Трубодуры. 10 миллионов абонентов сотовой – ежегодно жертвы мошенников

Про телефонных мошенников давно и много говорят, предупреждают – без толку. Стоит раскрыть один способ высасывания денег из доверчивых и «непросвещённых» абонентов, как преступники придумывают новый. Да и бороться с мошенниками довольно сложно: абонент в основном сам добровольно переводит средства на счёт преступника… 

В других случаях необходимо писать заявление в милицию, что делают единицы пострадавших, да и в этом случае поймать виновника и доказать факт преступления почти невозможно…

«Ежемесячно мы выявляем несколько сотен потерпевших в результате мобильного мошенничества абонентов. Но обращений с жалобами, конечно, гораздо больше», – говорит пресс-секретарь «МТС» Ирина Осадчая.

«В июле 2009 года мы запустили специальный автоответчик 068044, информирующий пользователей об основных мошеннических схемах и о рекомендациях как себя обезопасить. С июля по октябрь 2009 года мы зафиксировали более 300 тыс. обращений на этот номер, и количество абонентов, которые обращаются за информацией, продолжает расти», – говорит Ксения Корнеева из «Вымпелкома».

Из-за сложности взаимоотношений в мире мобильной связи мошенников практически невозможно поймать. В подавляющем большинстве случаев максимум, что можно сделать – это заблокировать номер «вредоносного» абонента (что не помещает ему приобрести новый).

По разным оценкам, страдают от мошенничеств, то есть теряют деньги, около 10 млн абонентов в год. Оборот теневого рынка достигает десятков миллионов рублей в день.

Одним из самых прогрессивных и поэтому прибыльных видов мошенничества является использование платных (в основном коротких номеров). Такие номера используются компаниями, поставляющими мобильный контент, организаторами теле- и радиопередач. Использование платных номеров с целью обмана набирает популярность.

«В последнее время отмечается большая активность мошенников, связанная с разнообразными предложениями в Интернет – от предложений по чтению чужих sms и определения местоположения абонентов до установки ПО, позволяющего скачивать или просматривать фильмы, видеоролики и тому подобное», – говорит Сергей Хренов, начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом «Мегафона».

По его словам, сами эти программы являются вредоносными троянскими программами (а в случае, например, обещания определить местоположение абонента это происходит методом случайного выбора). «В действительности же получается так, что абонента побуждают отправлять несколько дорогостоящих (порядка двух-трёх сотен рублей) sms, – говорит Хренов. – Хотя заявленная сумма – 20–30 рублей».

С платных номеров могут звонить и сбрасывать. Абонент перезванивает, в результате чего лишается определённой суммы денег. Кроме пропущенного вызова абоненту может прийти sms-уведомление о том, что для получения некоторых услуг или информации следует перезвонить по какому-то номеру или набрать числовую последовательность и т.п. При этом человек, потерявший больше денег, чем планировал потратить, вряд ли будет искать наказания для получателя платежа.

Беда в том, что получить короткий номер для организованной группы несложно. Короткий номер – это короткий код доступа к услуге (в реальности услуга предоставляется на обычном федеральном номере, который выделен оператору регулирующими органами). Услугу может оказывать оператор самостоятельно либо при помощи подрядчиков «контент-провайдеров».

«Получить короткий номер в аренду может любой человек, достаточно соблюдения некоторых условий: наличия юридического лица, телематической лицензии, собственного программного обеспечения, работающего по стандартным протоколам, и способности оплатить счета за подключение номеров», – говорит Ксения Корнеева.

При этом есть другая сторона проблемы. Пользователя, то есть рядового абонента, практически никогда не предупреждают, сколько стоит звонок или sms на тот или иной платный номер. Аналитики считают, что операторам выгодны звонки на платные номера по любому поводу: они получают часть прибыли таких провайдеров. Правда, какую, они держат в секрете, ссылаясь на коммерческую тайну.

Между тем уже существуют способы по крайней мере узнать сумму, от которой вам предлагают избавиться с помощью звоноков или sms.

«Мы рекомендуем абонентам уточнять информацию о стоимости услуг, в том числе контентных услуг или звонков на платные номера, с помощью бесплатной услуги «Инфоконтент», – говорит Ирина Осадчая из «МТС». Чтобы проверить, платный номер или нет, необходимо отправить sms или mms с текстом «?» на тот короткий номер, по которому абонент хочет получить информацию о стоимости.

«Получите ответное sms-сообщение от сервисного номера «2282» с текстом: «Исходящее sms на номер:xxxx стоимость xx руб. с НДС; входящее sms с номера: xxxx стоимость 0,00 руб. с НДС, контент-провайдер (название провайдера), тел. x(xxx)xxxxxxx, WEB: http://www.cont-prov», – говорится на сайте «МТС» в описании услуги.

Но в «Билайне» такой услуги нет. «Билайн» выделяет короткие номера внешним компаниям (контент-провайдерам) для оказания собственных услуг абонентам «Билайна», – говорит Ксения Корнеева. – Оператор может заблокировать короткий номер целиком, обработку конкретного кода конкретной единицы контента может заблокировать исключительно контент-провайдер».

«Мегафон» в плане прозрачности находится где-то посередине. «При звонках на дорогостоящие сервисы абоненту сообщают, что услуга платная, – заявил Сергей Хренов из «Мегафона». – При использовании ряда других сервисов, которые могут использоваться мошенниками, например скачивание контента, абонента в явном виде предупреждают о том, что с его лицевого счёта списывается определённая сумма денег». Правда, каким образом, он не уточнил.

Из-за сложности взаимоотношений в мире мобильной связи мошенников практически невозможно поймать. В подавляющем большинстве случаев максимум, что можно сделать – это заблокировать номер «вредоносного» абонента (что не помещает ему приобрести новый).

Справка

Основные схемы телефонного мошенничества

Случай с родственником

Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками милиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений). Взволнованный голос, плохая связь – часто уловка срабатывает и жертвы идут на поводу у преступников, пытаясь тем или иным способом «выкупить» своего человека. Схема старая, но до сих пор применяется, причём небезуспешно. При этом зачастую в её реализации задействованы граждане, находящиеся в местах не столь отдалённых – у них есть масса времени и большой дружный коллектив, готовый разыграть в эфире любые сцены. «Приёмщик» денег скорее всего находится на свободе, правда, в лучшем случае – на съёмной квартире, так что впоследствии вычислить его практически невозможно.

Платный код

Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленников.

Штрафные санкции оператора

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внёс своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и соответственно ему необходимо оплатить штраф в определённом размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

Розыгрыш призов

На мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию.

Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок и т.д.); спрашивает, может ли абонент активировать на свой номер карты экспресс-оплаты на сумму, скажем, 300 долларов; объясняет, что в течение часа необходимо подготовить карты экспресс-оплаты любого номинала на указанную сумму и ещё раз перезвонить для регистрации и присвоения персонального номера победителя. Затем мошенник объясняет порядок активации карт: стереть защитный слой; позвонить в призовой отдел; при переключении на оператора – сообщить свои коды. Оператор их активирует на номер абонента, а призовой отдел контролирует правильность его действий, после чего присваивает ему персональный номер «победителя», с которым гражданин должен ехать за призом. Предложения самостоятельно активировать карты на свой номер и приехать с доказательными документами из сотовой компании не принимаются – таковы правила рекламной акции.

Ошибочный перевод средств

Абоненту поступает sms-сообщение о поступлении средств на его счёт, переведённых с помощью услуги «Мобильный перевод». Разумеется, его отправляют преступники. Сразу после этого раздаётся звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно переведены деньги на его счёт и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом».

Предложение получить доступ к sms-переписке и звонкам абонента

Зная склонность некоторых граждан пошпионить за близкими и знакомыми, злоумышленники придумали очередной способ мошенничества в Интернете. Пользователю предлагается изучить содержание sms-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того как пользователь отправляет sms, с его счёта списывается сумма, гораздо большая той, что была указана мошенниками – до 500 рублей, а интересующая информация так и не поступает.

Андрей Бойков, НАША ВЕРСИЯ

*****

Пассивность потерпевших стимулирует мошенников

Пассивность потерпевших — главная причина того, что в Сети продолжают орудовать мошенники. Они остаются безнаказанными и получают посредством биллинга (так называется оплата услуг с помощью отправки СМС на короткий номер) миллионы долларов.

«Подсчитать их доходы с точностью до цента невозможно. По западной статистике мошенники обманывают примерно 2% пользователей Интернета. Думаю, в Украине они ежемесячно получают со «шпионских» сайтов около $700 тыс.», — говорит директор компании «Джамп Украина» Игорь Шрайбман.

Интересно, что руководитель одного из крупнейших контент-провайдеров Украины даже не скрывает: часть из этих 700 тысяч достается и его компании. Эта фирма, как почти все контент-провайдеры, звено в цепочке, посредством которой мошенники выкачивают деньги из доверчивых граждан.

«Есть мобильный оператор — хозяин короткого номера. Мы его арендуем. Дальше по цепочке идут как минимум два-три мелких контент-оператора, которые этот номер берут в пользование у нас. И только за ними может стоять мошенник. Каждое звено этой цепи получает свой процент от оплаты услуг, даже если они мошеннические. Но я как контент-провайдер — не тот, кому вы платите деньги за, например, «поиск человека по номеру его мобильного телефона». Я — всего лишь труба, по которой эти деньги проходят к мошеннику. В этом нет ничего противозаконного», — объяснил Игорь Шрайбман. О проценте, который он все же получает с этой схемы, предприниматель говорить отказался. Это, мол, коммерческая тайна.

Журналистам издания Weekly.ua удалось выяснить, как делят деньги, отсылаемые на короткие номера с помощью СМС. До 50% получает мобильный оператор — хозяин короткого номера; 5–10% оседает на счетах контент-провайдеров; остальное достается собственно мошенникам — тем, кто держит такие сайты. Weekly.ua задал вопрос одному из лидеров рынка мобильной связи Украины: правда ли, что в случае с СМС-мошенничеством операторы, вольно или невольно, получают долю прибыли, которая указана в договорах с арендаторами коротких номеров? «По факту любых известных нам случаев, тем более когда к нам обращаются с жалобами клиенты, мы в полном объеме возвращаем им деньги. Если же люди нас не информируют, мы ограничены в мерах противодействия такому мошенничеству», — ответил начальник департамента услуг мультимедиа компании «Киевстар» Сергей Лещенко.

«Мы получаем эти деньги не по своей воле, — утверждает Игорь Шрайбман. — Контролировать всю цепочку, вплоть до последнего звена, то есть тех, кто организует и администрирует эти лохотроны, невозможно. Проблема в том, что с ними не подписываются договоры. Они работают по автоматическим партнерским программам: заходят на сайт, регистрируются, получают короткий номер с кодом к нему, устанавливают его на свой ресурс и принимают деньги. Поэтому мы не знаем, кто мошенники».

Об украинских реалиях читайте в материале "Деньги за греховные страсти. Сайты-мошенники грабят украинцев"

УК

You may also like...