Амнистия против справедливости?
Этот адрес исчез больше года назад, когда взрыв газа перечеркнул на карте Днепропетровска третий подъезд десятиэтажного дома по ул. Мандрыковской, 127, и унес жизни 23 людей. Невинные души отправились в рай, а руководители предприятия «Днепрогаз», в чьих сетях произошла авария, – на скамью подсудимых. Недавно они были освобождены от уголовной ответственности по амнистии Президента Украины.
Амнистия и помилование – это единственные случаи освобождения от наказания, что применяются не судом, а другими инстанциями (субъектами законодательной и исполнительной власти). Согласно ст. 92 Конституции Украины и Закона «О применении амнистии в Украине» (с изменениями и дополнениями), амнистия объявляется на основе специального закона, который принимает Верховная Рада в каждом конкретном случае. Амнистия представляет собой полное (частичное) освобождение от уголовной ответственности или от наказания лиц определенной категории, виновных в совершении преступлений.
В той резонансной ситуации, что случилась в Днепропетровске и прозвучала на весь мир, президент решил, видно, переставить запятую в судьбоносной формуле «Казнить нельзя помиловать». Изящный росчерк пера, и скромный знак препинания кардинально изменил правовую окраску дела. Зачем же возился с ним так долго суд, который начался еще в марте 2008 года? Президент великодушно избавил его участников от лишних мучений, и поставил в затянувшемся процессе точку. Но с таким исходом не согласилось большинство людей, которые пострадали от газовой аварии, прежде всего, родственники погибших.
На устроенной по их инициативе пресс-конференции, что прошла в ИА «Новый мост», было озвучено отношение к данному президентскому акту, а также, в целом, гражданская позиция людей. Матери погибших детей объяснили, что вовсе не жаждут крови, ведь ее пролилось и так много, но вместе с тем они против закрытия уголовного процесса. Людьми движет, как они рассказали, отнюдь не стремление максимально компенсировать нанесенный моральный ущерб (пострадавшие выставили к виновным иск на общую сумму 100 млн. грн.), а желание добиться того, чтобы из этой масштабной трагедии были сделаны надлежащие выводы, исключающие аналогичные катастрофы.
Увы, случившаяся вслед за днепропетровской аварией, евпаторийская беда, показала, что общество ничему не научилось. Днепропетровцев так шокировало новое ЧП, что они даже хотели организовать телемост с крымчанами, чтобы хоть как-то поддержать их в трагическую минуту. Ясно, что и пресс-конференция, где обсуждались уроки, которые были связаны с техногенной катастрофой на ул. Мандрыковской, 127, получила очень большой резонанс, а рассказ членов осиротевших семей задел за живое всех присутствующих.
Татьяна Проценко, которая потеряла дочь при взрыве в родном доме, видит причины аварии не только в халатности руководства ОАО «Днепрогаз», а и в той степени безответственности, что поразила сегодняшнее общество. «За безопасность граждан в стране должно нести ответственность государство. Помнится, как Президент Виктор Ющенко обещал нам сразу после трагедии, что виновные будут сидеть в тюрьме. А теперь он санкционировал изменения в «Закон об амнистии», благодаря чему руководители днепропетровского газового предприятия Иванков, Сорокин и Бачурин оказались на свободе. Как же после этого глава страны будет смотреть в глаза пострадавшим, и что-то им еще обещать»?
Матери погибших детей Дарина Костарева, Елена Кукла и Ольга Ищенко обвинили власть в коррупционности, и сообщили, что они подали иск в Апелляционный суд, а если там не найдут справедливость, то обратятся в Европейский суд. «Мы каждое утро просыпаемся с одной мыслью: «Ну, слава Богу, что сегодня пронесло». Я хочу, чтобы общественность поняла, что в нашей цели нет материальной выгоды, как это звучит иногда в статьях, которые являются заказными. Пострадавшие хотят добиться торжества справедливости, ведь за трагедию, которую они пережили, кто-то должен понести ответственность. Мы не юристы, но горе заставило нас познакомиться с законами намного глубже. Амнистия не остановит жертв днепропетровской аварии, они намерены добиваться справедливости в судах всех инстанций, вплоть до Европейского суда по правам человека», – сообщила Дарина Костырева.
С юридической оценкой ситуации выступил адвокат пострадавших Дмитрий Поповский. На пресс-конференцию он пришел, вооружившись сравнительной таблицей амнистий, которые были проведены в Украине с 2002 по 2009 годы. Оказалось, что до прошлого года в Законе «Об амнистии» существовала такая норма, которая не распространялась на лиц, по чьей вине погибло более 2 человек. Но в очередной закон, что вступил в действие 26 декабря 2008 года, были внесены изменения, по которым амнистия не применяется только в отношении лиц, совершивших либо тяжкие, либо особо тяжкие преступления. Поскольку обвиняемым руководителям «Днепрогаза» была инкриминирована ст. 367 ч.2 Криминального кодекса Украины («служебная халатность»), которая относилась к преступлениям средней тяжести, предусматривала лишение свободы на срок до 5 лет, они и попали под новую амнистию.
Дмитрий Поповский высоко оценил опыт участников днепропетровского процесса, государственных обвинителей, прокуроров Сергея Опары и Михаила Рудича, а также честность и беспристрастность председательствующего на суде Сергея Пойды. Но, как отметил адвокат, им не оставалось ничего иного, кроме того, как принять к исполнению «Закон об амнистии», и освободить подсудимых. Вместе с тем, он пояснил, что вопрос об амнистии был поставлен как раз в такой момент, когда возникла необходимость в расследовании дополнительных обстоятельств, и гособвинители подали ходатайство о проведении новой судебной экспертизы.
К сегодняшнему дню в газовой аварии, что произошла на ул. Мандрыковской, 127 остается намного больше вопросов, чем ответов. Дмитрий Поповский, в частности, сообщил о том, что пока не закрыто уголовное дело, которое было возбуждено непосредственно по факту взрыва, и только в дальнейшем возникла статья 367 ч.2 Криминального кодекса Украины («служебная халатность»), попавшая под президентскую амнистию. Адвокат расценил, как совершенно справедливые, требования пострадавших о продолжении расследования, тем более, что речь идет о резонансном деле, выводы из которого могли бы послужить уроком для общества, в целом.
Если бы днепропетровская трагедия была глубоко осознана обществом, то оно, возможно, не столкнулось с новой бедой – евпаторийской. Отсюда и закономерный вопрос: не остановились ли мы на полпути, обрекая себя фактически на то, чтобы совершать новые ошибки? Эта амнистия – справедливый акт, который привел к развязке, или, он, напротив, завязал проблемный узел еще туже?
Анатолий Коротченко, Justus
Tweet