Украина трудовая: вакансии – только за взятку!

В Украине продаются не только депутатские мандаты. Места в школах, больницах, таможнях и других учреждениях активно продаются. И не только в киевских, а по всей стране. Иногда, чтобы получить вожделенную работу, люди отдают последние деньги, взамен не получая ничего. В отличие от депутатов… 

На днях мэр Киева в эфире одного из телеканалов заявил, что места в Киевраде продаются. Стоит одно до $5 млн. Конечно же, градоначальник оговорился, что продаются «депутатские штыки» только во враждебно настроенных к нему фракциях. Стоимость рабочего места в Киевраде никого не удивляет, ведь значок депутата — это доступ к столичным мегаресурсам. В то же время мэру не лишне знать, что так же активно продаются места в школах, больницах, таможнях и других учреждениях. И не только в киевских, а по всей стране. И иногда, чтобы получить вожделенную работу, люди отдают последние деньги, взамен не получая ничего.

Недавно правоохранители задержали начальника ГУ МЧС Черниговской области. За продвижение по службе чиновник требовал от подчиненного (руководителя одного из управлений) взятку в $5 тыс и два мобильных телефона Nokia стоимостью 8 тыс грн каждый. За что и был арестован.

Виноваты сами взяткодатели

— За всю свою практику в милиции я не помню, чтобы к нам обращались люди с жалобой на то, что с них требуют взятку за работу. Чаще они просто разворачиваются и уходят. Ну а те, кто так устроился на работу, конечно же, не будут говорить об этом. В основном, это госструктуры, где возможны «второстепенные» заработки, кроме зарплаты. Взяткодатели часто целенаправленно идут на такую должность, чтобы потом брать презенты в конверте. Мы называем такой вид преступления латентным. То есть все об этом знают, но нет заявлений, чтобы органы могли взятся за нечестного на руку работодателя, — утверждает начальник ГУ МВД Украины в Крыму Геннадий Москаль.

Но это лишь один случай из миллиона, когда за подобное нарушение был наказан взяточник. Тысячи других так и остаются безнаказанными, поскольку люди не хотят говорить о требуемых взятках из-за опасности потерять работу.

Чтобы понять масштабы этой проблемы «Новая» поговорила с десятками людей, которым в последнее время приходилось что-то кому-то платить, чтобы устроиться на работу. Особенно ситуация накалилась во время кризиса, когда любая должность — на вес золота. Работодатели даже в самых захолустных местах норовят получить взятку.

Место медсестры за $500

Лида Панькив (имя изменено по ее просьбе) из Ивано-Франковска десять лет работает медсестрой в областном роддоме. Руководство ценит женщину — хороший специалист, никогда на нее не было жалоб. Но сама Лида уверяет, что должность ей стоила $300.

— Мне прозрачно намекнули, мол, если я хочу работать, должна заплатить. Позже узнала, что таким образом в роддом пришли работать практически все, — говорит Лида.

Прейскурант вакансий каждый год меняется. Недавно знакомая женщины устроилась на место медсестры в этот же роддом. За это она заплатила уже $500. А вакансию невропатолога продали за… $5 тыс. В среднем же врачи с дипломом, чтобы получить хорошее место, платят $7—8 тыс. В столице расценки вообще бьют все рекорды. На условиях анонимности один из начинающих медиков рассказал «Новой», что после практики в одной из больниц ему заявили, мол, если хочешь остаться у нас, заплати $10 тыс. Причем никого не интересует, что представляет собой человек как специалист, главное — деньги.

Корова за карьеру

Подобная ситуация в медзаведениях сложилась по всей стране. Различия только в сумме — чем мельче населенный пункт, тем меньше придется «отстегнуть» за счастье носиться с капельницами и шприцами. В Приморске, что в Запорожской области, должность санитарки — 1000 грн. Медик по образованию, Елена Озерная признается, что устроиться в городке без блата или взятки было всегда проблематично.

— Пару лет назад родители моей знакомой продали корову, чтобы устроить дочку в совбес (служба социального обеспечения населения. — Авт.). А кто за меня заплатит? Я — мать-одиночка, ищу работу, чтобы зарабатывать, а не платить. А тут, куда ни пойдешь, везде нужно дать на лапу. Должность фармацевта, например, стоит около $300. У меня нет таких денег, — сетует Лена.

Александр Буржерак, замначальника Комитета по борьбе с организованной преступностью в Хмельницкой области, считает, что самой коррумпированной остается медицина. Устроиться в больницу без денег, имея хоть семь пядей во лбу и два диплома, из области фантастики.

— Недавно нам удалось разоблачить главврача одной из райбольниц области. Практически все сотрудники признались, что платили ему за место, — рассказывает «Новой» Александр Александрович. — Мы регулярно получаем жалобы, но они, увы, единичны. Если бы все сотрудники учреждения не боялись и заявили о беспределе, тогда и наказать можно было бы эффективно.

Секретарша на время

Торговлей вакансиями грешат многие госструктуры: администрации всех уровней, пенсионные фонды, прокуратура, суды и т. д. Наталья Осипчук из Ивано-Франковской области, город Рожнятов, и рада бы отдать свою трудовую книжку в «хорошие руки», да средств не хватает — уж слишком аппетиты чиновников пугают.

— В городской администрации есть место секретаря (предыдущая сотрудница находится дома по уходу за ребенком. — Авт.) Работодатель долго ходил вокруг да около, пока наконец-то не сказал, что мне нужно заплатить $5 тыс. И это при том, что зарплата — 1300 грн. Я даже не успею «отбить» взятку, как женщина выйдет из декрета, — жалуется Наталья Осипчук. По ее словам, в отделе юстиции ей предложили работу за $3—4 тыс, в банке — за $3 тыс, в налоговой — за $4 тыс. Пока девушка остается безработной.

За место в шахте…

В то же время соискатели вакансии, которые готовы заплатить за место, не могут быть уверены, что в будущем станут больше зарабатывать и вскоре смогут вернуть взятку. Для многих главное — устроиться сейчас, дальше видно будет. Работают на соцпакет и пенсию.

За кресло нардепа — $5 млн

— Что говорить об остальных, когда платят даже за место в парламенте. Несколько лет назад кресло народного избранника в Верховной Раде стоило $5 млн. Сейчас, наверняка, цены выросли. Из кулуарных разговоров среди депутатов мне известно, что в 2006 году за место в обладминистрации Киева некоторым пришлось заплатить полмиллиона долларов. А если представить размах столичного бюджета,в словах Черновецкого сомневаться не приходится, — заявил «Новой» экс-глава Киевской области Евгений Жовтяк.

Например, шахтерам из восточных регионов порой ничего не остается делать, как собирать деньги на «взнос», чтобы устроиться на рисковую работу. На харьковском форуме развернулась нешуточная дискуссия по этому поводу.

— У меня товарищ трудится в Донецкой области. Говорит, чтобы устроиться на хороший участок на шахту, надо выложить 10000—15000 грн. Правда, оклад у шахтера — 5000—8000 грн. Так что скоро взятка окупится, — утверждает один из участников онлайн спора.

Свято место дорого стоит

Впрочем, есть категория вакансий, ради которых многие готовы отдать все. Например, чтобы устроиться в налоговой или таможне. Отец моего знакомого из Львовской области предлагает $1000 любому, кто поможет его сыну занять юридическую должность в одной из упомянутых организаций. Но за такое «смешное» вознаграждение никто из чиновников и шевелиться не хочет.

— Обычным инспектором еще можно попробовать устроиться. Но не везде получится, — откровенничает работник налоговой милиции Хмельницкой области, который пожелал остаться неназванным. — А потом пахать, ждать, пока заметят и «поднимут» выше. Но это может длиться годами, и соискатель уйдет на пенсию с той должности, на которую пришел. Многие руководители сами оценивают человека, смотрят, готов ли он раскошелиться, и, если что, предлагают повышение. Например, должность заместителя начальника отдела стоит от $15000. Но за год человек сможет «отбить» эту сумму и даже купить не самую дешевую машину. Мне вот в прошлом году предлагали перевод в областной центр. Денег не хватило.

К сожалению, наш собеседник не захотел назвать сумму взятки. Как и сколько же реально человек получает, если с него требуют такие «взносы». У многих налоговиков официальная зарплата — 2000 грн.

Екатерина Стулень, газета НОВАЯ

 

You may also like...