А low ли cost? Как бюджетные авиакомпании обманывают пассажиров

Заманивая пассажиров низкими базовыми тарифами, бюджетные авиаперевозчики зачастую скрывают множество дополнительных расходов.

Сайты европейских низкобюджетных авиаперевозчиков пестрят предложениями путешествий за 0,99 фунтов, 3 евро или другие смешные суммы денег. Однако на поверку оказывается, что в этой сумме не учтены налоги, самолеты летают только в определенные дни недели, очень рано утром и вообще прибывают не в указанный в объявлении аэропорт, а в его «брат-близнец» за 70–100 км от более или менее крупного города.

К чему нужно быть готовым

Главным преимуществом бюджетных авиалиний является невысокая стоимость авиабилета. Однако чтобы воспользоваться преимуществом действительно низкой цены перевозок, пассажиру бюджетной авиакомпании нужно следовать целому ряду требований. Во-первых, нужно лететь налегке. Как правило, «дешевые» авиалинии запрещают перевозить с собой в ручной клади сумку размерами более 55х40х20 см, что чуть больше ноутбука или женской сумочки.

Весить такой багаж должен не более 10–15 кг. Те, кто собирается взять с собой чемоданы для шопинга, должны быть готовы раскошелиться. Например, в украинском WizzAir это удовольствие облегчит ваш кошелек на 173 грн. при оплате онлайн и 346 грн. — в аэропорту за каждый чемодан. Некоторые европейские перевозчики и вовсе выставляют прогрессивную шкалу цен.

Например, на рейсах AirBerlin, которые пока так и не смогли обосноваться в украинском небе, первая сумка обойдется в 25 евро, вторая — в 65 евро, а третья — уже в 450 евро. Многие компании также взимают доплату за спортивное снаряжение и прочую утварь, которая перевозится туристом. А некоторые наживаются на клиентах с багажом даже дважды.

Например, фирма WindJet, которая недавно появилась в Украине с рейсом Киев–Римини (Италия), не разрешает пассажирам с дополнительным багажом (не ручной кладью) регистрироваться на рейсы через интернет. Эта услуга является у всех лоукостеров либо вовсе бесплатной, либо гораздо более дешевой, чем регистрация в аэропорту. Таким образом, пассажирам WindJet придется не только заплатить за багаж, но и за повышенную комиссию за регистрацию на территории аэровокзала.

Вторым условием максимально дешевого перелета должна быть непривередливость клиента. Как правило, при обычном бронировании лоукостеры не присваивают пассажирам конкретных мест в салоне, как это делают другие перевозчики. Забронировать его можно лишь за отдельную плату в пределах 10 евро.

Например, у WizzAir это будет стоить 46 грн. онлайн или 92 грн. в аэропорту, у российской SkyExpress — $5–10, Germanwings — 8 евро. Конечно, если не бронировать место заранее, стоять в проходе никто не будет: самолеты загружены не более чем на 80– 90%, так что сядут все. Однако место у окна незадачливому туристу наверняка не достанется.

К слову, почти все перевозчики на своих сайтах предупреждают пассажиров, что в случае смены конфигурации судна компания может и не гарантировать, например, предоставления клиенту проплаченного места у окна. Безусловным преимуществом на приоритетное размещение, как правило, пользуются инвалиды и пассажиры с детьми.

Непривередливому авиатуристу также нужно быть готовым либо поголодать в течение полета, либо заплатить на борту за обед из собственного кармана. Проанализировав предложения «воздушных кафе» разных перевозчиков, можно сказать, что дешевле 8–9 евро перекусить на их борту не выйдет.

Поскольку авиакомпании-лоукостеры экономят на всем, нужно приготовиться и к достаточно стесненным условиям перелета, особенно если природа не обделила вас ростом. Места с достаточным пространством для ног выделены в отдельную категорию и также продаются. Предложения у разных перевозчиков колеблются в пределах 10 евро, у WizzAir «свобода для ног» стоит 116 грн. за каждую пару, у GermanWings — 20 евро.

В-третьих, в дешевый полет не следует брать с собой ребенка. Авиакомпании этого не любят. Даже несмотря на то, что не предоставляют отдельное место в салоне младенцам до двух лет, взимают с них плату до 25 евро за каждого, видимо, в пользу потенциально нарушаемого покоя остальных пассажиров (цена WizzAir — 288 грн., Germanwings — 18 евро).

Турист, желающий заплатить меньше, должен быть гибким в датах. Ведь самые дешевые полеты такие авиакомпании совершают в самое неудобное время: среди недели или глубокой ночью. Задачу выбора нужных дат усложняет необходимость бронировать билеты заранее, за шесть–восемь месяцев до вылета, особенно если речь идет о сезонных рейсах (например, летом на южные направления, зимой — в горы).

А угадать свои планы за столь длительный отрезок времени не всегда представляется возможным. При этом распространяемые авиакомпаниями сведения о существенном подорожании билетов с приближением даты вылета не всегда отвечают действительности.

Например, на сайте WizzAir анонсируется цена билета в Катовице на уровне от 198 грн. Однако такие билеты есть только на несколько апрельских вылетов. А на летние месяцы «лучшим» считается предложение в 378–598 грн. Точно так же на большинство европейских рейсов билеты стоимостью, например, 3 фунта у британской RyanAir можно купить для полетов в течение ближайшего месяца, а никак не для путешествия через полгода.

Стоит ли говорить, что при бронировании и покупке билета онлайн стоит тщательно выбирать дату и место полета, а также имена тех, кто будет сопровождать вас в путешествии: каждое изменение стоит денег. При этом самыми дорогими являются смена имени и отмена бронирования. В Украине для WizzAir данные услуги стоят по 690 грн. А вот на рейсах RyanAir этот тариф может достигать 150 фунтов за имя каждого пассажира.

Чего не избежать

От перечисленных расходов при желании непривередливый турист может увернуться. Однако есть неизбежные траты, которые придется понести при бронировании билета и подготовке к полету. Во-первых, это комиссии за покупку билета. Независимо от того, приобретается ли он через банк или интернет с помощью платежной карты, к стоимости самого билета нужно добавить еще и размер комиссии за такую бронь.

Например, если бронировать билеты WizzAir онлайн, придется дополнительно выложить по 58 грн. за каждый билет. Через банковский перевод — 29 грн. Однако и здесь мелкие расходы не заканчиваются: если вы не являетесь клиентом UniCredit Bank, через который проводятся платежи, придется заплатить еще 1% от стоимости билетов банкирам.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что украинские лоукостеры в цене перелета сразу указывают все налоги и сборы. Европейцы в большинстве своем предпочитают делать это в самом конце процедуры онлайн-бронирования. Причем зачастую «копеечные» перелеты при этом сразу дорожают в два, три, а то и в пять раз, поскольку аэропортовые сборы и авиационные налоги являются фиксированными либо исчисляются от регулярной, а не акционной цены билета.

Во-вторых, неизбежными будут расходы на трансфер от аэропорта до конечного пункта назначения. Бориспольский аэропорт, который является центральным узлом для всех работающих в Украине, авиакомпаний до перехода WizzAir в Жуляны был, по сути, одним из немногих исключений из неформального правила «100 км от цивилизации».

В основном же базовые аэропорты лоукостеров, опять же в целях экономии, расположены в стороне от крупных промышленных и деловых центров. Например, базовый аэропорт WizzAir в Катовице (Польша) находится примерно в 100 км от Кракова, аэропорт RyanAir в Виизе (Германия) — в 70 км от Дюссельдорфа, аэропорт «Скавста» (Швеция) — в 100 км от Стокгольма.

Также в отдалении от «цивилизации» расположено большинство бюджетных аэропортов в Великобритании, Испании, Италии, в стороне от основных маршрутов находится румынский хаб Тимишоара. Стоимость проезда от таких отдаленных местностей непосредственно в город назначения в лучшем случае составляет 10–15 евро в одну сторону, причем на общественном транспорте, а не на такси.

С учетом всех вышеизложенных факторов показательно низкие цены лоукостеров могут очень сильно приблизиться к обычным, а в некоторых случаях даже превысить их. Для примера можно взять рейс Киев–Стокгольм, на котором конкурируют между собой WizzAir и «Аэросвит». Для чистоты эксперимента мы «забронировали» полет одного человека на 1–8 августа 2011 г. Стоимость билета у лоукостера получилась 1546 грн., а у «Аэросвита» — 2280 грн.

Однако тут же надо принять во внимание, что аэропорт «Арланда», куда прилетают самолеты «Аэросвита», на 60 км ближе к Стокгольму, чем «Скавста», куда прибывает WizzAir. То есть уже нужно заложить как минимум 10 евро дополнительных расходов на дорогу. Далее, предположим, что с собой пришлось взять дорожный чемодан — это еще 173 грн. в лоукостере, поесть на борту — 10 евро, заплатить за покупку билета банковским переводом — 29 грн.

И вот 1564 грн. превратились уже в 1964 грн. и разница между стоимостью билета сократилась вдвое — до каких-то 30 евро, что практически можно отнести к среднерыночному разбросу цен. Поездка же с ребенком или вообще большой дружной семьей, обошлась бы еще дороже.

Впрочем, большинство бюджетных авиакомпаний все же стараются держать низкие цены на перелеты. Например, при отсутствии другого прямого сообщения двусторонний билет из Харькова в Стамбул на крыльях турецкого лоукостера Pegasus обойдется менее чем в 1000 грн. Из Киева в Римини (Италия) на WindJet можно долететь за 2332 грн. туда и обратно, а «Аэросвитом» до Милана (300 км от Римини) — за 3312 грн. Некоторые же компании, именующие себя лоукостерами, непонятно каким образом собираются показывать свои низкие цены.

К примеру, цена двустороннего билета на рейс Киев–Шаржа (аэропорт в окрестностях Дубая) от AirArabia даже выше, чем у нелоукостера «Аэросвита» — 3641 грн. с соответствующими ограничениями против 3584 грн. с обедом на борту и возможностью бесплатного провоза багажа. Так что, покупая билет на рейсы лоукостера, даже если это внутриевропейский перевозчик, предлагающий супернизкую цену, нужно тщательно просчитывать все затраты, которые будут понесены в связи с таким приобретением.

Источник: Деловая столица

Читайте также: