламных объявлениях много дезинформации, – отмечает консультант этого Центра Юлия Дегтярева. – Например, в харьковском метро в бегущей строке идет реклама турфирмы. Номер лицензии начинается с нуля, а такого не может быть в природе».
Часто на заработки выезжают семейные пары: жена, к примеру, маляр-штукатур, муж – плотник-сварщик. Так, одна пара прибыла по объявлению в Подмосковье, где им пришлось строить «замок» какому-то банкиру, которого они ни разу не видели. Всем заправляли прорабы. Кормили один раз в день непонятно какой едой. При этом рабочие постоянно находились под охраной: сигнализация, собаки, вооруженные охранники.
Муж с женой поняли, что «попали», и стоило лишь заговорить о деньгах за работу, как им ответили: «Видите, приехали бетономешалки. Хотите быть закатанными под бассейн? Нет? Тогда молчите». Слава Богу, супруги вернулись домой, но вернулись очень больными и абсолютно без денег. У мужчины все зубы полностью отошли от нервов, начался псориаз, все тело покрылось язвами. У обоих проблемы с желудком и с психикой.
Другой случай, когда у ребят, которых вывезли на работу в Белгород, забрали документы. Но парням удалось сбежать. Границу они пересекали в три часа ночи чуть ли не по-пластунски. «Это хорошо, что у них получилось, не поймали. Хотя если бы они обратились за помощью, их бы и так вернули по месту жительства, – объясняет Яна Шарун. – У нас народ боится работников правоохранительных органов, не знает, что те действительно могут помочь. А ведь в любой ситуации, если удается, сразу нужно бежать в милицию. Траффикеры, сутенеры запугивают, мол, при обращении в правоохранительные органы «мигранта» без документов просто посадят в тюрьму. Это не так. Везде действуют законы против торговли людьми. Вот в арабских странах хуже, там сами полицейские могут быть клиентами траффикеров».
Психологический перелом
За рубеж чаще всего «требуются» танцовщицы, официантки, горничные и няни. Однако за границей девушки могут запросто стать «живым товаром» и получить вместо обещанной работы «трудоустройство» в публичном доме и порнобизнесе.
Нередко молодая девушка видит, как хорошо устроились ее соотечественницы, например, в той же Турции. Они работают аниматорами, гидами и танцовщицами – загорелые, нарядные, красивые, много зарабатывают, весело проводят время, частенько проживают в гостиничных номерах, обедают в ресторанах. Понимают, что можно на сезон уехать в теплую страну, заработать там деньги, крутить романы и параллельно учить язык.
Девушки начинают искать свой шанс попасть в этот рай, пусть даже на сезонную работу. Молодой и наивной девушке невдомек, что на такую работу устраиваются через туристические агентства и сайты различных отелей. Кто-то идет напролом – и попадает в лапы сутенеров. У девушек отбирают деньги, паспорта. Начинают запугивать, могут избить, а одну из них при всех убить – для наглядности. Идет игра на психологии самих жертв.
Психологические рычаги давления всегда очень сильны, и подчинить человека чужой воле не так уж сложно. Жертве внушают, что она сама и есть причина своих несчастий, а сутенеры настоящие благодетели, без которых ей пришлось бы еще хуже. Играют на страхах девушек – что их выдворят из страны, что они попадут в тюрьму, что им некуда будет податься.
Был случай, когда девочка, побывав в сексуальном рабстве в Турции, вернулась наркоманкой. Из-за постоянных слез, мольб о том, чтоб отпустили, хозяин решил подсунуть ей таблетку, которая подавляет плохое состояние. А потом наркотик становился все хуже и хуже по качеству. В итоге девочку по возвращении в Харьков долго лечили в наркологической клинике.
Пункт назначения – Украина
На слово «Турция» у многих срабатывает ассоциативный ряд. Но в отношении Англии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Кипра у наших людей еще сохраняются иллюзии. Украинцы ошибаются, считая, что в этих странах процветает правопорядок и им не о чем беспокоиться. Несколько громких уголовных дел о торговле людьми проходили именно там. Девочкам приходилось давать показания как в нашей стране, так и в стране, где они пострадали.
«Одна из девчонок, которая стала свидетельствовать в Бельгии, решила там остаться жить. Окончила школу, получает помощь по программе защиты свидетелей. Полтора года назад получила квартиру. Правда, живет в другом городе, не в том, где был судебный процесс. В Украине девушку ничего не держало, мать от нее чуть не отказалась. Поэтому и осталась там. Но говорит, что мужа приедет искать только в Украину. Так что всякое бывает», – рассказывает Яна Шарун.
Чтобы попасть в современное рабство, не обязательно ехать за границу. Жертвой торговцев людьми можно стать даже в родном городе. Если поначалу Украина была исключительно страной – поставщиком живого товара, то со временем стала транзитером и даже заказчиком. Известен случай, когда в Харьков на принудительные работы привезли группу из Киргизии. Их заставили работать в подвале большого частного дома, это было что-то вроде швейного цеха. Там работали мужчины, женщины, даже дети. Целыми днями они находились в подвале, доступа на улицу не было.
Им давали ведро воды на целый день (это и пить, и мыться) и буханку хлеба. Их шантажировали. Шантажировал, самое главное, такой же киргиз, как они. Какой-то человек продал всех своих родных и близких своему другу, который решил на них заработать. И только когда он выехал к себе на родину, его там арестовали. По воспоминаниям Яны Шарун, когда киргизы приехали к ней на встречу, на них были вьетнамки, шелковые юбки, легкие брюки, футболки – в ноябре. Благодаря международной организации мигрантов пострадавшим купили теплую одежду, сапоги, пуховики и помогли вернуться домой.
А однажды жертвой торговли людьми в Харькове чуть не стал новорожденный ребенок. Женщина забеременела вторым ребенком и поняла, что он ей не нужен. Тогда «мать» распространила информацию о том, что хочет его продать. Говорила: «Мне все равно, как заберут этого ребенка – по частям или целиком». Сейчас эта женщина в СИЗО, малыш в детдоме.
Жизнь продолжается
Сложно сказать, сколько харьковчан испытали на себе, что значит быть рабом. «За семь лет через областную организацию «Шлях до життя», которая занимается реабилитацией пострадавших от торговли людьми, прошло порядка 400 человек. Но это вершина айсберга», – говорит Яна Шарун. Она лично общается с каждым потерпевшим, обратившимся в организацию. В первую очередь сотрудники центра оказывают психологическую и медицинскую помощь.
В организации работают два психолога – мужчина и женщина. Одни могут доверяться мужчине, другие, в основном девочки, мужчин боятся и способны общаться только с женщиной. Одну женщину очень долго пытались вывести из беспокойного состояния. У нее была навязчивая идея, что приедут люди, которые ее обидели, и украдут ее детей, хотя столько лет прошло. Поэтому со многими приходится общаться и после курса реабилитации. Было три случая, когда девочки вернулись домой беременные, не зная от кого. Все три решили рожать. Это было по-настоящему трогательно.
Все потерпевшие проходят медицинское обследование, ведь если их подвергали сексуальной эксплуатации, то очень высока вероятность, что у них обнаружатся венерические заболевания, если трудовой – язвы, нервные срывы и тому подобное.
Предоставляется и юридическая помощь. «Если потерпевшие решаются дать показания, то мы предоставляем адвокатов на весь уголовный процесс, – говорит руководитель центра. – Людям ужасно проходить суды. Вот сейчас идет судебный процесс в одном маленьком городке, где все друг друга знают. Мы попросили прокуратуру, чтобы это дело специально отправили на рассмотрение в другой регион».
Богатых среди потерпевших нет: это те, кто ищет заработок, люди среднего и ниже среднего достатка. В организации рассказывают, что были случаи настоящей нищеты. Одна девочка, чтобы приехать на суд, просила у знакомых на время сапоги, брюки, куртку. Сотрудники центра помогают чем могут.
Если у потерпевших есть среднее образование, организация предлагает им пройти курсы по приобретению профессии. Сначала тестируют, смотрят, у кого к чему способности, а потом помогают устроиться на учебу в колледжи, техникумы, на курсы. «Наша цель не делать все за этих людей, а помочь, чтобы они тоже имели стимул к жизни и возвращались в общество, – объясняет Яна Шарун. – Мы можем помочь купить самые необходимые инструменты косметологу, парикмахеру, плотнику, штукатуру. Даем возможность зарабатывать, не выезжая куда-то».
Понятно, что всем хочется красивой жизни. Но нужно учитывать, что мошенники никогда не скажут: «Мы предлагаем вам поехать в сексуальное рабство, и при этом у вас будет мало шансов вернуться домой. Или предлагаем бесплатно поработать на стройке до полной потери сил и здоровья. Милости просим!» Не хочется никого запугивать, но сделать копию документов перед отъездом, проверить подлинность фирмы, предлагающей работу, узнать условия составления контракта, выписать все телефоны своего посольства и консульства в той стране, куда выезжаешь, может каждый.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
Харьковская общественная организация «Шлях до життя».
Тел. 717-39-71
Центр консультации мигрантов:
Тел. 8-800-505-50-10 (бесплатно)
Юлия Тарасова, Новый день
Tweet