Налоговики придумали новые схемы честного отъема денег у предпринимателей

Госорганы контроля и налогообложения не могут выполнить планы по наполнению бюджетов. Чтобы изменить неприятную статистику, налоговики придумали новые способы пополнения казны. Какие новации по честному отъему денег у предпринимателей взяли на вооружение проверяющие и как с новыми способами "контроля".

Декларации не принимают

Проверяющие органы не могут выполнить планы по наполнению бюджета. В частности, по информации министра финансов Федора Ярошенко, по итогам девяти месяцев Государственная налоговая администрация и Государственная таможенная службы недобрали в казну 4,9 и 4 млрд. грн. соответственно. Несправляется также Пенсионный фонд и прочие гоорганы. Учитывая существующие темпы поступлений, разрыв между плановым и реальным наполнением бюджета по итогам 2010 года будет весьма существенным. Премьер-министр Николай Азаров признал, что по итогам года "дыра" в Пенсионном фонде составит порядка 60 млрд. грн.

Чтобы улучшить печальную статистику, фискалы освоили новые способы зарабатывания денег. Один из них – практически массовый отказ от приема убыточных деклараций, которые могут забраковать в том случае, если в документе указаны слишком маленькие с точки зрения инспектора налоговые обязательства.

Официальных же причин для отказа может быть масса. К примеру, в названии предприятия не расшифрована аббревиатура ООО или ЧП, не указан телефон или адрес электронной почты, не поставлен прочерк в графе «принадлежность к авиастроительной или судостроительной отрасли» и пр.

«В подобных действиях налоговиков есть признаки состава преступления. Ведь согласно Закону «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. При этом принимать декларацию нужно без предварительной проверки показателей, а на отказ принимать документ есть прямой запрет. В противном случае, это расценивается как превышение служебных полномочий и согласно ст. 365 Уголовного кодекса карается в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет», – поясняют юристы.

Чтобы минимизировать свои риски, налоговики принимают декларацию и ставят на них отметку «к сведению». «Фактически это означает, что декларация не принята. Зачастую предприниматели, не имея намерения портить отношения с налоговыми органами, довольствуются декларацией с такой отметкой и не обращаются в административный суд. Но тогда в суд может подать уже сама налоговая», – рассказывает управляющий партнер юридической фирмы «Центр правового консалтинга» Артур Нонко.

Юристы говорят, что одним из методов борьбы с нежелающими идти навстречу предпринимателями налоговым инспекторов – отправить ему декларацию по почте заказным письмом и со вложенной описью. «Если осталось меньше десяти дней и попытки сдать декларацию в канцелярию не увенчиваются успехом, предприниматель имеет право направить документы по почте.

Но при этом к декларации необходимо приложить заявление в произвольной форме на имя начальника налоговой, в котором указать фамилию служебного лица, отказавшего в принятии отчетности, и дату отказа. Датой подачи декларации в таком случае считается дата сдачи письма на почту, о чем будет свидетельствовать отметка почтового штемпеля на конверте», – отмечает Владимир Ващенко, партнер юридической компании «Ващенко, Бугай и Партнеры».

Стоит отметить, что нежелание фискалов принимать декларации логично – налоговики выписывают предпринимателям, которые не сдали документы вовремя, штрафы в размере 170 грн. Причем данная проблема действительно становится массовой – юристы говорят, что подобные квитанции ежемесячно оплачивают около 80% предпринимателей. Ведь большинство из них из-за такой незначительной суммы не хотят обращаться в суд.

К слову, на штрафах налоговики могут неплохо заработать. Ведь, по состоянию на 1 октября, на учете Государственной налоговой службы стояло 3,3 млн налогоплательщиков.

Фиктивные долги

Еще одна придуманная проверяющими схема наполнения бюджета связана с одним из наиболее болезненных вопросов для предприятий – оплатой НДС. Компаниям, которые намерены встать на учет как плательщики этого налога, предлагается подписать документ, в котором предприятие обязано указать, какой процент от оборота оно выплатит в качестве налогов. При этом сумма в бумагах, которые до боли напоминают долговую расписку, может колебаться от 3% до 6% от оборота, в зависимости от сферы деятельности предприятия.

Если же главный бухгалтер либо руководитель компании не согласен подписывать данный документ, то у предприятия начинаются проблемы с регистрацией документа – плательщика НДС. К слову, фискалы могут даже аргументировать длительность оформления разрешения, мол, данные в документах не совпадают с единым реестром и требуют уточнения в налоговой службе.

При этом отчаявшемуся бегать по кабинетам представителю компании прозрачно намекают, что решить его проблему можно в короткие сроки. Для этого необходимо лишь внести единоразовый взнос на развитие инфраструктуры налоговой инспекции. При этом речь может идти о суммах, достигающих 8% от оборота компании. Сколько средств удалось собрать фискалам в качестве "пожертвований", налоговики, понятное дело, умалчивают. Однако в настоящее время все больше предприятий страдает именно от такой схемы "раскрутки на деньги".

Чтобы увеличить количество «клиентов», которым необходимо получить документы плательщика НДС, налоговики стали массово аннулировать эти разрешения, заставляя предприятия их переоформлять. Причем налоговики подают это, как законные требования: в соответствии с правками, внесенными в профильный закон в мае этого года, причиной для решения по переоформлению указанного документа может стать запись в государственном реестре данных об отсутствии компании по месту регистрации.

Для того, чтобы подготовить данный документ, инспектору достаточно, к примеру, один раз не застать работающего в своей квартире ЧП-шника. «Некоторые инспекторы применяли на практике нормы еще не принятого на то время Налогового кодекса, одна из редакций которого обязывает компанию зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, если у него нет определенного объема налогооблагаемых операций. В первую очередь от такой практики страдают предприятия, инвестирующие в строительство и развитие производства, тогда как по законодательству они не обязаны получать регистрацию», – рассказывают юристы.

Они следят за тобой

На протяжении последних нескольких месяцев налоговые службы стали активно отслеживать все, так называемые сомнительные договора. Данная схема незатейлива: инспектор по своим каналам собирает информации о сделках, которые могли быть заключены с фиктивными контрагентами.

Найдя жертву, они отправляют ему запросы с требованиями предоставить больше информации о заключенных сделках. В частности, фискалов интересует цель договоров, способы осуществления купли-продажи, место хранения и способ транспортировки товара вплоть до фамилии заведующего складом или водителя фуры.

Кроме того, налоговики уточняют обстоятельства знакомства с контрагентом, данными предыдущих контрактов. Естественно, что предпринимателям легче заплатить, чем посвящать проверяющие органы в детали своего бизнеса.

Все – в суд!

Юристы говорят, что наименьшие нарушения инспекторов необходимо обжаловать в судебном порядке. При этом необходимо учитывать, что, согласно разъяснениям Высшего административного суда, срок обжалования решений налоговых органов ограничивается одним месяцем.

«Если у предпринимателя есть все доказательства подачи декларации и уверенность в том, что все начисления обязательств и расчет кредита сделаны правильно, судебная перспектива очень неплохая. В нашей практике абсолютное большинство подобных дел судьи решают в пользу налогоплательщика в течение одного заседания. Большинство схем налоговой построены на убеждении, что бизнес не будет портить отношения. Это убеждение нужно ломать», – говорит представитель адвокатской компании «Соколовский и партнеры» Наталья Куриленко.

«По результатам рассмотрения отчета суд может наложить штраф на лицо, ответственное за неисполнение – от 100 до 300 минимальных заработных плат, половина из которых взыскивается в пользу истца, половина – в госбюджет», – резюмирует Владимир Ващенко.

Автор: Максим Голубченко, Политика и деньги

You may also like...