Фальшивоналетчики

 На свой 30-летний юбилей инженер столичной строительной компании Никита Р. сделал себе подарок—купил за 170 000 рублей подержанный мобильный телефон Vertu. Приехал с ним домой и обнаружил, что это подделка. Никита порылся в своей памяти и все понял: когда он покупал телефон, он держал в руках настоящий Vertu. А потом продавец, когда уже получил деньги, вдруг вспомнил, что не стер из памяти телефона свои контакты, и попросил телефон на секунду обратно. В этот момент и произошла подмена.

В России всплеск торговли подделками дорогих марок. Вслед за подделками подтянулись и грабители

Подделок, так называемого фейка, в России все больше. Начался настоящий бум. По крайней мере, так утверждает исследовательская компания Esper Group. До 2008 года ежегодный прирост рынка фальшивых luxury-товаров в России составлял 4–5%, говорит аналитик Esper Group Дарья Ядерная, а в последние два года—15%. Только в прошлом году, если верить Esper Group, в России на подделки супердорогих брендов было потрачено около $15 млрд. Из них 60%—это аксессуары (шляпки, платки, сумки, ремни и проч.), 25%—одежда, а остальные 15%—часы и мобильные телефоны.

Согласитесь, что странно покупать часы Rolex или платок Hermes на вещевом рынке. Впрочем, про брендовые магазины тоже давно ходят слухи, что и там можно купить подделку. Тем более, как рассказывают сотрудники МВД и аналитики рынка, что с кризисом упал спрос и у байеров часто не хватает средств на закупку полных коллекций. И тогда они якобы закупают у владельца бренда оговоренный в контракте минимум, допустим, партию одежды или аксессуаров, а потом отправляют в Китай. Там вещи распарывают, делают лекала и изготовляют точные копии—не отличишь.

Но есть у подделок и другой рынок—те, кто сознательно покупают подделки. «Большинство из них—типичные любители понтов»,—говорит Ядерная. Они просто хотят произвести впечатление. Ведь бренд—это социальная категория. О вас судят по тому, как вы выглядите: во что одеты, какая машина, марка часов. «Человек фактически покупает не поддельный Versace, а ступеньку недоступного ему социального статуса»,—объясняет мотивацию таких людей психолог Ольга Меженина. Особым спросом пользуются сумки, ремни, очки, часы и мобильные телефоны.

Среди покупателей подделок много молодежи, которая разбирается в модных трендах, знает марки, но не может себе позволить купить настоящую вещь. Что делать менеджеру, оставшемуся без работы? Он привык к определенным маркам, и в других ему некомфортно. Эксперты утверждают, что особо трепетно к лейблам и маркам одежды и аксессуаров относятся жители Москвы. «В Петербурге, например, люди к брендам равнодушны, поэтому и рынок подделок там более скромный»,—говорит Дарья Ядерная.

Чем больше людей ходят, выставляя напоказ вещи, которые выглядят дорогими, тем чаще их грабят. Налетчики реагируют на престижные марки. В Петербурге вор-барсеточник ограбил 26-летнюю финансистку, как потом выяснилось, увидев, как она разговаривает по дорогому телефону: разбил бейсбольной битой боковое стекло в ее «Мерседесе» и схватил сумочку Louis Vuitton, а вместе с ней 25 000 рублей и тот самый телефон Vertu. В Казани месяц назад был вынесен приговор по нашумевшему делу об ограблении дочери бывшего мэра города Терезы Камаловой: у нее из джипа украли красивую фирменную сумочку стоимостью $12 000, и опять-таки в сумочке был Vertu. Вор потом понял, кого он обокрал и что вещи продать невозможно, и сдался сам. Ему дали два года условно.

Так что те, кто сознательно покупают фальшивый бренд, вместе с ним покупают вполне настоящий риск. На Северном Кавказе ходят легенды о телефонах и часах за десятки тысяч долларов, с которыми люди спокойно ходят по улицам Москвы, рассказывает сыщик московского угрозыска, поэтому в столицу потянулись одиночки и целые группы налетчиков. Среди грабителей теперь много случайных людей. Они не церемонятся и действуют все жестче. «Если раньше те же барсеточники ради сумочки разыгрывали целый спектакль, то теперь тупо бьют человека бейсбольной битой по голове и забирают все ценности»,—рассказывает оперативник МВД.

Рейтинг популярности у столичных любителей фейка возглавляет мобильный телефон Vertu. При стоимости оригинала от €5000 до €60 000 его точную копию можно купить за 15 000–50 000 рублей. Грабителям с подделками тоже проще: их можно быстро и без лишних вопросов продать на любом столичном радиорынке за 1000–5000 рублей. От оригинального Vertu избавиться практически невозможно. «Настоящий телефон помечен несколькими метками, по которым можно отследить его судьбу, к нему нужна уникальная зарядка, документы и коробка, без которых его не купят»,—рассказывает Newsweek Максим, оценщик одного из столичных ломбардов Vertu.

Торговцы не связываются с сомнительными телефонами и по другой причине: никогда точно неизвестно, кто был его настоящим хозяином и какие могут быть последствия. «Если я куплю за 50 000 рублей Vertu и он окажется ворованный, то в лучшем случае у меня его изымут менты и я потеряю все деньги, а в худшем—мне придется объясняться с его новым или старым хозяином»,—добавляет Максим. Несмотря на это, Vertu регулярно упоминаются в криминальных сводках. Например, недавно у известного телеведущего Андрея Малахова украли уже второй телефон этой марки. А Преображенский райсуд Москвы осудил столичного инспектора ГИБДД Станислава Складнова, который отобрал Vertu у автомобилиста и присвоил его себе.

С фейком научились работать и профессиональные мошенники. Покупая телефон с рук, уже недостаточно уметь отличить оригинальный Vertu от подделки: мошенник покажет настоящий, а потом ловко заменит его на копию. Более того, настоящую вещь могут подменить как при продаже, так и при покупке. Владелец того же Vertu решит его продать, и пока будет торговаться с потенциальным покупателем, тот его опять-таки незаметно подменит, а потом откажется от сделки.

Многие снимают с телефона ювелирный корпус и меняют его на дешевый. Распознать такую подделку трудно даже профессионалам. «Недавно мой коллега-эксперт купил за €28 000 оригинальный Vertu в платиновом корпусе и с бриллиантами,—рассказывает Newsweek частный скупщик Алексей.—Как вскоре выяснилось, корпус был из полированной стали, а бриллианты—низкого качества. Красная цена такого телефона—$5000».

«К нам регулярно приходят обычные люди, которые думают, что они купили по случаю оригинальные ювелирные часы или телефон Vertu, и пытаются их продать»,—рассказывает Игорь, владелец столичного комиссионного магазина элитных телефонов и часов. Это жертвы мошенников, попавшиеся на довольно простую схему. На заправке или на стоянке дорогого супермаркета останавливается дорогой «Мерседес». Хозяин говорит, что остался без денег и предлагает другим водителям купить у него за 30 000 рублей его Vertu, за который сам он отдал $15 000. И многие верят.

Автор: Андрей Гридасов, Русский Newsweek

You may also like...