«Из столичного жителя я превратился в раба!»

Одинокие старики, люди, с которыми случилось горе, алкоголики и те, кто легко поддаются чужому влиянию, становятся жертвами квартирных афер. Аферисты-цыгане убеждают их продать столичные квартиры и купить жилье на берегу моря, в далеком Придунавье. Сколько бывших жителей Киева, Москвы и других городов лишились своих жилищ, никто наверняка сказать не может… 

— Мою жизнь цыгане изменили за одну ночь. Я сидел на скамейке в своем дворике на Оболони, пил пиво. Подошли двое мужчин и спросили: «Мужик, не знаешь, кто тут сдает квартиры на ночь? Хорошие деньги платим!» У меня заканчивалась выпивка, денег не было, вот и подумал: почему бы не подзаработать? — вспоминает бывший киевлянин Александр Ульянченко (имя изменено по его просьбе. — Авт.).

Всю ночь Артур и Василий, новые знакомые Саши, рассказывали о чудесном крае на берегу моря — солнце, теплый песочек, ласковый климат, вкусная еда. По их словам, место, откуда они родом, просто рай на земле. «Цыгане стали звать меня с престарелой мамой к себе в гости и даже пообещали оплатить путешествие», — продолжает наш собеседник.

Идея отдохнуть на море, к тому же за чужой счет, показалась мужчине привлекательной. Заняться на тот момент ему было нечем — сидел без работы. 88-летнюю маму Саши пришлось уговаривать. Пенсионерку удалось убедить поехать в путешествие обещанием поправить здоровье. Уже на следующее утро Александр с матерью сидели в автобусе, который направлялся в далекую Килию Одесской области. О существовании этого города ни наш герой, ни его мама до тех пор слыхом не слыхивали, и сейчас им кажется, что лучше бы они в таком неведении оставались и поныне.

«Рай на земле» — у черта на куличках

Обещанный рай цыгане матери и сыну и вправду организовали. Правда, на короткое время.

— Я неделю валялся на солнышке, купался в теплом море. Как раз был бархатный сезон. Вино лилось рекой, шашлыки не заканчивались. Хозяева познакомили меня со своей приемной дочерью, — вспоминает Александр.

Маму нашего героя тоже нашли чем занять. Ее день и ночь обмазывали лечебной глиной, кормили полезной для здоровья морской капустой и убеждали, что придунайский климат как нельзя лучше подходит для людей преклонного возраста.

— Ну что вы видите в своем Киеве? Живете, как в клетке на пятом этаже, — убеждали цыгане. — А тут красота, чистый воздух. Да и жизнь намного дешевле, продукты копейки стоят.

Ровно через неделю мать с сыном вернулись в Киев продавать свою квартиру.

— Артур нашел маме квартирку в Килии, — продолжает Александр. — Новое жилище нам не очень понравилось: маленькая комнатка, повсюду сырость. Но мы планировали, что благодаря разнице в стоимости столичной квартиры и жилья в Килии сможем сделать ремонт. Артур и Василий обещали в этом посодействовать. Оставшиеся после ремонта деньги хотели отложить на жизнь.

Друзья-цыгане «помогли» организовать сделку. Сами нашли нотариуса в Киеве. Отыскали и покупателя на квартиру. Присутствовали даже при оформлении сделки купли-продажи.

Александр: «Останусь до конца жизни цыганским зятем»

Квартиру в Киеве продали за $58 тысяч, жилье в Килии обошлось в $12 тысяч. Цыгане сделали, как и обещали, ремонт в квартире, но он был поверхностным и даже от сырости избавиться не удалось. На $46 тысяч ремонт явно не тянул.

— Когда мы поинтересовались, куда ушли деньги, Артур объяснил, что из 46 тысяч десять «одолжил» на время (правда, нас почему-то известил об этом задним числом). А остальные, мол, это стоимость ремонта. Позже мы с мамой поняли, что денег никто не вернет, — сетует Александр.

«Цыганский зять»

Сам же наш герой оказался на улице. «Свою киевскую прописку я променял на жизнь в «раю», — горько улыбаясь, говорит Александр.

Обитает Саша в цыганской семье, где живет женщина, с которой его любезно познакомили, когда приехал на отдых.

— Меня называют тут «зятем», но относятся совсем не как к родственнику, — говорит он. — Я целыми днями работаю по дому, ухаживаю за приусадебным участком, кормлю домашних животных. Словом, меня превратили в раба. Да и положение моей гражданской супруги в доме больше похоже на роль кухарки, чем дочери хозяев. Соседи даже поговаривают, что ее в детстве цыгане специально выкрали, чтобы вырастить себе домработницу.

Александр понимает, что его с матерью обвели вокруг пальца. Но также он знает, что доказать это будет практически невозможно. «Подпись в документах о продаже столичной квартиры стоит моя, — говорит он. — Мать, владелица той квартиры, оформила на меня дарственную. Сделку заключал с ее разрешения. Как мы сейчас докажем, что нас обманули? А главное: куда я могу отсюда уйти? Так что останусь до конца жизни «цыганским зятем».

Из рабства — на кладбище

Подобные истории, как рассказали нам местные жители, происходят и в соседнем с Килией селе — Дмитриевке. Там бизнес, говорят, и вовсе поставлен на поток. А самое печальное — здесь истории с куда более трагичными концовками.По селу ходят страшные слухи.

— У нас есть одна цыганская семья, в их доме постоянно живут люди из Москвы или пригорода. Их привозят сюда, заставляют выполнять домашнюю работу, а спустя какое-то время эти несчастные куда-то исчезают, — оглядываясь по сторонам, шепотом рассказывает Мария, одна из жительниц села.

Селяне уверены, что люди пропадают не по своей воле. «Новой» удалось найти одного человека, который утверждает, что видел, как однажды ночью из дома ромы вынесли огромный целлофановый пакет с чем-то тяжелым и направились в сторону кладбища.

— С тех пор «наймыта», который до этого трудился в этой семье, живым я не видел, — рассказывает дед Иван.

Жители Дмитриевки знают, как заманивают в их село россиян. Цыганская семья едет в Москву или Подмосковье, находят людей, легко поддающихся чужому влиянию, убеждают их продать жилье. Привозят в Дмитриевку. Дальше судьба у всех разная. Некоторым и вправду покупают домики или квартиры в соседних городках — Болграде, Килии, Рени. Другим всего лишь обещают приобрести жилье и селят у себя. Женщины становятся нянечками для многочисленных детей хозяев-цыган, кухарками, уборщицами. Мужчины кормят скотину, работают в огороде, делают ремонт в доме.

Никто из селян в правоохранительные органы не обращался. Боятся. Но совсем недавно местной семьей ромов милиционеры заинтересовались сами. Правда, по другому поводу.

Хозяйку дома — мать четверых дочерей — обвинили в хранении и распространении наркотических средств. «Ее «закрыли» всего на пару недель. А недавно отпустили за недостаточностью улик», — рассказывает соседка, бабушка Наталья.

Пропали, как в воду канули

— Однажды приехали два парня, говорили, что из Подмосковья, — продолжает баба Наташа. — Цыгане следили за тем, чтобы они не общались с нами. Как-то мы заметили, что эти хлопчики стали себя неадекватно вести. Знающие люди объяснили: их подсадили на наркотики. А потом пареньки и вовсе пропали, как в воду канули.

Местные рассказывают: цыгане привезли из Москвы и пожилую женщину, у которой погиб единственный сын. Поселили старушку в Болграде. Когда она умерла, дом остался ромам. Живет, говорят, в доме мошенников и одна девушка, у которой родители погибли в автокатастрофе. Она какое-то время «работала» у цыган няней. А потом сбежала. Но не имея ни украинского паспорта, ни прописки, вынуждена была вернуться. Рассказывают и об инженере, который после смерти единственной дочери был «не в себе» и подписал все документы на продажу столичного жилья, но денег за сделку так и не увидел.

По словам жителей Дмитриевки, этим «бизнесом» цыганская семья промышляет уже лет восемь. За это время один из ромов перебрался в Подмосковье, где купил себе шикарный дом. Теперь оттуда он помогает искать «клиентуру» для афер.

«Они меня загипнотизировали!»

«Новой» удалось пообщаться с одной из цыганских рабынь.

Женщина подметала во дворе, когда мы ее окликнули. «Долго разговаривать не могу, сейчас хозяева вернутся, они на базар уехали, — вздыхает женщина. — Я осталась совсем одна, ни одного родного мне человека на земле. Как-то сидела во дворе возле своего дома и плакала. Подошла цыганка, предложила погадать, — вспоминает Лена.

Все, что произошло дальше, женщина называет одним словом: гипноз.

— Я не помню, как они убедили меня продать дом и переехать сюда. Обещали купить тут жилье, но пока не сделали этого. Да, я хотела переехать на новое место, надоело одиночество, мечтала начать все сначала. Но и думать не могла, что превращусь в рабыню, — плачет женщина.

Беседовать дальше мы не смогли, женщина забеспокоилась и попросила: уходите. Дескать, хозяева убьют, если увидят, что разговаривала с чужими.

Наша провожатая бабушка Наталья рассказала, что как-то позвала Елену, когда хозяев не было дома: «Говорю: беги отсюда, пока не поздно. А она в ответ: некуда».

Комментарий

В Килийском РОВД нам сообщили, что заявлений от потерпевших в результате жилищных махинаций не поступало. Но слухи о квартирных аферах и удерживании людей против их воли ходят, поэтому было решено провести проверку.  

Виктория Хаджирадева, газета «Новая»

You may also like...