Оказание первой помощи при ДТП: жизнь пострадавших в руках свидетелей

Каждый водитель для себя обязан сделать выбор: либо научиться квалифицировано оказывать первую помощь, либо дальше трусливо продолжать надеяться, что такие знания ему никогда не пригодятся. Имея в машине правильно укомплектованную аптечку, многие не знают, как ею пользоваться. 

В статье «Разбор автомобильных аптечек» можно почитать о том, как должны быть укомплектованы эти самые аптечки, чтоб они не были бесполезным грузом в наших машинах. В ходе обсуждения статьи выяснилось, что практически все водители не умеют оказывать первую доврачебную помощь.

Имея в машине правильно уком­плектованную аптечку, многие не знают, как ею пользоваться. В этой статье попробуем разложить по полочкам и продемонстрировать, каким образом прошедший курсы водитель может оказать первую помощь пострадавшему или, другими словами, спасти жизнь или хотя бы своими действиями не сделать человека калекой. Особенно если речь идет о жизни и здоровье «родных» пассажиров.

Лирическое вступление

Сказать по секрету, я тоже, окончив столичную автошколу, так и не узнал в ней, как делать искусственное дыхание, останавливать кровотечение или накладывать шину. Эти уроки у нас прошли экстерном – мы выучили правильные ответы на экзаменационные вопросы и таким образом научились спасать людей.

При этом ГАИ требует, чтоб в автошколах правила оказания первой помощи преподавал медик. Небольшая статистика: ежегодно в авариях гибнет около 4,5 тыс. человек (до введения новых штрафов гибло почти в полтора раза больше), а травмируется около 40 тыс. Почти 40% погибших становились таковыми из-за отсутствия или неправ­ильного оказанная первой помощи на месте аварии. То есть, автошколы своим медицинским «преподаванием» и нашими руками гробят тысячи жизней.

Что должен уметь делать любой водитель. В картинках

Консультировать и обучать (в соответствии с международными стандартами оказания первой помощи) меня взялись специалисты из «Оперативно-спасательной службы» в своем учебно-методическом центре. На все штатные ситуации у спасателей есть четкий алгоритм действий. Водитель, оказавшийся первым возле пострадав­шего, должен руководствоваться теми же правилами. И первое – не навреди себе. Это говорит о том, что прежде чем подступиться к разбитому авто с пострадавшими, нужно осмотреться и предпринять меры собствен­ной безопасности – выставить знак аварийной остановки, создать с помощью автомобилей островок безопасности (организовать действия других людей), убедиться в отсутствии возгорания авто. Итак, основные жизненно опасные травмы и действия при них:

Травмы шеи, наложение шины

Дальнейшие действия зависят от степени и вида полученных травм. Практически все пострадавшие в ДТП получают сотрясение мозга. Каждый десятый получает серьезные травмы шейных позвонков, и еще 12% эти травмы из-за шокового состояния не ощущают. В Европе при ДТП у всех без исключения пострадавших предпола­гается травма шейных позвонков, и поэтому на шею накладывают шину. Цель – обездвижить эту часть позвоночн­ика во избежание травм при вынимании человека из авто. Наша задача в данном случае – зафиксировать голову человека, и ждать приезда скорой помощи. Но часто, помимо травмы шеи, страдают и другие части тела. Вот здесь и начинаются сложности. Если есть лишние руки, то они направляются на фиксацию головы.

Если таковых нет, то накладывается шина (шейный воротничок), и только после этого приступаем к дальнейшему оказанию помощи. В наших аптечках такая роскошь не предусмотрена, но «спасатели» меня научили как изготовить ее из подручных средств – кусок упаковочного картона (это может быть журнал, сложенный пополам, вдоль и т.д.) заматывается в косынку таким образом, чтоб по краям остались завязочные концы. См. фото ниже:

Срочная эвакуация травмированных из авто

Стоит отметить, что в случае ДТП, может возникнуть ситуация, когда придется срочно эвакуировать пострадав­ших из автомобилей. Такое может случиться, если машина горит и ее невозможно потушить, или автомобиль находится на скоростной дороге и существует вероятность повторного ДТП. Но у нас пострадавший – человек с травмой шейных позвонков, и здесь приходится выбирать из двух зол: оставить его погибать или аккуратно вытащить из авто. Именно аккуратно, обездвижив голову, так как одно неверное движение – и человек — калека. У «спасателей» есть приемчики для правильного и, главное, быстрого извлечения пострадавшего из опасного авто. Я это уже научился делать. См. фото:

Пострадавший берется в "замок". Его голова фиксируется рукой, плечом и своей головой

Реанимация. Вентиляция легких и непрямой массаж сердца

Человеческая жизнь завязана на работе двух важных органов – сердца и легких. Легкие добывают кислород для нашей крови, а сердце перекачивает ее по всему телу, обогащая им органы. Но, в случае критической ситуации, главной гаванью крови является головной мозг. В случае остановки дыхания, и, как правило, скорой остановки сердца (либо наоборот) мозг начинает голодать. «Серое вещество» без крови может жить не более четырех минут.

При серьезных травмах, полученных в ДТП, не исключена остановка работы сердца. Наша задача, как свидетелей, оказывающих первую помощь, до приезда «скорой» искусственно снабжать кровь кислородом и доставлять ее в мозг пострадавшего. Если делать все правильно, то, сколько бы бригада медиков не ехала, человек будет иметь шанс на спасение.

Выдвигаем нижнюю челюсть для избежания западения языка

По нормативам на определение пульса и дыхания отводится 10 секунд. Слушаем, смотрим на грудную клетку, улавливаем щекой потоки выдыхаемого воздуха.

Для искусственной вентиляции легких в автомобильных аптечках есть пленка-клапан. В случае ее отсутствия, на худой конец можно воспользоваться носовым платком или бинтом, сложенным в 4-5 раз.

Кстати, в соответствии с международными стандартами, если нет возможности «надуть» легкие, то можно этого не делать, а сразу приступать к непрямому массажу сердца.

Существует несколько способ поиска точки надавливания

Прямая спина, плечи над пострадавшем. Работаем корпусом. Чем правильнее поза, тем на дольше нас хватит. Ведь одно дело "качать" 2-3 минуты, а другое 20-30 минут.

Еще из уроков гражданской обороны многие помнят, что при непрямом массаже сердца соотношение толчков груди к вдуванию воздуха в легкие равно 1:5. После, долгое время «держалось» соотношение 2:15. Сегодня английские реаниматологи вывели новое соотношение – 2:30. Дело в том, что они постоянно проводят исследов­ания на этот счет, и установили, что 15 толчков мало, так как этого едва хватает для создания давления в крове­носной системе. Так что делаем 2 вдоха и 30 надавливаний грудины.

Остановка артериального кровотечения

Артериальное кровотечение может развиться в различных ситуациях, будь то перелом, при котором кость повредила артерию, рваная рана, порез и прочее. Особенность данной травмы в том, что кровь из раны бьет фонтаном (яркого алого цвета), и, если вовремя не пред принять меры по ее остановке, то человек может не дождаться приезда «скорой». Наша задача если не остановить кровотечение, то хотя бы его уменьшить. Здесь нужно владеть алгоритмом действий, так как простое надавливание на рану не поможет.

Сначала нужно наложить жгут (выше раны), а после уже применять давление на рану. Но опять же, все эти знания должны быть не теоретическими, а подкрепленными практикой.

При венозном кровотечении (густая темная кровь вытекает из раны, а не пульсирует как артериальная) свой алгоритм действий. Сначала накладывается останавливающая повязка, а после применяется жгут. Только в этом случае жгут затягивается ниже раны.

Обучение

Научиться действовать в подобных ситуациях несложно. В интернет-просторах можно нарыть множество полезной информации. Другое дело, что без практики, «набивания» мышечной памяти эти знания практически бесполезны. Каждый водитель для себя обязан сделать выбор: либо научиться квалифицировано оказывать первую помощь, либо дальше трусливо продолжать надеяться, что такие знания ему никогда не пригодятся.

Автовизио

Читайте также: