Будни украинских бомбистов: купить взрывчатку или найти умельцев, способных её изготовить- легко!

Уровень доступности взрывчатки в Украине продемонстрировал 20-летний Денис Верба – водолаз из города Рубежное Луганской области. В ночь на 3 апреля 2009 года он приклеил к местному памятнику Ильичу самодельную взрывчатку. Луганская милиция аккуратно отрапортовала: «Памятник устоял, но есть повреждение – ниже спины вырван кусок размером 30 на 40 см». Если бы взрывали только памятники!

Два взрыва прогремели в стране за последние недели. В мариупольском отделении Ощадбанка пострадали более 30 человек – грабители воспользовались самодельной взрывчаткой. Не успели их задержать, как объявились другие подрывники, на этот раз в Киеве.

После боя. Отделение Ощадбанка в Мариуполе взрывали опытные самодельщики. Один из них в прошлом году лишился двух пальцев после неудачных испытаний в своей квартире
Фото: UNIAN

В минувшую субботу в лифте жилого дома взорвали бизнесмена и депутата Брусиловского райсовета Игоря Звонникова. Самодельная радиоуправляемая бомба направленного действия была вмонтирована в переговорное устройство лифта и напичкана гвоздями.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Геннадия Москаля, преступники используют взрывчатку в 5% заказных убийств.

Взрыватель-троечник

Чтобы выйти на химика с опытом изготовления взрыввеществ корреспонденту Фокуса потребовалось два часа. По телефону парень разговаривать отказался и назначил встречу в одной из столичных кофеен.

«Стол, холодильник, сушилка для посуды, специальный слив, зажимы, пинцеты, одежда и прочее оборудование обойдётся примерно в 50–100 тыс. грн. Такой лаборатории хватит на 30–50 кг детонатора (в частности, ГМТД), который, зная технологию, можно использовать как взрывчатку. Это за сутки и при условии работы 3–5 лаборантов в круглосуточном режиме. Что самое важное – такая лаборатория сможет синтезировать не только взрывчатку, но и наркотики. А это дополнительный заработок», – подумав с полчаса, выдаёт Влад схему организации взрывного бизнеса.

Следующая статья расходов – реактивы. На 10 кг «чистого продукта» нужно потратить порядка 300–500 грн. «Это ацетон, водородная перекись, азотная кислота, серная кислота, лимонная кислота, уротропин. Изготовить эту взрывчатку можно за неделю», – отчитывается Влад.

Когда-то за списывание на уроке химии его выгнали из престижного лицея. Несколькими годами позже он поступил в КПИ и оказался в компании фанатов-взрывников. «На факультет периодически захаживали сотрудники СБУ, вербовали талантливых химиков. Выбирали только отличников», – вспоминает собеседник.

Первые тренировки фанатов-пиротехников были в лабораториях института. Позже ребята начали взрывать всё подряд. «Старые автомобили, брошенные на обочинах. Бетонные столбы, поваленные деревья, – с удовольствием предаётся воспоминаниям Влад. – А однажды мой друг в небольшом городке под Киевом взорвал в поле 2 кг гексогена. В городе началась паника, все думали – самолёт упал».

Деньги на ветер

С поваренной книгой анархиста, рецептом из которой якобы пользовались взрывники в Мелитополе, химик Владислав знаком. «Ещё бы, у соседа был первый украинский сайт по взрыввеществам. Но после 11 сентября его закрыли. Из интернета тогда исчезло 60% всех ресурсов о взрывчатке», – рассказывает собеседник.

По его словам, только в Киеве взрывчатку могут изготовить более двух тысяч человек. «В конце 90-х на химфаке КПИ был отличный химик, о нём даже преподаватели знали. Парень подрабатывал в лаборатории под Киевом. За три месяца разжился хорошим автомобилем, а через три года его хоронили. Видать, знал много».

Большинство бывших студентов-химиков, заверяет наш консультант, до сих пор балуется мелкими взрывами. Некоторые берут деньги за разработку технологии и мастер-классы для лаборантов, которые непосредственно будут готовить продукт на продажу, – за такие регулярные консультации платят от $2 тыс.
Источник Фокуса в МВД утверждает: купить тротиловую шашку в промышленном городе можно за 100 гривен. 200–400 граммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте обойдутся не дороже 250 гривен. Сами милиционеры взрывчаткой торгуют редко. По крайней мере, в этом уверен источник Фокуса в СБУ. «Систематически этим никто не занимается. Лет пять назад были случаи – милиционеры что-то не поделили и взрывали друг друга. Насколько мне известно, взрывчатку они сами покупали у прапорщиков на военном складе».

Самые популярные взрывчатые вещества в Украине – тротил, гексоген, «мягкие» взрывчатки, украденные с шахт, и, конечно, гранаты. «Ничего экзотического у нас не водится, – добавляет источник в СБУ. – Здесь редко найдёшь легенду голливудского кино – пластиковую взрывчатку С4».

Взрывчатка – невыгодная версия

«Два доллара за грамм? Прапорщик из провинции, если у него под рукой военный склад, вам за эту сумму килограмм взрывчатки продаст», – утверждает профессор Владимир Захматов, эксперт по пожарам и взрывам. По его мнению, давно нет резона производить взрывчатку кустарно. «В 80-е, когда я с Поволжья приехал в Украину, мои коллеги-взрывники честно признавались: да, балуемся – делаем взрывчатку в гаражах. Сейчас всё это так просто купить, что пропал всякий смысл рисковать в подпольных лабораториях».

По словам Захматова, в стране около 180 баз хранения взрывчатки и артиллерийских снарядов. «Самые взрывонасыщенные регионы – Донбасс, особенно Кривой Рог, Житомирская область – это карьерные разработки, Черкасская область. И, конечно, Крым. В одном только Севастополе несколько подземных складов боеприпасов», – говорит Захматов.

Евпаторийский взрыв в жилом доме, произошедший в конце прошлого года, эксперт тоже считает результатом сдетонировавшей взрывчатки, а не взрывом баллонов с газом. Правда, прокуратура его версию в расчёт не берёт. «Характер разрушения, звук и запах после взрыва – всё указывает на взрывчатку. Но милиции эта версия невыгодна, ведь тогда появляется масса лишней и опасной работы. Недавно в Крыму МВД нашло больше 170 кг тротила и гексогена. Но милиционеры сказали, что это для глушения рыбы. Кто таким количеством, да ещё и тротила, рыбу глушит!» – сокрушается Захматов.

В МВД полагают, что никакого организованного рынка нелегального сбыта взрывчатки не существует. «Взрывчатка на руках, безусловно, несёт угрозу. Но в Украине мало кто хранит такие вещества килограммами», – говорит Геннадий Гребнёв, начальник ЦОС МВД Украины.

В зад Ильича

Уровень доступности взрывчатки в Украине продемонстрировал 20-летний Денис Верба – водолаз из города Рубежное Луганской области. В ночь на 3 апреля 2009 года он приклеил к местному памятнику Ильичу самодельную взрывчатку. Луганская милиция аккуратно отрапортовала: «Памятник устоял, но есть повреждение – ниже спины вырван кусок размером 30 на 40 см».

Луганская и Донецкая области по количеству нелегально продаваемой взрывчатки – в лидерах рейтинга. Шахтёры, с которыми общался Фокус, признаются: вынести угленит или аммонит проще простого. «Это довольно мягкая взрывчатка, ею пользуются браконьеры», – объясняют собеседники. Промышленную взрывчатку используют не только для глушения рыбы, но и для убийства. Источник Фокуса в столичной милиции рассказывает, как недавно под Киевом мужчина пытался убить жену при помощи тротиловой шашки.

Семья вела общий бизнес, но муж проворовался до такой степени, что задумал убить супругу, рассказывает собеседник. Купил тротиловую шашку, сделал детонатор, пульт управления и подложил под пассажирское сиденье. Не успела жена открыть дверцу своего Porsche Cayenne, как нетерпеливый муж привёл в действие взрывчатку. «Машину раскурочило, водителя контузило. Но в итоге все остались живы, – говорит милиционер. – Почему мужчина не нанял профессионала, мне непонятно. За такую услугу в столице берут 10–30 тыс. долларов».

30-летний предприниматель Максим из Горловки Донецкой области взрывчаткой и оружием не торгует, но, если понадобится, обещал достать. «Приезжайте – за неделю найдём выходы на продавцов и купим всё что надо», – говорит он. Ещё недавно, делится Максим, за $100 можно было купить гранату. «Знаю не понаслышке – лично интересовался лимонкой, но вовремя опомнился, – признаётся парень. – Друг-бизнесмен, бывший афганец на балконе хранил оружие и взрывчатку». Химик Влад дома и не изготавливает, и не хранит. Зато этой зимой в гараже своего друга юный подрывник усовершенствовал формулу коктейля Молотова. Мало ли где пригодится.

Евгения Даниленко, Фокус

You may also like...