Осторожно, акции! Как не попасть на банковскую фальшивку

Самое время в условиях падения депозитных ставок интересоваться различными акциями от банков – чтобы получить доходность повыше, а то и выиграть какой-нибудь ценный приз. Однако акция акции рознь: среди множеств интересных и честных правил игры можно встретить обман. Как от этого уберечься?

Кому это нужно?

Главный аргумент, который выдвигают циники против участия в различных акциях для пользователей банковскими услугами – мол, бесплатного ничего не бывает и неправда, что банк проводит акции себе в убыток или, к примеру, дарит какому-нибудь вкладчику, принявшему участие в лотерее, настоящую квартиру.

Тем не менее, проведение акций в первую очередь интересно именно банку (поэтому он их и проводит) – за счет того, что она стимулирует вовлечение клиента в покупку продукта или услуги. «Для банков промоакции предоставляют ряд преимуществ в виде быстрого эффекта в количестве привлеченных клиентов и объеме продаж, изменяемостью результатов промоакции по сравнению с имиджевыми активностями и так далее», – Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка .

– Большинство банков не рискуют своей репутацией и проводят акции с честными и прозрачными условиями и механикой. Ведь финансовое учреждение таким образом привлекает новых клиентов, расширяет долю рынка, поэтому стоимость проведения акций закладывается в маркетинговый бюджет».

Учреждение может проводить два типа акций с точки зрения выгоды для банка: чтобы активно продвинуть конкретный банковский продукт и чтобы создать позитивный имидж банка. «В зависимости от того, направлены ли акции на продвижение определённого банковского продукта или на формирование позитивного имиджа банка в целом, их суть может быть разной, – отмечает Виктория Попович, начальник управления методологии, разработки и внедрения продуктов розничного бизнеса банка «Киевская Русь ».

– Например, банки могут разрабатывать программы лояльности для постоянных клиентов независимо от продуктов, которыми они пользуются, предоставлять возможность получить повышенную ставку по определённому виду депозита, проводить розыгрыши ценных призов и так далее». Конечной целью любой акции, конечно, будет привлечение клиентов и стимулирование их лояльности к банку – при этом, чем правильнее политика банка, тем на более долгосрочный эффект он будет рассчитывать.

Настоящий волшебник

Существует множество типов акций, которые используют банки в Украине. Условно их можно разделить на две группы. «Первая – это ценовые акции, которые включают скидки на обслуживание, сниженные проценты на кредит или повышенные проценты по депозиту; вторая – это неценовые акции, более сложные по механике, предлагающие гарантированные призы, возможность выигрыша приза в лотерее или какие-либо дополнительные бонусы (когда при условии открытия депозита, например, организаторы акции предлагают клиенту получить золотую карту бесплатно)», – рассказывает Алекс Гармаш.

Итог мысли банковских специалистов по маркетингу зачастую забавный. К примеру, ПриватБанк , чтобы приучить держателей кредиток рассчитываться в магазинах картой, выдавал денежные призы, если на чеке встречалась определенная комбинация цифр. VAB Банк проводил летом-2010 акцию, в ходе которой получали призы те, у кого совпали две последние цифры номера карты с цифрами кода авторизации на чеках, которые выдавал кассир при пополнении счетов или депозитов. И, конечно, самые приятные акции – с ценными подарками в виде золотых слитков, путевок на отдых за границу и в Украине, автомобилей и даже квартир! Например, банк «Киевская Русь» весной 2010 года разыграл одну квартиру в жилом комплексе «Ольжин Град» в Вышгороде.

Депозитные акции часто привязаны к временным рамкам: например, повышенные проценты по депозиту или на остаток по счету получает тот, кто положит деньги в банк в течение двух недель (вариант – в определенном недавно открытом отделении банка и так далее). В общем, акций на рынке много – глаза разбегаются. И здесь важно попасть на настоящую, а так, к сожалению, бывает не всегда.

Мелкие пакости

Чтобы принимать участие в акциях «эффективно», нужно уметь отделять зерна от плевел. Дело в том, что случается, среди интересных акций попадаются такие, которые хоть и справедливо носят это гордое название, но интересными их не назовешь. Например, много банков заявляют, что у них действуют особые, акционные условия по депозитам для пенсионеров или для тех, кто пришел к ним во второй раз в течение 3-х месяцев.

А потом оказывается, что эти условия – повышенная на 0,3-0,5% ставка по депозиту. И хотя условия выгоднее, чем по вкладам на общих основаниях, но почувствуют это лишь те, кто принес в банк очень крупную сумму (что маловероятно в отношении тех же пенсионеров). Справедливости ради стоит заметить, что есть банки, которые добавляют пенсионерам до 1,5-2 процентных пунктов к ставке.

Часто бывает, что банки предлагают клиентам и всякие псевдоакции. Например, в ходе исследований «Простобанк Консалтинг » не один раз встречал рекламные проспектики с надписью «Акция», предлагающие принести в банк средства отнюдь не под акционную ставку, а под ставку…обычного депозита в том же учреждении. Для того чтобы этого избежать, достаточно не бездумно принимать участие в акциях, а анализировать ситуацию на рынке. Тогда вы сможете оценить реальную выгоду от той или иной акции и, например, в описанном случае, вам сразу станет ясно, что ставка не похожа на акционную.

Наконец, время, когда нужно проявлять повышенную осторожность к банкам, предлагающим очень высокие ставки, в том числе по массовым акциям, еще не прошло – смотрите не положите деньги в банк, у которого острая нехватка ресурсов.

Злобный гоблин

Но самая большая неприятность, притаившаяся в банковских акциях, – возможный обман. К счастью, ряд надежных банков не опускаются до уровня проведения нечестных акций. Но на рынке есть и другие. «В некоторых банках иногда внедряют акции, которые только вредят их репутации. Это могут быть акции по кредитованию, в которых особое внимание нужно обращать на размер процентной ставки, ежемесячные и одноразовые комиссии банка, комиссию за перевод средств в автосалон», – рассказывает Максим Кошевцов, руководитель индивидуального бизнеса Всеукраинского Банка Развития .

«К огромному сожалению, на рынке иногда встречаются случаи недобросовестного проведения промоакций, причем это касается не только банков. Даже если сеть супермаркетов или автомобильный дилер проводит недобросовестную акцию, это сразу бьет по другим продуктовым категориям – разочарование потребителя переносится на любые акции в принципе», – сетует Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка.

Банковские специалисты предупреждают: один из возможных непорядочных вариантов акции – когда учреждения устанавливают такие правила, что приз, по сути, не может выиграть никто. «Компания/банк прописывает условия таким образом, что победить и, соответственно, получить акционное вознаграждение в акции практически невозможно, – рассказывает Алекс Гармаш. – Например, банк может заявить, что в честь акции процентная ставка по депозитам составляет 30% годовых.

На практике может выясниться, что такую ставку вы можете получить, если у вас зеленые глаза, вы родились в Южной Африке и фамилия ваша – Петров! Панацеи от таких прецедентов не существует. Но рекомендую клиентам, перед тем как принять участие в подобном мероприятии, внимательно прочесть официальные условия акции на сайте банка, где банки просто обязаны изложить все ограничения».

Вторая проблема – это фальсификации при розыгрыше приза. Кто поверит, что банк на самом деле подарит кому-то, например, квартиру? «Большинство потребителей до сих пор не верят, что призы разыгрываются честно. Например, победительнице акции от нашего банка «Крутое авто к депозиту!», которая выиграла внедорожник Hummer, пришлось звонить более 3 раз, прежде чем она поверила, что это не розыгрыш. Такая же ситуация с большинством других победителей» – рассказывает Алекс Гармаш.

К сожалению, на самом деле не все банки понимают, что проведение акций нечестным способом принесет гораздо больше неприятностей и рисков для учреждения, чем обошлись бы траты на честный приз. Поэтому любителям акций можно посоветовать следующее: тщательно изучайте условия акции, в которой хотите принять участие – в них должна быть указана подробная информация вплоть до даты розыгрыша приза.

«Необходимо помнить, что подробные правила проведения любой акции должны быть размещены, как минимум, на официальном сайте организатора. Именно в них, а не в рекламных листовках, зафиксированы полный порядок и условия участия в акции и розыгрыше призов, указаны призовой фонд, права и обязанности участников, ответственность организатора, – предупреждает Виктор Пашула, глава пресс-службы и PRHome Credit Bank .

– Немаловажное значение имеет и информирование участников о выигрыше, порядке и сроках вручения призов. Как правило, розыгрыши главных призов акций национального масштаба проводятся в прямом эфире с приглашением представителя независимой аудиторской компании, фиксируются соответствующими официальными протоколами, подтверждающими правильность и прозрачность проведения розыгрыша».

Наконец, помимо изучения условий самой акции, обратите внимание на банк, его репутацию, то, как он проводил предыдущие акции. «Участвуйте в акциях надежных и стабильных банков, желательно международных. В международных банках, как правило, фальсификации при розыгрыше не только недопустимы по этическим принципам сотрудников, но и строжайше караются, так как могут в одно мгновенье «похоронить» репутацию финансового учреждения», – утверждает Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка.

Некоторые действующие акции украинских банков на сентябрь-2010

Банк

Название акции

Срок окончания акции

Суть акции

Сбербанк России (Украина)

«Соверши перевод — выиграй перелет»

15.09.2010

При денежном переводе через систему «Блиц» из Украины в Россию можно выиграть авиабилеты «Украина-Россия-Украина»

БТА Банк 

«Территория силы и красоты в шаге от тебя»

15.09.2010

При размещении вклада на срок от одного месяца на сумму от 10 000 гривен в отделении "На Бажана" гарантированно получаете подарочный сертификат на бесплатное разовое посещение занятия в спорт-клубе «Колизей»

ОТП Банк 

«С картой Visa от OTP Bank на отдых к морю»

30.09.2010

Проводя покупки картой Visa можно выиграть 3000 грн. еженедельно, главный приз – туристический сертификат на суму 15 000 грн.

VAB Банк

«Отпуск продолжается!»

30.09.2010

Оплачивая картой Visa от VAB Банка товары и услуги в торгово-сервисной сети можно выиграть призы (путешествие на двоих в пятизвездочный отель Таиланда, 2 ноутбука Apple MacBook, 4 нетбука Apple iPad, 6 телефонов Apple iPhоne, 10 аудиоплееров Apple iPod Nano, 20 фотокамер Digital Nikon.

VAB Банк

«Позаботься о своих ценностях в период отпуска!»

30.09.2010

При оформлении договора пользования на банковский сейф – 50% скидку на все размеры сейфов (количество свободных сейфов ограничено)

Киевская Русь

«Карткова скринька+»

30.09.2010

При оформлении договора банковского счета «Карткова скринька+» можно выиграть дополнительный бонус в размере от 0,5% до 1,5% к процентной ставке на остаток средств на карточном счету

Эрсте Банк 

«Безопасное лето с Эрсте Банком»

30.09.2010

При открытии одного или нескольких депозитных счетов на общую сумму от 80 000 грн. можно воспользоваться банковским индивидуальным сейфом за 0,01 гривну в сутки

Банк «Кредит-Днепр »

«Дарим общение»

15.10.2010

При открытии пенсионного счета или вклада получаете фарфоровый чайник в подарок, также можно выиграть в ежемесячном розыгрыше кухонных сервизов

Райффайзен Банк Аваль 

Акция совместно с сетью АЗС Shell

08.11.2010

Владельцы платежных карт банка получают 1 дополнительный SMART-бал за каждые 15 гривен оплаты картой на АЗС Shell. Полученные баллы можно обменять на подарки из каталога клуба Shell SMART

ПриватБанк

MasterCard Gold – Ваш билет в Париж

15.01.2011

При расчете кредиткой MasterCard класса Gold можно выиграть поездку на выходные в Париж на 2 человека (один сертификат на получение туристических услуг на два лица на общую сумму не более 21 176,47 грн.)

УкрСиббанк 

«Завчасні розрахунки ведуть до подарунків!»

01.06.2011

Те, кто погашают кредит заблаговременно – за 2 рабочих дня до даты погашения в течение трех месяцев подряд могут выиграть ваучер номиналом 2000 грн. на покупку товаров в сети супермаркетов «Фокстрот»

Мнение

Дмитрий Полищук, начальник департамента маркетинга и развития бизнеса «Ренессанс Кредит »

Что такое акция? Это программа лояльности для клиента, условия которой, в любом случае, более выгодные для клиента, чем стандартное предложение. Не стоит недооценивать сегодняшнего потребителя банковских услуг. Это достаточно грамотный человек, который может сам определить, насколько хороши условия акции для него, и в чем ее отличие от других акций. Не думаю, что банки идут на откровенный обман при проведении акций, так как это вызовет негатив и недоверие со стороны клиентов на долгое время. Возможно, некоторые игроки слишком увлекаются маркетинговыми инструментами, и это может ввести потребителя в заблуждение при первичной оценке акционного предложения. Что касается лотерей, то время фиктивных призов и победителей в далеком прошлом. Организаторы с удовольствием пиарят победителей и радуются вместе с ними их выигрышам. Поэтому, потребители с удовольствием участвуют в акциях и само слово «акция» сегодня обладает психологическим эффектом, стимулирующим к действию.

 Автор: Алиса Лисицына, Prostobank

You may also like...