«Добровольно» — значит принудительно. Деньги из воздуха: новый вид поборов от ГАИ МВД

На оригинальность генерал Коломиец — начальник Департамента ГАИ МВД Украины, а по совместительству едва ли не правая рука министра внутренних дел Юрия Луценко в создании коррумпированых схем по выколачиванию народных денег и успешному их «отмыванию» — увы, уже не способен. 

Хотя стоит ли ломать голову, когда на вооружение можно взять недавно забытое старое, выдавая его за продуманное и хорошо организованное новое. Главное, замутить посильнее, чтобы денежки, как говорится — рекой, а концов — никаких.

У многих на памяти ДП «Ресурсы» МВД и «Рикас», организованные и успешно «доившие» народ во время первого пришествия на пост министра Луценко, а начальником ДГАИ — Коломийца.

Схема была предельно простой: при проведении любой операции сначала в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ, а потом и во всех других милицейских службах, оказывающих платные услуги населению, появился еще один вид платежа — «услуги». И пусть сумма, которую необходимо было оплатить, была небольшая — всего несколько гривен, но она сопровождала каждую (!) операцию, будь то постановка автомобиля на учет или получение паспорта.

А таких операций даже в самом захудалом городке подразделения милиции проводили ежедневно сотнями. Деньги стали «делать из воздуха», ведь каждому обратившемуся в милицию приходилось оплачивать «услуги», о которых никто не подозревал. По имеющейся у «УК» информации, наличные деньги тогда из регионов в Киев свозились мешками. Куда? На кудыкину гору…

Вначале, правда, некоторые еще порядочные и не замененные на «своих», «помаранчевых», начальники УМВД и ГАИ было взбунтовались. Но на места сразу же, как по команде «фас», ринулись юнцы в погонах, ничего из себя не представляющие, но имеющие широкие полномочия в виде удостоверения «помощника министра» и возможности в любое время «стучать» шефу. Многие милицейские руководители помнят звучавшие от таких «помощников», многие из которых годились по возрасту в сыновья, фразы: мол, тебе что, работать надоело?.. Если и это не убеждало — звонил некий «главный помощник» — из МВД.

Все эти «Рикасы», «Ресурсы» и подобные им фирмочки прекратили существование после снятия Луценко. По информации «УК», во времена Цушко даже возбудили уголовные дела по деятельности этих организаций. Допрашивались начальники УМВД, ГАИ областей… Но, видимо, по чьей-то политической воле делу так и не дали ход. Потом — новое назначение Луценко и, само-собой, Коломийца…

А вот, наконец, и сама история. Постановлением Кабмина Украины №607 от 9 июля 2008 года «Про затвердження Порядку надання суб’єктам господарювання повноважень на проведення перевірки технічного стану колісних транспортних засобів під час державного технічного огляду» правила проведения государственного технического осмотра якобы приближены к европейским.

Техническое состояние проверяется на СТО, документы и платежи — в ГАИ. Перечень таких субъектов заносится в реестр Департамента ГАИ, что и дает право на выдачу необходимых справок. По состоянию на 06.04.2009 года допущенных к проведению техосмотров СТО на территории Украины было чуть более 50 (информация с официального сайта ДГАИ МВД). Сейчас — далеко за 100. Пик допуска к регистрации припал где-то на февраль-май этого года. Спокойно предприниматели смогли поработать только пару месяцев.

В «УК» уже поступили сигналы из ряда областей о том, как субъекты, проводящие техосмотры, пытаются насильно загнать во Всеукраинскую общественную организацию «Всукраїнська Асоціація фахівців з безпеки дорожнього руху». Причем во всех областях это выглядит приблизительно одинаково: на СТО приезжает региональный представитель Ассоциации в сопровождении, как правило, заместителя начальника ГАИ области или начальника отдела автотехнической инспекции ГАИ (видимо, для важности момента).

Именно они и убеждают в необходимости стать членом Ассоциации. Условия предельно просты: 3000 гривен — вступительный взнос и 1500 гривен — ежемесячная плата (смотрите договор).

При этом региональный представитель оставляет свою визитку с символикой Департамента ГАИ (тоже для важности?). До утра оставляют время подумать. На следующий день представитель звонит уже сам: мол, вы не можете отказаться, вы не должны этого делать, ведь представьте, какие могут быть последствия!

Последствия, действительно, ждать себя не заставляют. «УК» владеет информацией, как на СТО, владельцы которых отказались вступить в ассоциацию, были направлены проверки ГАИ.

Нам так же стало известно, что субъекты хозяйствования решили обратиться в Кабмин с требованием защитить их от противоправных действий ГАИ.

Чем завершится этот скандал — неизвестно. Но характерно другое: инициатором едва ли не большинства подобных коммерческих инициатив МВД Украины почему-то выступает Департамент ГАИ.

И еще: в каком цивилизованном государстве милиция (полиция) официально занимается коммерцией? Ответ известен каждому…

Тимофей Невидимов, специально для «УК» 

Читайте также: