Госцинизм: шахтеров используют как «пушечное мясо»

Чтобы не тратиться каждый раз на катафалки и гробокопателей, кладбища устраивают прямо под терриконами. Дешево и быстро… Президента бы в шахту!

Насколько таки наши власти обожают шахтеров! Угольный министр лично с каждым за руку здоровается, о делах справляется, в больнице им предоставляются самые комфортабельные палаты, шахтерских жен домой отвозят на лимузинах с мигалками, продукты им дорогие покупают… Эх, жаль, что такая забота проявляется лишь в дни, когда горняков по кускам достают из обвалившейся лавы.

А толково все-таки придумано: кладбище – и под самой шахтой. С умом. Ведь, считай, что ни квартал, то на-гора поднимают новые трупы. И не по одному. Десятками, а то и, как на Засядько в прошлом году, больше сотни обгоревших, как антрацит в топке, тел из штрека добыли. И представьте, ежели б погост Бог знает где находился, как это обычно принято – на окраине или вообще за пределами поселка, – что тогда? Это же уму непостижимо!

Каждого вытащи, обмой, на ритуальные услуги потраться, гробовозку нанимай, для рыдающих родичей тоже автобус арендуй (а это ж в сумме сколько бензина?), вези всех их в такую даль. И это еще не все. На кладбище гробокопателям заплати, а этим чертям, кроме денег, еще и бутыль с закуской прямо у ямы вынь да полож, потом с мастерами договорись насчет дубового креста… И все это ложится на плечи бедного хозяина шахты, у которого что ни месяц – то обвал, что ни год – то взрыв. А не проще ли так, как устроено у засядьковцев, – могильные холмики прям у терриконов насыпаны.

Что-то в этом даже символичное есть: и то и другое – продукт отработки шахты. И не надо расходоваться на многокилометровые процессии, крохоборов с лопатами. Все на месте. Экскаватор, тот, что породу в терриконах загребает, яму выроет быстро, одним взмахом ковша, рядом из актового зала шахтоуправления на плечах поднесут гробы, кои тоже тут же мастерят – из досок для крепи (деревянные укрепления для шахтных тоннелей. – Авт.), всплакнут, зароют, и все дела. Толково придумано. И правильно. Солдат хоронят на поле боя. А наши шахтеры, как рядовые Второй мировой: одни шли в атаку, другие – в забой, но и те и другие не знали, вернутся ли. Словом, пушечное мясо…

Как Ющенко угольных баронов сажал

«Кабинет министров безотлагательно отозвал из отпуска министра угольной промышленности Виктора Полтавца, чтобы возглавил правительственную комиссию для расследования причин аварии, которая произошла 8 июня 2009 года в г. Донецк на шахте им. Скочинского», — говорится на сайте правительства. «В связи с аварией на шахте прокуратура Донецкой области, — сообщает прокурорская пресс-служба, — возбудила уголовное дело по ст. 272 ч.2 УК Украины «Нарушение правил безопасности…».

«По результатам расследования требую принять предусмотренные законом меры по привлечению виновных к ответственности», — заявляет по телевизору президент. Ну все! Теперь держитесь, виновники человеческих смертей, паразитирующие на адском труде горняков! Не будет вам пощады! Как и после трагедии на шахте им. Засядько (произошедшей 18 ноября 2007 г., унесшей жизни 101 шахтера).

Небось, помните, что перво-наперво сделал глава государства, когда зашел во двор шахтоуправления, где от вдовьего воя не слышно было даже похоронного оркестра? Он подошел к владельцу смертоносной шахты Ефиму Звягильскому и резко, будто с предателя на фронте, сорвал Звезду Героя Украины: «Это уже не золотая, а фанерная звезда, которую устанавливают над свежевырытой шахтерской могилой. Герои отдают свои жизни, ты же забираешь жизни других…(за годы независимости на шахте Звягильского произошло 6 аварий, 244 человека погибли. – Авт.)».

Затем президент повернулся к объективам камер, сказал: «Моя дорога націє!» и объявил о немедленном закрытии шахты-душегубки. «Уголь, обильно окропленный кровью 20-летних пацанов, нам не нужен!» — закончил свое телеобращение Виктор Ющенко и тут же издал соответствующий указ.

А тем временем следственно-оперативная группа продолжала аресты подозреваемых: мастеров участка, где произошел взрыв, инженера по технике безопасности, заместителя гендиректора шахты и, конечно же, самого председателя совета директоров АП «Шахта имени Засядько» Героя Социалистического труда, Героя Украины Ефима Леонидовича Звягильского. Виновным не избежать правосудия!..

…В каких это небесах я витаю, поди, вертят пальцем у виска шахтеры. Фима действительно сидит, но только в кресле Верховной Рады. А арестовывали на шахтах разве что бомжей за кражу металлолома. И то еще при Советской Украине. Вы правы, мужики. Это я замечтался. Но признайтесь: вы ведь тоже об этом мечтаете? Когда по полгода не получаете зарплату, хотя угля даете по три нормы, когда перед спуском в лаву вам по указке начальства не выдают индивидуальные сигнализаторы метана, когда на километровой глубине отключают газоанализаторы, когда вы обнимаете свежеоструганный заколоченный ящик, где лежит что-то от вашего друга, когда… когда… Когда же это перестанет быть лишь мечтой?..

Ночные духи с отбойным молотком

На днях в Донецке чествовали футболистов «Шахтера», завоевавших кубок УЕФА, пели артисты, народ танцевал, в том числе и разные государственные люди. Сердючка ка-а-ак врезала свою «Ай, цвай, полицай!», а Ефим Звягильский ка-а-ак бросился в пляс с Раисой Богатыревой – энергично, ритмично, будто стрекочущий отбойный молоток в руках держал. Даже два. И так, знаете ли, я порадовался за Ефима Леонидовича. Не столько за то, что не посадили — это сразу было понятно: за то, что жизнь работяг в ломаный грош не ставится, у нас не сажают. Больше порадовало меня другое — человеку, видать, весело, на душе легко, раз пляшет.

Значит, по ночам спит спокойно. А то после какой-то из последних, то ли пятой, то ли шестой аварии на его шахте, когда одна из новоиспеченных вдов предложила переименовать улицу Звягильского в улицу погибших шахтеров, я, было, подумал, что не будет ему уже покоя – ни на этом, как говорится, ни на том свете. Приходить станут по ночам к нему. Все. Все 244. Будут открывать крышки одинаковых, как антрацитовые угольки, гробов, вставать и стучать в дверь. А может, даже не стучать, а грохотать стахановским отбойником. Или… Ничего подобного! Какие там ночные кошмары? Дневные пляски! «Шахтер» — чемпион! И ай, цвай, полицай!…

В забой, как в атаку!

Война, как известно, страшная штука, и бывало на ней даже такое, что человек ждал смерти товарища: ну когда же? Потому как им на двоих выдали одну винтовку. А значит, взять ее и отстреливаться можно было лишь после того, как пуля скосит приятеля… Прошлогодний взрыв на шахте им. Карла Маркса случился в пять часов утра. А к началу рабочего дня в конторе шахты уже выстроилась очередь из претендентов… на появившиеся после взрыва вакансии. Еще не было известно ни о живых под землей, ни о мертвых, а люди с анкетами уже толпились у отдела кадров. В ожидании «своей винтовки».

И лишь предупредив заднего, мол, отлучусь на минутку, иногда бегали к вывешенным спискам погибших. А те постоянно обновлялись. И давали надежду. На то, что завтра и я надену каску, получу коногонку, зайду в клеть и спущусь в лаву. То есть стану человеком. А предшественника, Царство ему небесное, похоронят с почестями. У кромки ямы будут стоять члены правительственной комиссии, может, даже сам премьер-министр… Такая вот получается в украинских шахтах текучесть кадров. В военное время это назвали бы «восполнимыми потерями». В смысле «пушечным мясом».

У нынешних угольных генералов, как и у тогдашних красных генералов, один и тот же девиз: «Мы за ценой не постоим!» Но есть и разница. Знаете какая? На войне, чтобы взять высотку с неприступным немецким дзотом, военачальник мог положить целый полк, а понадобится – и дивизию. Однако, когда трупы красноармейцев уже лежали штабелями, а поле боя становилось вязким от крови, приезжал вышестоящий офицер из штаба и на глазах оставшихся бойцов расстреливал командира-душегуба: знай меру. Нынче же не расстреливают, а вручают Звезду Героя.

…В 1989 г. число погибших шахтеров на 1 млн т добытого угля составляло 1,54, в 1999-м – 3,62, а 2009-м миллионная норма достигается уже ценой в 6 человеческих жизней. Господа владельцы шахт, ежели шахтерская смертность и далее будет расти такими темпами, «пушечное мясо» очень скоро израсходуется. Кто ж будет давать стране угля?

Статистика крупнейших ЧП на украинских шахтах

– 29 июня 1991 г. произошло возгорание конвейерной ленты на шахте «Южнодонбасская N1», что привело к отравлению горняков монооксидом углерода. Погибли 32 человека.

– 9 июня 1992 г. в результате взрыва метано-воздушной смеси на шахте «Суходольская-Восточная» компании «Краснодонуголь» в Луганской области погибли 63 горняка.

– 3 сентября 1994 г. на шахте «Славяно-Сербская» под Луганском от взрыва погибли 30 горняков.

– 4 апреля 1998 г. от взрыва метана на донецкой шахте имени Скочинского погибли 63 шахтера, 51 человек получил ранения.

– 24 мая 1999 г. на шахте имени Засядько в Донецке во время буровзрывных работ погибли 50 шахтеров,
40 горняков травмированы.

– 11 марта 2000 г. случился взрыв на шахте имени Баракова ГХК «Краснодонуголь», который унес жизни 81 шахтера, 7 были тяжело ранены.

– 19 августа 2001 г. от взрыва угольно-метановой смеси на шахте имени Засядько погибли 55 человек.

– 7 июля 2002 г. вспыхнул пожар на шахте «Украина» в городе Украинске Донецкой области, Погибло 35 горняков, 49 человек серьезно травмированы.

– 19 июля 2004 г. на шахте «Краснолиманская» в результате взрыва и пожара погибли 36 шахтеров и спасатель.

После каждой аварии создавались правительственные комиссии по расследованию причин катастроф. Однако ни разу ни один из виновников массовой гибели людей не был наказан.

Виталий Цвид, газета Новая

You may also like...