Ворье из ЕДАПС на «службе» Отечеству: «откат» нормальный!

Основной инвестор «ЕДАПСа» Юрий Сидоренко стартовый капитал сколотил в начале 90-х — когда его «Дамиана-банк» стал фигурантом громкого уголовного дела о хищении 20 миллионов казенных долларов. Сидоренко уехал в Швейцарию, и с тех пор не осмеливается возвращаться на родину. 15-летняя эмиграция при столь скандальных обстоятельствах совсем не мешает предприятиям Сидоренко зарабатывать на госконтрактах в Украине… 

А сам Юрий Григорьевич, получивший, по словам друзей, швейцарское гражданство, а, по словам недругов, еще и восемь месяцев швейцарской тюрьмы, регулярно делает громкие политические заявления, разоблачая из «прекрасного далека» аморальность нынешних украинских политиков.

Паспортный кризис и драматичная битва за контроль над полиграфкомбинатом «Украина» попали в фокус не только отечественных, но и мировых СМИ. И в центре внимания оказалось противостояние правительства и консорциума «ЕДАПС» («Єдина державна автоматизована паспортна система»). Взаимоотношения государства и «ЕДАПСа» – показательная история о том, как создаются новые рынки и новые технологии в нашем государстве и как осваиваются бюджетные потоки. И об агрессивной бизнес-группе, которая прокладывает себе дорогу, попеременно воюя за влияние то с Ющенко, то с Януковичем, то с Тимошенко, а также с группами и фигурами в их окружении. В чем причины этой войны и какую опасность она представляет для государства?

Хозяева

Основной инвестор «ЕДАПСа» Юрий Сидоренко стартовый капитал сколотил в начале 90-х — когда его «Дамиана-банк» стал фигурантом громкого уголовного дела о хищении 20 миллионов казенных долларов. Сидоренко уехал в Швейцарию, и с тех пор не осмеливается возвращаться на родину. 15-летняя эмиграция при столь скандальных обстоятельствах совсем не мешает предприятиям Сидоренко зарабатывать на госконтрактах в Украине. А сам Юрий Григорьевич, получивший, по словам друзей, швейцарское гражданство, а, по словам недругов, еще и восемь месяцев швейцарской тюрьмы, регулярно делает громкие политические заявления, разоблачая из «прекрасного далека» аморальность нынешних украинских политиков.

Сидоренко в конце 90-х сумел из-за границы оценить перспективы и риски создания в Украине бизнеса по производству документов строгой отчетности и защитных знаков. Скорее всего, что в организации бизнеса и в инвестировании принимали участие и другие персоны. Однако имена всех физических лиц —учредителей коммерческих предприятий, вошедших в консорциум, не разглашаются. И даже МВД, постоянно работающее с «ЕДАПСом», такой информацией официально не владеет.

«ЕДАПС» начинался с создания предприятия СП «Голография» в 2000 году. По слухам, непосредственное отношение к учреждению предприятия имеет Виктор Медведчук, экс-глава администрации президента. Группа украинских физиков одного из научных центров Академии наук во главе с Георгием Бейлиным сумела заинтересовать Сидоренко проектом создания линии по производству голограмм. Только-только появившийся сегмент голографических защитных знаков питался импортными поставками.

Учредители «Голографии» рискнули и инвестировали крупную сумму в развертывание отечественной технологии производства голограмм. И ставка на оставшиеся с советских времен научные кадры себя полностью оправдала. После решения президента Леонида Кучмы о введении обязательных голографических знаков на акцизные марки «Голография» вошла в разряд процветающих предприятий. Финансовую основу группы составил Коммерческий индустриальный банк. Команда Сидоренко разворачивала проект производства документов строгой отчетности, и в 2002 году начало работу предприятие «Зоря». Автоматизированные системы учета и управления информацией обеспечивала покупка ОАО «КП ВТИ» — одного из крупнейших советских предприятий в этой отрасли. Со временем в состав группы вошел еще целый ряд предприятий.

Начиная с 1996 года, под контролем президента Леонида Кучмы МВД пыталось наладить производство документов строгой отчетности. Контроль этого бизнеса министр внутренних дел Юрий Кравченко возложил на свое доверенное лицо Юрия Дагаева, работающего с помощью израильской фирмы «Суперком». Когда Кравченко на посту министра сменил Юрий Смирнов, он решил передать управление этой сферой своему человеку — начальнику департамента ресурсного обеспечения Василию Грицаку.

Своим образованием консорциум «ЕДАПС» обязан указам Кучмы, которые привели к революционным переменам в отрасли, и действиям генерала Грицака, который организовал схему взаимодействия консорциума с МВД и обеспечил необходимую нормативную базу.

Президент обязал МВД обеспечить до 1 июля 2004 года создание Единого государственного реестра физических лиц на базе Единой государственной автоматизированной паспортной системы. Комплексная государственная программа — «ЕДАПС» — предусматривала освоение победителем тендера 56 миллионов долларов бюджетных средств и сулила еще большие прибыли в дальнейшем.

«Суперком», обосновавшийся на рынке первым и даже развернувший производство заграничных паспортов (выпустив около 100 тысяч), внезапно потерял всякую поддержку МВД. Тот самый Грицак, который и заключил договор на работу с израильтянами, вдруг стал их ярым врагом. В 2004-м деятельность «Суперкома» была заблокирована, вторую линию производства фирма так и не смогла растаможить. На тендере Василий Николаевич объявил о победе недавно созданного консорциума «ЕДАПС», название которого совпадает с названием госпрограммы. Разумеется, целью этой схемы был не распил огромного бюджетного пирога, а исключительно забота о государственных интересах. Грицак смел с рынка израильских конкурентов, несмотря на их поддержку Дагаевым и аппаратом Кабмина Януковича. «ЕДАПС» получил важное конкурентное преимущество: Василий Николаевич от лица МВД заключил с «ЕДАПСом» генеральный контракт на пять лет для реализации госпрограммы. Грицак ввел в состав «ЕДАПСа» вновь созданное государственное предприятие — Государственный центр персонализации документов — под руководством 26-летнего генерального директора Юрия Стуся, с которым Грицак от имени МВД заключил пятилетний контракт.

Таким образом, благодаря Грицаку и его высокопоставленным покровителям консорциум был обеспечен стабильным государственным заказом и интегрирован в структуру МВД. На этой базе основаны и нынешние чисто коммерческие успехи «ЕДАПСа».

Формально Василий Николаевич не является собственником «ЕДАПСа», и его многолетний лоббизм этой структуры, конечно же, абсолютно бескорыстен — насколько может быть бескорыстен генерал-лейтенант МВД и народный депутат от Партии регионов. Однако при взгляде со стороны возникает впечатление, что Грицак в бизнесе «ЕДАПСа» — равноправный партнер.

Грицак располагает огромными связями в руководстве МВД благодаря своим контактам, полномочиям в комитете Верховной Рады, и, скажем так, личной щедрости и коммуникабельности.

Система распоряжений, приказов, контрактов и лицензий, которую ему удалось создать, проявляет завидную живучесть.

Что такое «ЕДАПС»?

Значительное число скандалов, связанных с консорциумом «ЕДАПС», объясняется количеством направлений, по которым работает консорциум, и агрессивностью маркетинговой политики собственников.

«ЕДАПС» в настоящее время занял лидирующие позиции в следующих отраслях (в ближайшие годы будут сохранять для государства стратегическое значение).

1. Производство документов строгой отчетности и идентификационных документов.

Объем этого рынка ежегодно растет: только в 2009 году консорциум получил заказы от государства на 560 миллионов гривен. Большая часть правительственных учреждений и ведомств размещают заказы на предприятиях «ЕДАПСа».

2. Производство защитных элементов, прежде всего голографических, на акцизные и лицензионные марки.

Производство алкоголя и сигарет — один из наиболее выгодных и высокорентабельных бизнесов в Украине, с многомиллиардными оборотами. «ЕДАПС» продвигает технологии контроля, которые могут привести к полной легализации и переделу рынка. Лицензионных марок на диски с аудиовизуальной продукцией выпускается пока немного — около 50 миллионов в год, но если государство наконец-то попробует навести порядок в торговле продуктами интеллектуальной собственности, несомненно, что «ЕДАПС» займет ведущее положение и здесь.

3. Производство банковских карт.

«ЕДАПС» выпускает около 400 миллионов банковских карт в год, занимая 98% этого рынка в Украине и принимая многочисленные заказы из-за рубежа.

4. Проекты, связанные с разработкой и поставкой систем автоматизированного управления, информационных систем, работа с базами данных.

«ЕДАПС» занимается самыми прибыльными проектами в этой отрасли, связанными не только с IT-разработками, но прежде всего — с поставками готовых интегрированных комплексов управления и обработки информации. Так, консорциум на этих выборах оснастил Центризбирком техникой для передачи данных и системой управления базами данных. Разработана и готова к внедрению технология производства биометрических паспортов и идентификационных карт общегражданского назначения, новая система водительских удостоверений со встроенными чипами, многое другое.

Реализация этих технологических решений уже сейчас создает обороты «ЕДАПСу» более полутора миллиардов гривен в год. Однако пройдет еще несколько лет, и проекты развития «электронного государства» умножат эти цифры.

Отечественные чиновники прекрасно умеют создавать с помощью своего бумаготворчества искусственные монополии. И «ЕДАПС», создавая систему лицензирования и отношения с органами власти, полностью доминирует в избранных сегментах. Клиентами консорциума являются большинство отечественных министерств и ведомств. Бюджетные средства служат финансовой основой благополучия консорциума, но влияние «ЕДАПСа» — это отнюдь не воздушный замок, и оно имеет под собой вполне здоровую коммерческую и научную основу.

Консорциум построил мощную производственную базу — инвестиции составили более 100 миллионов долларов. «ЕДАПС», опираясь на государство, конкурирует с крупнейшими западными компаниями на внешних рынках и активно участвует в тендерах в десятках стран мира. Консорциум печатает паспорта соответствия качества алмазов для мирового алмазного монополиста «Де Бирс», международные паспорта для международного полицейского бюро «Интерпол», делает голограммы к юбилейным монетам НБУ. Реализация этих имиджевых проектов престижна не только для консорциума, но и для страны в целом.

Особо хотелось бы выделить реализацию проекта создания демографического регистра в Кении.

Эта африканская республика закупила целый пакет продуктов и услуг «ЕДАПСа», а стоимость контракта составила весьма крупную сумму. В то время как в самой Украине такого регистра не существует, и скандалы со списками избирателей и фальшивых «льготников» не прекращаются, кенийские граждане сейчас оснащаются идентификационными карточками украинского производства с украинским программным обеспечением, и государство проводит учет и контроль современными методами.

Все эти направления могут повысить капитализацию и инвестиционную привлекательность консорциума в десятки раз в ближайшие годы. Чисто с технологической точки зрения «подвинуть» в данный момент с этих рынков «ЕДАПС» в Украине не может никто, потому что консорциум обладает сразу двумя преимуществами — уже готовой производственной базой и собственными научными разработками, которые обеспечивают применение технологий. Однако руководство «ЕДАПС» не довольствуется ролью бизнес-корпорации — простым поставщиком услуг. Судя по публичной активности, норму прибыли консорциум пытается поднять за счет прямого участия в политических скандалах, судебных конфликтах, кадровых разборках. И потому «ЕДАПС» на родине не так хорошо знают как научно-производственный центр. Консорциум создает себе скандальную славу как тесно сращенная с лояльными государственными органами бизнес-структура, которая выстроила систему влияния на бюджетные потоки, выделяемые на производство документов строгой отчетности.

Страница раздора

Причина паспортной войны «ЕДАПСа» с правительством — неурегулированность проблемы производства и выдачи паспортов населению.

Следует сказать о производимой «ЕДАПСом» для украинского загранпаспорта поликарбонатной странице и технологии гравировки.

Поликарбонатная страница, о ценности которой в паспорте велось много дискуссий, — это новый и высокоэффективный способ защиты паспортов, и она широко используется в паспортных системах европейских стран. Поликарбонат — высокопрочный полимер, тонкий и гибкий, как бумага, но прочный, как металл, и порвать его руками абсолютно невозможно. Поликарбонат в паспорте многослоен. Фотография и надпись наносятся на него по технологии лазерной гравировки. Луч лазера выжигает изображение не на внешних, а на внутренних слоях поликарбоната. Этот процесс требует специальных технологий и научных разработок в отрасли физики и химии. Расслоение сверхтонкой поликарбонатной страницы невозможно — при расслоении изображение стирается, и вновь запаять страницу не удастся. Подделать поликарбонатную страницу, вклеить чужую фотографию и т.п. маловероятно. Применение поликарбонатной страницы утверждено постановлением Верховной Рады.

Согласно договору №10 от 17 февраля 2009 года между «ЕДАПСом» и МВД, который находится в распоряжении «ЗН», отпускная цена паспорта «ЕДАПС», которую выплачивает МВД, составляет 120 гривен. В этой цене 103,51 гривни идут на производство поликарбонатной страницы и ее сборку с паспортом, а 15,37 гривни идут собственно на материал для книжечки паспорта и полиграфию. Однако на каком основании руководство МВД утвердило такие параметры стоимости загранпаспорта Украины, мы не знаем.

Во всяком случае, к договору закупки паспортов почему-то не прилагаются какие-либо финансовые обоснования, и какие глубокомысленные рассуждения вынудили МВД согласиться с цифрой 103 гривни — неизвестно. Почему министр МВД Ю.Луценко и его замминистра В.Хоменко, непосредственно подписавший договор с расчетами цены, проявили такую странную, скажем так, доверчивость и не оставили следов своей, мы не сомневаемся, глубокой аналитической работы в договоре — неизвестно. Да, стоимость загранпаспорта Украины с поликарбонатной страницей ниже зарубежных аналогов, как говорят открытые источники. Однако удивляет, почему государство не проводит официального аудита договорных отношений.

Критики «ЕДАПСа» полагают, что достаточно заменить производителя поликарбоната, и стоимость паспорта можно будет снизить. Возможно. Однако цены на паспорта не диктуются «ЕДАПСом» единолично — цену закупки по договору определяет МВД. Объективности ради следует отметить, что в реальности закупка поликарбоната вряд ли обойдется дешевле при импорте — такую страничку мало купить, надо иметь технологию лазерной гравировки. Эта технология есть у «ЕДАПСа», а освоение ее другим предприятием потребует, по заключению правительственных экспертов, не менее года подготовительной работы и значительных капиталовложений. Центр персонализации документов МВД располагает техникой для лазерной гравировки, но сами технологии и наладку оборудования реализовывает консорциум.

В чем исключительно юридическая природа конфликта на комбинате «Украина»? В сложной и запутанной схеме закупки паспортов. «ЕДАПС» не имеет лицензии на производство паспортов. Такой лицензией обладает государственный полиграфкомбинат «Украина», который печатает непосредственно сами книжки паспортов, заказывая у консорциума специальную поликарбонатную страницу и передавая готовые бланки для гравировки личных данных в Центр персонализации МВД, опять-таки входящий в консорциум.

Получается, что данное предприятие является конечным поставщиком продукции в органы МВД. Но производитель самой книжки паспорта — «Украина» — в консорциум не входит. А МВД как заказчик бланков и изготовления паспортов заключает договоры не с комбинатом «Украина»,.. а с «ЕДАПСом»! При этом бросаются в глаза любопытные детали родственных отношений руководства комбината с консорциумом. Так, Ольга Жабченко, дочь начальника службы безопасности «ЕДАПСа» Сергея Жабченко, является на «Украине» главным бухгалтером.

Дополнительное соглашение между МВД и «ЕДАПСом» от 8 октября 2009 г. предполагало резкое увеличение отпускных цен на паспорта предприятиями консорциума при срочном изготовлении паспорта. Вместо 120 гривен за паспорт, согласованных в феврале, консорциум теперь должен был получать 150 гривен в случае изготовления в течение 30 дней, 300 гривен — за 10 дней и 450 гривен — за три дня.

Кабмин никак не смог повлиять на МВД и расторгнуть договор, обоснованность которого для правительства непонятна. А еще более непонятна для граждан Украины, которые из своего кармана такие услуги оплачивают. Очень странно, что Кабмин не предпринял никаких мер относительно руководства МВД, которое ответственно за заключение данного договора. Это вызывает большие вопросы касательно логики и последовательности действий правительства в данной ситуации.

Логично, если производственную цепочку основной системы защиты национального загранпаспорта будет контролировать отечественный производитель. Но правительство должно изучить стоимость паспорта на зарубежных аналогах, провести переговоры с «ЕДАПСом» и дать официальное обоснование цены закупки паспорта — затем построить договорные отношения на прозрачной и долгосрочной основе!

В январе Кабмин нанес удар по технологической цепочке «ЕДАПСа», решив все договоры по производству паспортов замкнуть на комбинат «Украина», а консорциум использовать максимум как подрядчика. Казалось бы, вся договорная база в руках, где тут место для скандала? Однако на практике МВД Юрия Луценко — структура самостоятельная, и решения первого вице-премьер министра, очевидно, воспринимает своеобразно.

МВД порядок закупки паспортов не изменило, мотивируя это тем, что окончательно готовый паспорт им все-таки поставляет консорциум — после гравировки в Центре персонализации МВД. Генеральный директор комбината В.Музыка также решил не менять действующую схему, и отказался выполнять решения Кабмина по расторжению отношений с консорциумом. Хотя логика подсказывает, что ему было бы гораздо выгодней поддержать Кабмин и замкнуть выполнение программы закупки паспортов на счета своего предприятия. Однако блицкриг Кабмина провалился. Музыку убрать не удалось. Схема закупок паспортов не изменилась — и стоимость тоже.

Связи МВД с «ЕДАПСом» оказались прочнее, чем распоряжения правительства. И, откровенно говоря, в данном случае сторонами конфликта являются не «ЕДАПС» и Кабмин, а Кабмин и руководители МВД, тесно связанные с «ЕДАПСом». Публичным адвокатом действий МВД решил выступить консорциум. Чтобы перед выборами не устраивать скандал в правительстве и не воевать с милицией, Кабмин также решил сделать объектом критики «ЕДАПС», который, несмотря на то, что в его состав входят предприятия с государственной долей собственности, не постеснялся выступить открытым оппонентом правительства.

Действия «ЕДАПСа» в связи с попытками правительства поменять руководство комбината «Украина» с юридической точки зрения безосновательны. Органом управления «Украины» является Министерство финансов. Поэтому позиция консорциума по защите генерального директора В.Музыки имеет сугубо политическую мотивацию. Обвиняя правительство в коррупции и желании перераспределить бюджетные потоки на «карманные» фирмы, «ЕДАПС» упускает из виду, что попытка коммерческой структуры повлиять на политическое решение Кабмина является не менее сомнительным с правовой точки зрения действием.

Разумеется, в государстве, где закон и право — не пустые слова, оценку действиям и правительства, и МВД, и консорциума в данном случае дали бы следственные органы. Однако у нас слово «коррупция» давно стало фигурой речи, а не предметом судебной оценки.

Как показали события на комбинате «Украина», влияние, которое консорциум приобрел в государственных предприятиях, и лояльность руководящих кадров «ЕДАПС» использует для прямого участия в конфликтах между дирекциями госпредприятий и органами управления. Руководители «ЕДАПСа», репутация которых, мягко говоря, небезупречна, почему-то не стесняются лично поливать обвинениями своих многочисленных врагов. И выглядят очень неловко, когда после очередного изменения политической конъюнктуры им приходится договариваться с теми, кого еще совсем недавно «ЕДАПС» поносил последними словами. Это методы не цивилизованного предприятия с мировым именем и научной базой, а какой-то базарной конторы начала 90-х.

Сегодня любые решения Кабмина и Антимонопольного комитета по проверке консорциума наталкиваются на судебные запреты — по сути, государство в настоящий момент ситуацию не контролирует. МВД — основной заказчик услуг консорциума, детальной информации о работе «ЕДАПСа» не предоставляет. «ЕДАПС» не допускает никакого вмешательства в сферу своих интересов, куда входят, в том числе и государственные предприятия.

Давно пора обратить внимание и на тот факт, что соответствующего обоснования госзаказа нет не только на паспорта, но и на другие виды документов строгой отчетности. Ладно, защита паспорта. Но насколько обоснована цена на голографические защитные знаки, которые утверждает МВД и производит «ЕДАПС», например, для водительских удостоверений? А ведь голограмма составляет 75 % себестоимости таких удостоверений. Пока таких обоснований, которые должны прилагаться к договору, не появится, пока министр МВД не начнет подписывать договоры на госзакупки на сотни миллионов самостоятельно, а не будет уполномочивать решать такой «незначительный» вопрос своих замов, коррупция в сфере закупок документов строгой отчетности никуда не уйдет. Раздариванием именных пистолетов коррупцию победить нельзя, скорее, наоборот.

Приведем позицию Службы безопасности Украины, изложенную в письме от 26 ноября 2009 года по проблеме изготовления бланков документов строгой отчетности: «…анализ ситуации свидетельствует об утрате государством действенного контроля за этой сферой».

«ЕДАПС» против Турчинова

В Кабмине Тимошенко проблемой отношений с «ЕДАПСом» ведал первый вице-премьер Александр Турчинов. Занимался относительно недолго, по сути, с лета 2009-го, и неспособность правительства установить свои порядки на комбинате «Украина» объясняется следующими факторами: нехваткой времени для грамотного анализа ситуации и путей решения; влиянием избирательной кампании и приоритетностью других задач; вовлечением «ЕДАПСа» в избирательную кампанию на стороне Партии регионов, что позволяло включать политические механизмы защиты; децентрализацией власти и хаотичностью ее работы — выясняет отношения с «ЕДАПСом» только секретариат Кабмина; конкуренцией ветвей власти — президента и правительства, что оставляло «ЕДАПСу» возможности для широкого маневра и давало возможность получить поддержку из различных источников.

Первый виток конфликта возник, когда Кабмин решил реорганизовать систему управления паспортной системой.

Уже не первый год руководство МВД вынашивало планы по созданию самостоятельного органа управления — Государственной миграционной службы.

Проект, представленный МВД Кабмину, предполагал создание специального инструмента для обеспечения эффективной работы ГМС — реестра граждан, который бы позволил перевести карточную и бумажную систему работы паспортных служб в электронный формат. В настоящий момент более 90% паспортных данных граждан хранится до сих пор на бумаге. Для повышения возможностей влияния ГМС планировалось передать ей Центр персонализации документов МВД, который построен на территории консорциума «ЕДАПС» и полностью интегрирован в систему работы консорциума. По сути, паспортная система на основе миграционной службы была реструктурирована, и такие перемены совершенно ломали планы «ЕДАПСа», поскольку новая система управления могла означать и передел сфер влияния и финансовых потоков.

Хозяева же консорциума давно лоббировали свой законопроект о Государственном регистре физических лиц. Этот законопроект позволил бы именно «ЕДАПСу» как носителю соответствующих лицензий рассчитывать на создание такого регистра, особенно учитывая уникальный опыт и технологии, уже используемые на практике в Кении.

Построение государственного регистра имеет жизненно важное значение для бизнес-стратегии «ЕДАПСа», поскольку именно на этой системе в «электронном государстве» будущего должны быть завязаны все системы коммуникации и управления персональными данными граждан. Системный интегратор проекта получает выгодные конкурентные преимущества. Создание ГМС — объективный процесс, который будет реализован если не этим, то следующим правительством.

Открыто выступив против создания миграционной службы, «ЕДАПС» первый раз вступил в отрытое противостояние с Кабмином. Поэтому правительство было обеспокоено возможностями влияния консорциума задолго до скандала на комбинате «Украина». Так, генеральный контракт на работу с МВД, который действовал пять лет, не был продлен по настоянию правительства. Это стало поводом для ожесточенной политической схватки.

Попытки поставить на место «ЕДАПС» не могли быть успешными без участия экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Именно МВД обладает наибольшим влиянием на команду Грицака—Сидоренко. В рамках генерального контракта с «ЕДАПСом» МВД заключило более 200 договоров! На словах критикуя «ЕДАПС», на практике Луценко нередко действовал в его поддержку.

26 декабря 2008-го министр МВД издал приказ об изменении устава госпредприятия «Государственный центр персонализации документов». Приказ менял статус генерального директора на простого директора и предполагал подотчетность директора департаменту МВД по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, который должен был стать основой миграционной службы. Однако 7 апреля 2009 года министр отменил свой приказ и вернул прежний порядок вещей. В сентябре Луценко продлил контракт с генеральным директором центра персонализации еще на пять лет. Одновременно МВД увеличивает номенклатуру документов, которые печатаются на предприятиях «ЕДАПС».

Резонанс от скандала на комбинате «Украина» был настолько велик и раздражение действиями руководства «ЕДАПСа» по политической дискредитации Тимошенко и Турчинова неподчинению решениям Кабмина так серьезны, что Кабмин продолжает активную работу по смене руководства полиграфкомбината даже накануне отставки.

И в ближайшей перспективе под нынешнее монопольное положение «ЕДАПСа» Кабмин совершил целый ряд подкопов, которые могут поменять расклад сил на рынке. Во-первых, Конституционный суд принял решение о судьбе Государственной миграционной службы. Право ГМС на включение в свой состав Центра персонализации МВД суд не оспорил. Во-вторых, Кабмин на этой неделе передал права на печать паспортов от МВД к ГМС. Таким образом, направления финансовых потоков в паспортной системе могут радикально измениться. В-третьих, Кабмин снова попытался сменить руководство комбинатом «Украина», и начал процесс изменения статуса этого предприятия — из государственного в казенное, чтобы у правительства были полномочия свободно менять руководство. Даже если эти решения Кабмин Тимошенко не успеет ввести в действие, есть основания полагать, что их захочет реализовать новая власть.

2 марта Кабинет министров изменил статус комбината «Украина». Однако, кто будет назначать директора вновь созданного на базе полиграфкомбината казенного предприятия – большой вопрос. Нет сомнений, что «ЕДАПС» постарается сохранить на этом месте лояльную фигуру, чтобы сохранить «Украину» в своей орбите влияния.

«ЕДАПС» против Левочкина

Несмотря на тактические успехи в войне «ЕДАПСа» против команды Тимошенко и Турчинова, после формирования новой модели власти руководство консорциума, видимо, понимает: война только начинается. Дело в том, что в скандалы с «ЕДАПСом» прямо или косвенно вовлечено все руководство Партии регионов.

Есть веские основания полагать, что определенные органы власти, сформированные регионалами, не станут откладывать разбирательство с собственниками «ЕДАПСа» до следующих выборов, а займутся этой проблемой вскоре после получения необходимых полномочий. Дело в том, что «ЕДАПС» с 2007 года ведет ожесточенную политическую войну против Сергея Левочкина — заместителя председателя Партии регионов и нового главы администрации президента Украины.

По словам Грицака, во времена второго правительства Януковича Левочкин поддержал проект выведения на рынок голограмм государственного предприятия «Укрэлекон», созданного по инициативе налоговой и Минфина. По словам источников, близких к новой АП, Левочкин непосредственно этим бизнес-проектом налоговых генералов не занимался вообще. Как бы то ни было, «Укрэлекон» так и не вышел на рынок — предприятие потеряло даже лицензию. А Сидоренко и Грицак позволили конфликту с Левочкиным стать личностным и публичным, переводя его из бизнесовой плоскости в политическую.

«У нас сейчас два предателя — Чорновил и Грицак, — заявил Левочкин в интервью журналу «Фокус» в феврале 2009-го. — Вот пример: после голосования за отставку правительства на табло высвечивается цифра «203», и я вижу, как через головы министров Грицак лезет поздравлять Тимошенко, и это вижу не только я, но и лидер ПР. Или прямо на политсовете Грицак говорит нам: «Ребята, я не буду с вами голосовать, потому что у меня есть фирма, меня интересует прибыль». И его не выгоняют из партии!».

Грицак ответил на сайте «Bagnet» так, чтобы резонанс был максимальным: «Пусть В.Ф. Янукович открыто скажет партии, на чем основана их дружба с Левочкиным? Почему интересы Левочкина стоят превыше всего?.. Просто мужская дружба, никакого бизнеса? Возможно, у всех остальных есть бизнес, а у них бизнеса нет?»

Кстати, Грицак за то, что усомнился в моральной чистоплотности Януковича, не получил никаких партийных взысканий.

Однако теперь для отражения атак Грицаку надо готовить большие ресурсы. Потому что возможности для маневра весьма сужены: с каждой новой войной «ЕДАПС» плодит количество непримиримых врагов и ограничивает число потенциальных союзников. По сути, Василий Николаевич подводит «ЕДАПС» к необходимости расширять число собственников и вводить в политическую «крышу» в виде долевого участия одну или сразу две «донецкие» группы в Партии регионов. И какую долю собственности сохранит Сидоренко в новом раунде борьбы за «ЕДАПС» — большой вопрос. Впрочем, не исключено, что Юрий Григорьевич и Василий Николаевич опять сумеют всех переиграть, и очередной кризис только пойдет «ЕДАПСу» на пользу.

Заключение

Очевидно, что государство не имеет прозрачной стратегии в сфере производства документов строгой отчетности. Очевидно, что отсутствие четких правил игры дает возможности целому ряду бизнесменов во власти и вокруг власти решать свои тактические и материальные вопросы. Отношения с «ЕДАПСом» невыгодны для государства не потому, что продукция консорциума не актуальна, а потому, что эти отношения строятся на сложной и противоречивой массе распоряжений, постановлений и приказов, которая полностью зависит от воли нескольких чиновников.

После превращения «ЕДАПСа» в крупнейшую научно-производственную компанию, консорциум привязывается почему-то не к рыночным реалиям, а прежде всего к политической конъюнктуре. Насколько отвечает интересам государства монополизация одним консорциумом государственных средств производства стратегически важной документации, коль скоро свое уникальное положение на рынке «ЕДАПС» использует в том числе для политических игр?

Руководители «ЕДАПСа», вероятно, рассчитывают, что следующий премьер-министр и его команда будут мириться с особыми интересами консорциума в плане расстановки кадров и управления важнейшими государственными предприятиями, но вряд ли монополия «ЕДАПСа» в таком формате устроит госструктуры и бизнес-сообщества.

Есть много заявлений, которые говорят о коррупционном влиянии «ЕДАПСа» на государственные структуры. В стране, где продаются судебные решения, само МВД — оплот борьбы с коррупцией, — по сути, «коммерциализировано» группами влияния. И потому формальных признаков обвинить «ЕДАПС» в коррупции не существует. Только анализ фактического состояния дел позволяет говорить об угрозе монополизации консорциумом ряда ключевых для государства отраслей.

Украине необходимо принятие законов о государственном регистре физических лиц, о государственной миграционной службе, комплексные и конкретные решения по проектам создания «электронного правительства», разработка и утверждение парламентом концепции и стратегии действий государства по организации работы на основе современных цифровых технологий и автоматизированных систем управления.

Необходимо полное устранение всех форм бумажного оборота из государственного управления на всех уровнях; создание единого информационного и коммуникационного поля через Интернет; максимальное сокращение наличного оборота денежных средств и развитие электронных платежных систем во всех сферах; создание биометрических паспортов; идентификационных и платежных документов с электронной цифровой подписью, сопровождающих каждого человека с момента рождения до самой смерти; защита всех видов товаров и услуг на внутренних рынках от контрафактного производства и контрабанды.

Но применяться эти системные технологические решения должны на основе интегрального анализа компетентных органов. Дальнейшее развитие множества самостоятельных баз данных и систем контроля приводит к хаосу, к войнам за доступ к тем или иным сегментам власти.

Процесс приватизации отдельных лакомых кусков власти бизнес-структурами носит в современной Украине необратимый и закономерный характер. А отсутствие у государства информационной и коммуникационной стратегии и инструментов работы в новом технотронном столетии ведет к его деградации. Кто владеет информацией — тот владеет миром. А тот, кто не владеет, обречен выполнять чужие заказы и оплачивать интересы отдельных личностей, бизнеса, бюрократии и других государств…

Юрий Бутусов, Зеркало недели

You may also like...