Как управляющие компании наживаются на доверии клиентов
6 самых распространенных способов мошенничества: нарисовать хорошую доходность ПИФа с помощью родственных структур, продать клиенту акции по завышенной цене, оставить клиенту неликвидные бумаги в портфеле, продать клиенту мусорные облигации, заработать на комиссии, обрушить «стопы». Подробно.
«Клиенты созданы, чтобы остаться без гроша. Остается побыстрее снять с них побольше денег и искать новых клиентов!», — говорил старший партнер брокерской конторы, в которой работал главный герой «Воспоминаний биржевого спекулянта». И хотя эту книгу Эдвин Лефевр издал еще в 1923 году, у представителей инвестиционных компаний до сих пор остается множество способов заработать на клиентах — не совсем законно, но в большинстве случаев совершенно безнаказанно. Forbes поговорил с трейдером управляющей компании и сотрудником брокера и узнал 6 самых распространенных способов мошенничества.
Нарисовать хорошую доходность ПИФа с помощью родственных структур
Регуляторы устали повторять, что доходность ПИФов в прошлые периоды не гарантирует такой же доходности в периоды будущие. Но потребители на эти заявления внимания не обращают, чем и пользуются некоторые компании. Раздуть доходность ПИФа можно по простой схеме. Управляющая компания покупает для своего ПИФа акции «Ромашки» (название не случайно — во всех схемах используются бумаги второго и ниже эшелонов) у аффилированного брокера или банка по заниженной цене. На рынке эти бумаги торгуются по 100 рублей. Компания же покупает их за 85, проводит переоценку и моментально показывает доходность по сделке в 18%. А аффилированный банк или брокер, чтобы скрыть убыток в отчетности, покупает пай в фонде. И убытка нет, и привлеченные доходностью пайщики несут деньги.
Продать клиенту акции по завышенной цене
Множество проблем связано с конфликтом интересов, ведь управляющая компания и сама торгует на бирже, а стало быть, может продавать клиентам не самые выгодные бумаги. Так, управляющий покупает на свой торговый счет акции «Ромашки» и рекомендует покупать их в своих аналитических отчетах, говоря о большом потенциале роста.
В течение первых дней после выхода отчета, управляющий «разгоняет» стоимость бумаг, покупая их на деньги все того же торгового счета, а зачастую и на деньги клиентов. Нередко управляющий делает это не в одиночестве, а договорившись с другими инвесткомпаниями. Видя рост цен, бумагу начинают покупать и рыночные инвесторы. Когда цена взлетает достаточно, управляющий продает все имеющиеся у него бумаги «Ромашки».
Стоимость ее после этого сразу падает. Если к моменту падения цены управляющий успевает продать не все бумаги и по части портфеля сделки закрывает с убытком, этот убыток чаще всего отражается на счете клиента, а не на счете управляющей компании.
Оставить клиенту неликвидные бумаги в портфеле
С согласия клиента управляющий покупает на его долю акции «Ромашки». Они начинают расти. Но на рынке их не так много. Управляющий, понимая, что рост продолжится еще долгое время, решает сам заработать на бумагах клиента. Он продает акции «Ромашки» родственной структуре, которая держит их до конца периода роста. А клиенту управляющий объясняет, что не был уверен в дальнейшем увеличении цен и хотел зафиксировать прибыль на консервативном этапе.
Продать клиенту мусорные облигации
Управляющие, покупая для своих клиентов облигации, объясняют это необходимостью создания подушки безопасности — ведь это инструмент с фиксированной доходностью. Но в кризис, когда дефолты по облигациям были так часты, появилась новая возможность спекуляций и для управляющих. Покупаются облигации «Ромашки» за 40% от номинала и предлагаются клиенту как крайне перспективные за 50% от номинала по стратегии держать до погашения.
Управляющий зарабатывает свои 10% от стоимости бумаги всего за несколько минут. При этом клиенту не объясняются риски, по которым «Ромашка» может объявить дефолт по облигациям или перенести срок выплат по ним на несколько лет.
Заработать на комиссии
Брокеры, которые зарабатывают на комиссиях от сделок клиентов, заинтересованы в максимальном количестве этих сделок. Здесь верные помощники брокера — инвестиционные консультанты, которые, формально не управляя счетом, лишь дают клиентам советы. Самый распространенный прием, который они используют, называется «взбалтыванием».
Это когда сначала консультант дает совет купить бумагу (ссылаясь на торговые сигналы, якобы генерируемые безупречно зарекомендовавшим себя роботом), а потом в течение дня пересматривает свой прогноз. Зарплата инвестконсультантов привязана к объему комиссий от сделок. Поэтому, например, в большинстве брокерских домов основная стратегия, которую консультанты рекомендуют своим клиентам, — внутридневная. Ведь она предполагает максимальное количество сделок.
Обрушить «стопы»
Частные инвесторы и инвесткомпании, покупающие бумаги на 1-2 дня и не уверенные в том, что на следующий день рост продолжится, выставляют так называемые стопы. Это заявки на продажу бумаги, которые автоматически выполняются, если цена на нее достигает определенного уровня. Эти «стопы» видны брокерам, через которых открыт торговый счет клиентов. Поэтому нередко в момент открытия биржи, трейдеры брокерских домов решают «протащить» бумагу. Почему эта процедура так называется? Трейдеры выбирают акцию «Ромашки», на которую выставлено больше всего «стопов».
Допустим, «стопы» выставлены на уровне 50 рублей. А бумага торгуется на рынке по 70 рублей. Трейдеры покупают акции «Ромашки» за 70 рублей. А потом разом продают их по 50 рублей. Стопы обрушиваются, брокеры вновь покупают все те же акции, но уже по 50 рублей. После этого цена моментально возвращается на прежний уровень — 70 рублей, и трейдеры зарабатывают на сделке 20 рублей с акции.
Автор: Ксения Леонова, FORBES
Tweet