«Угоню автомобиль. НЕДОРОГО»

Каждому второму украинскому автовладельцу отказывают в помощи, а мошенники из Европы… специально пригоняют автомобили, чтобы их угнали. За последние три с половиной года почти 25 тысячам заявителей, потерпевшим от угонщиков, отказали в помощи. Это каждый второй пострадавший. К сожалению, подобная практика в известной степени продолжается.

Из 2657 заявлений о похищении автотранспорта за первое полугодие 2010-го в 1161 случае в возбуждении уголовного дела было отказано. В этом году Департамент уголовного розыска (ДУР) во Львовской, Киевской областях и в столице выявил 116 фактов укрытия преступлений от учета и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Почему так происходит? И как уберечь свое авто от угона?

Утром — деньги, вечером — машина

Существует несколько «отказных» технологий. Например, Железнодорожный РОВД Львова отказал в возбуждении дела по факту завладения Audi. Дескать, основанием послужило повторное заявление об ошибочном обращении в милицию. Однако, как выяснили специалисты ДУР, их львовские коллеги «закрыли глаза» на то, что жертву преследовали на BMW, и похитители предлагали вернуть Audi за выкуп. Вскоре стало известно, что милиция даже осматривала найденное авто и изымала следы. И подобных фактов известно немало.

ВАЗы в цене

Почти каждое третье похищенное авто — дорогая иномарка. В этом году их похитили свыше 500: в Киеве — 212, на Львовщине — 50, в Одесской области — 30. В Николаевской и Черкасской областях угнали всего по одной иномарке. Самые популярные у угонщиков машины — ВАЗ различных моделей, их с начала года похитили 220 (в Киеве — 52). Далее следуют Mitsubishi — 58, Lexus — 37, Skoda — 36, Volkswagen — 32, Chevrolet — 29, Mercedes — 27, Honda — 23. Географическая особенность такова: воруют престижные авто больше в пограничных областях, меньше — в центральных.

Февраль 2010-го. Галицкий РОВД Львова через три недели со дня регистрации заявления гражданина Д. о похищении BMW Х6 отказывается возбуждать уголовное дело. Автомобилем с применением силы и под угрозой пистолета овладели двое неизвестных. А сотрудники райотдела потребовали с потерпевшего… деньги за розыск машины. Итог — на Львовщине к ответственности привлекли десяток руководителей РОВД.

Другая причина, почему машины не находят, — затягивание дел. Например, по факту похищения в феврале 2009-го Toyota Land Cruiser, принадлежащей одному из киевских ООО, милиция возбудила дело на десятый день. А свидетелей, установленных на месте события, опросили лишь через полгода. Преступника же объявили в розыск… через год после кражи.

Самое ужасное то, что значительное количество отказных материалов — одна из причин существования коррупционной схемы с участием сотрудников милиции по возвращению похищенных авто за выкуп. О существовании такой схемы на своем опыте узнал один из футболистов киевского «Динамо». У спортсмена воры стибрили его Lexus, а затем предлагали вернуть за 45 тысяч долларов. В этом случае Департаменту уголовного розыска удалось предупредить факт составления отказного материала в одном из киевских РУВД.

Ныне уже арестованы члены банды угонщиков, действовавшей в Киеве и других регионах и имевшей мощные связи в правоохранительных органах. За последнее время ДУР выявил пятерых милиционеров, причастных к разным схемам похищения. Это правоохранители из Хмельницкой и Киевской областей, столицы и двое сотрудников Центрального аппарата МВД (по ним дело уже в суде).

Досадно, но эти бывшие офицеры зарабатывали общий капитал вместе с настоящими мошенниками. Они не только подделывали документы, помогающие легализовать краденые автомобили, а и принимали участие в организации системы выкупов дорогих иномарок, предварительно похищенных у богатых людей.

Куда автовладельцу податься

По большому счету, для автовладельца главное, чтобы машина нашлась. Когда, например, кто-то взял авто покататься и бросил в лесу или на другом конце города, то потерпевший легко поддается увещеваниям иных работников милиции об отказе в написании и регистрации заявления по исчезновению авто. Мол, зачем вам это надо — машину нашли, а кто попользовался ею, установить вряд ли повезет. Вот и соглашаются обрадовавшиеся от находки пропавших «колес» граждане не устраивать себе и людям лишнего «геморроя», махнув рукой на законные методы привлечения к ответственности.

 

На взлом «торпеды» уходят секунды
На взлом «торпеды» уходят секунды

Но начальник отдела раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, ДУР МВД Андрей Канашук не советует автолюбителям прислушиваться к подобным аргументам. Раз преступление совершено, необходимо провести полный комплекс процедур по регистрации события и дальнейших шагов соответствующих служб по установлению причастных к инциденту. Почему такие «диалоги увещевания» происходят в милиции? Наверно потому, что в случае регистрации заявления об угоне (даже если авто найдут), оперативников будет ждать не очень перспективная работа по поиску воров.

Разборки и «автошроты»

Что же содействует существованию в Украине прибыльного «угонного» бизнеса? Следует приглядеться к деятельности всяких легальных и не совсем контор по разборке автотехники и дальнейшей продажи запчастей, называемых «автошротами». Особенно заметна их деятельность в пограничных регионах, а более всего — в Западной Украине, где милиция время от времени выявляет целые поля, заставленные неведомо откуда и как добытым товаром — обычно легковушками, перегнанными из-за границы.

Определенная часть тех железных коней имеет криминальную родословную — следует лишь, как говорят, хорошенько присмотреться к их «зубам» и вы узнаете, что их украли где-то во Франкфурте или Кракове. Сыщики здесь проводят понятную параллель с ломбардами — есть такие, что ни за что не примут, пусть и с очевидной выгодой, ювелирные изделия (однозначно, вор краденое не будет выкупать) от подозрительных лиц, тем более без документов. А есть ломбарды, активно занимающиеся бесстыдной скупкой похищенного. Такой же подход можно применить и к «шротам».

Несколько лет тому назад во Львовской области мне повезло вместе с оперативниками побывать на одном из «шротов». Конечно, без джентльменского предупреждения. Вскоре там уже была следственно-оперативная группа, и эксперт-криминалист, входивший в ее состав, сразу зафиксировал несколько авто с мастерски уваренными или перебитыми номерами агрегатов. А на днях сотрудники Госавтоинспекции региона в селе Красив Николаевского района той же Львовской области на «автошроте» нашли 85 кузовов легковушек (более всего BMW —55 и Mercedes — 26) с уничтоженными номерами. Как минимум, две здешних машины находились в розыске в России.

Авто из Европы ищет… угонщика

Со 2 по 11 августа на Львовщине проводили операцию «Автомобиль». Она показала, что если взяться за дело как следует, можно достичь отличных результатов. Например, из зарегистрированного 21 заявления о факте кражи машин 19 было раскрыто, а два десятка разоблаченных лиходеев (каждый четвертый — ранее судимый), уже сетуют о том, что попали в «поле зрения» милиции. Выявлены 56 автомобилей с измененными идентификационными номерами агрегатов. Одним словом, за декаду этой операции на Львовщине раскрыли столько «автоэкспроприаций», сколько пребывало в милицейском активе по итогам трех последних месяцев!

Порадовал «Автомобиль» и задержанием высокотехнологичных воров, что происходит нечасто. Во Львове гаишники в подозрительном Chevrolet обнаружили криминальный квартет местных и приезжих из Закарпатья мастеров угона. Они применяли электронные устройства для сканирования и отключения автосигнализации. Умельцы уже засветились в полиции ФРГ и Польши.

Кстати, некоторые жители Европы приезжают в Украину не только ради отдыха и новых впечатлений. Кое-кто возвращается на родину со справкой о регистрации кражи авто (часто это просто рухлядь), и… получают право на страховые выплаты. Нередко такие «услуги» оказывают выходцы из Украины, став жителем или гражданином ЕС и поняв, какой бизнес можно сделать. Бывает, что как оплату за «сервис» они просто забирают у клиента «украденное» авто и сдают его на «шрот».

Как же уберечься от угона? Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» владелец «волги» поставил капкан в машине. Но известны совсем не киношные факты, когда гаражи оборудовали самострелами и при этом гибли подростки, из любопытства забиравшиеся в соседское «автостойло». Посему у таких перестраховщиков есть шанс загреметь на нары на больший срок, чем угонщики. Следует просто уделить больше внимания имеющимся системам безопасности и сигнализации и не забывать о страховании.

 

 

«Перехват» — не панацея

Эффективность операций «Перехват» составляет всего 16%. Тем не менее, от них не откажутся. Ведь «Перехват» — не противоугонная панацея, а лишь один из многих инструментов поиска машин. Его целесообразно применять, когда, например, владелец своими глазами видел, как у него только-только угнали машину. Так бывает на стоянках вблизи магазинов и заведений общепита, где даже средь бела дня можно встретить угонщиков экстра-класса.

Например, недавно в Киеве солидный покупатель запасся провиантом в одном из столичных мегамаркетов и катил к стоянке доверху заполненную тележку, где отдыхал его вороной джип Lexus. Вдруг детище японского автопрома сорвалось с места, оставив на асфальте черный след резины. Владелец престижного авто не растерялся, сразу позвонил на 102. Lexus вместе с вором нашли в течение пары часов — помог «Перехват».

 

 

Волшебная система GPS

 

В Департаменте уголовного розыска говорят, что системы слежения GPS, установленные на авто, помогают найти похищенный транспорт.

Например, в Киеве был такой случай: злоумышленники с помощью насилия завладели престижной иномаркой.

С помощью системы глобального позиционирования удалось найти и машину (между прочим, за пределами Киева), и «конокрада».

Вообще система GPS-контроля — отличная вещь. Ее владельцам страховые компании по понятным причинам дают скидки, она позволяет все знать о местонахождении авто. Но чтобы использовать все опции «всевидящего ока», нужен доступ к Интернету (возможно использование и службы мобильных сообщений).

Тогда можно будет дистанционно, одним кликом «мыши», заблокировать двигатель и подачу топлива, а потом сразу обращаться в милицию. Кстати, система дает возможность полностью «расшифровать» в хронометраже маршрут движения похищенной машины, скорость передвижения, места остановки. Все эти данные легко передаются по телефону пользователем спутниковой сигнализации экипажу ГАИ, ведущему поиск злоумышленников и автомобиля.

«Конечно, лучше вложить деньги в спутниковую систему контроля, чем снова покупать авто, — отмечает начальник отдела раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами ДУР МВД Андрей Канашук. — Ведь в сервисных центрах научились хорошо маскировать такие «маячки», хотя в последнее время и самые «продвинутые» воры получили техническую возможность определять место, откуда исходят изобличительные сигналы».

Увы, уже есть сведения, что на помощь угонщикам вместо самородков-мастеров по перебивке номеров агрегатов придут хакеры. Дело в том, что с распространением GPS-контроля за перемещением авто фактически появилась возможность манипуляций данными о позиционировании тысяч и тысяч машин, ведь многие из них так или иначе подключены к Интернету.

Хакер сможет не только самостоятельно заблокировать некоторые авто, а и разблокировать их, дав возможность угонщикам завершить задуманное. Такой компьютерщик получит доступ к навигатору, как только тот начнет скачивать обновление из Интернета. Итак, ныне под угрозой любое авто, оборудованное Wi-fi, GPS или Bluetooth. Эксперты говорят: вскоре автоугон может превратиться в преступление из сферы высоких технологий.

Автор: Геннадий Карпюк, Новая

Читайте также: