Война должникам! За долг свыше 10 000 могут отобрать квартиру. За сопротивление – арест

8 марта в Украине началась настоящая война с должниками. Вступает в силу новый закон «Об исполнительном производстве», который существенно усиливает возможности в получении долга: скрыть свое имущество станет гораздо сложнее, как и выехать за рубеж, не уплатив, скажем, за свет и газ, кроме того, выселиться из жилища, по решению суда, человек отныне будет обязан в двухнедельный срок вместо двухмесячного.

Однако закон вводит запрет на изъятие вашей единственной квартиры, если долг не превышает 9400 гривен. Также появилась ответственность за угрозы и побои госисполнителей разъяренными должниками. Теперь виновного не только оштрафуют на 1700—2400 грн., но и могут посадить на 2—5 лет. А вот действие или бездействие госисполнителя как кредитору, так и должнику можно лишь обжаловать письменно его начальнику и ждать ответа.

Как пишет газета СЕГОДНЯ, украинцы к закону относятся по-разному. За закон те, кто, к примеру, годами не может добиться получения задолженных алиментов. Ну а против, конечно, те, у кого есть долги по кредитам или коммунальным платежам.

По словам правоведа Василия Мирошниченко, закон поможет хоть как-то начать справляться с кризисом задолженностей, которые люди не хотят платить, несмотря на решения судов. «Существенно должен ускориться процесс взыскания долга, потому что раньше каждое решение исполнитель обязан был согласовывать с должником, а по новому закону, это не нужно. Правильно, что исполнители получили право бесплатного доступа ко всем базам, в которые занесено имущество должника — базы БТИ (квартиры), ГАИ (автомобили), земельный кадастр, — говорит Мирошниченко. — Логично, что госисполнители напрямую (а не через МВД) получили право ограничивать выезд должникам за границу, потому что из-за забюрократизованности процедуры многие задолжавшие крупные суммы успевают навсегда выехать».

Адвокат Татьяна Монтян считает, что «сейчас долги отдают только трусы и лохи»: «Хотелось, чтобы он помог исполнению судебных решений, а в это верится с трудом. Исполнители по-прежнему мало заинтересованы в выбивании миллионных долгов — в этом случае взятки за затяжку дела намного превышают премию за его выполнение».

10 ОСНОВНЫХ ФИШЕК «СТЯЖАТЕЛЬНОГО ЗАКОНА»

ЖИЛЬЯ НЕ ЛИШАТ, ЕСЛИ ВЫ ДОЛЖНЫ ДО 10 000 ГРН.

Если сумма долга не превышает 10 размеров минзарплаты (с 1 января — 9410 грн.), запрещено обращать взыскание на единственное жилье должника и участок земли, на котором оно находится.

Другими словами, если вы должны больше 9410 грн. и компенсировать их за счет того, что имеете, не можете — вашу единственную квартиру могут забрать. В этом случае человек либо купит меньшее по площади жилье (если остаток после выплаты долга это позволит), либо ему придется снимать чужие углы.

ВТОРУЮ КВАРТИРУ МОЖНО АРЕСТОВАТЬ ЗА НЕБОЛЬШОЙ ДОЛГ

Госисполнитель получил право взыскивать долг за счет имущества, в том числе недвижимости, поскольку теперь он решает, что с вас взять.

Юрист Василий Мирошниченко говорит, что в старом законе должник имел право сам определять, на какое имущество в первую очередь накладывается взыскание, в новом этого нет. Но указано, что исполнитель должен взыскивать долг за счет имущества только в размере и объеме, необходимом для погашения долга, оплаты исполнительных действий (например, при аресте и изъятии автомобиля — вызов эвакуатора) и всех штрафов. То есть, если у человека есть две квартиры и машина — и долг 5000 грн., то нельзя за это арестовать квартиру, — только авто. То бишь квартиру за мизерный долг могут арестовать, только если арестовывать больше нечего (ни ТВ, ни мебели, ни техники), и если это ваша вторая квартира. Но это может и обернуться в потерю жилья за небольшой долг, если кому-то (власть имущему или банку) приглянулось ваше жилище или он просто хочет насолить: квартиру по решению суда продадут якобы на аукционе, но намного дешевле рыночной цены, заберут взыскателю тысячу и траты на суды, а остаток вернут вам.

НА ВЫЕЗД: ДВЕ НЕДЕЛИ ВМЕСТО ДВУХ МЕСЯЦЕВ

Выселяемый из жилья за долги обязан освободить его в двухнедельный срок. После его истечения госисполнитель может выселить его в любой момент (раньше было в течение 60 дней).

СКРЫТЬ ИМУЩЕСТВО СТАЛО НЕПРОСТО

Для проверки, каким имуществом вы располагаете, судебный исполнитель получил бесплатный доступ ко всем базам: БТИ, МРЭО, земельного кадастра. Раньше должникам (тем же алиментщикам) удавалось строить из себя «бедных родственников», говорят исполнители.

КАК БУДУТ СБЫВАТЬ АРЕСТОВАННОЕ

Бытовая техника, движимое имущество стоимостью до 2550 грн. и дороже (если не возражает должник) продается через комиссионную торговлю, а недвижимость, автомобили, морские, речные и воздушные суда — только на аукционах.

ЗА ДОЛГ ПО АЛИМЕНТАМ «НАСТУЧАТ» МИЛИЦИИ

За долг по алиментам более трех месяцев исполнитель имеет право продать имущество должника. Если не платить алименты полгода и более, наступает уголовная ответственность (штраф 1700—3400 грн. или общественные работы 80—120 часов, или исправработы до 1 года или ограничение свободы до 2 лет).

НЕВЫЕЗДНЫЕ

Госисполнитель имеет право через суд временно ограничить право выезда должника-физлица или руководителя должника-юрлица за пределы Украины, пока не будет выполнено решение суда — по уплате любого долга (от кредита и «коммуналки» до алиментов) или выселению. Это касается загранкомандировок, турпоездок, выезда на ПМЖ.

ШТРАФ ЗА ИГНОР

За игнорирование, невыполнение должником без уважительных причин требования госисполнителя, а также за невосстановление на работе незаконно уволенного руководителем предприятия — штраф 240—680 грн. При повторном невыполнении — двойной штраф и привлечение к уголовной ответственности (раньше такого не было).

ПРЕМИИ ДЛЯ РЬЯНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Госисполнитель, который своевременно обеспечил выполнение исполнительного документа в полном объеме, получает 5% от суммы сбора, взятого с должника, но не более 50 не облагаемых налогом минимумов (НМ равен 17 гривен), то есть до 850 грн. Ранее было 2%, или 240 грн.

ЗА УГРОЗЫ — ШТРАФ, ЗА СОПРОТИВЛЕНИЕ — АРЕСТ

За влияние на госисполнителя в любой форме (уговоры, угрозы, попытка дать взятку) с целью препятствия выполнения им служебных обязанностей — штраф до 100 НМ (1700 грн.) или исправработы до 1 года, или арест до 3 месяцев. За сопротивление госисполнителю (недопуск его в квартиру, препятствование изъятию имущества или автомобиля) — штраф 100—200 НМ (1700—2400 грн.) или арест на 3—6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет. За применение насилия к госисполнителю или угрозу насилия (например: «Я тебя убью!») — ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы на 2—5 лет. Сейчас не карается.

Автор: Александр Панченко, СЕГОДНЯ

*****

Должники будут жить по-новому. Но на Закон это мало похоже

С 8-го марта кардинально меняется роль должника в исполнительном производстве. В конце прошлого года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)«. Соответственно этому акту, Закон «Об исполнительном производстве« изложен в новой редакции.

Следует отметить, что в предыдущей редакции закона должник имел возможность уклониться от исполнения судебных решений. Фактически каждое процессуальное действие государственный исполнитель должен был согласовывать с должником. Вместе с тем новая редакция недопустимо суживает конституционные права должника. То есть — из крайностей в крайности.

Так, в принятой редакции закона предусмотрен новый механизм реализации и оценки арестованного государственным исполнителем имущества — исключительно на публичных торгах (аукционах) или на комиссионных условиях. Вместе с тем не предусмотрено положение относительно того, кто именно должен реализовывать имущество, на которое направлено взыскание. Следовательно, не соблюдены требования статьи 19 Конституции Украины и не учтено решение Конституционного суда Украины от 30 мая 2001 года №7-рп/2001, по которому неполнота регулирования общественных отношений не отвечает конституционному определению Украины как правового государства.

Противоречивыми являются такие моменты. Соответственно статье 2, принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц) возлагается на государственную исполнительную службу. А рядом — статья 3, предусматривающая исполнение решений также и другими органами. На наш взгляд, с таким подходом согласиться нельзя, поскольку в отдельных случаях один и тот же орган синхронно может выступать как орган, исполняющий решение и как сторона исполнительного производства, а это не отвечает существующей концепции закона.

Легализирован новый способ влияния на недобросовестного должника: запрет на выезд за пределы Украины на основании соответствующего решения суда. По нашему мнению, такое нововведение не учитывает требований Конституции Украины, статья 33 которой предусматривает, что каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор проживания, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом. Однако, вопреки требованиям Конституции Украины, новая редакция предлагает расширить перечень оснований для временного ограничения прав граждан Украины на выезд за границу.

Кроме того, новые положения относительно предоставления государственному исполнителю права накладывать арест на средства и прочие ценности должника, размещенные на счетах и вкладах в банках, других финансовых учреждениях; на счета в ценных бумагах не в полной мере отвечают праву каждого обладать, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Безоговорочная реализация такого права сомнительна при списании средств со счетов должников во внесудебном порядке на основании решений органов государственной исполнительной службы, поскольку не учтены требования статьи 22 Конституции Украины.

Стоит отметить, что, по сравнению со статьей 21 действующего Закона Украины «Об исполнительном производстве«, новой редакцией предусмотрено существенное сокращение сроков предъявления к исполнению исполнительных документов (вместо трех лет — лишь один год для предъявления исполнительных листов и других судебных документов).

Указанные законодательные изменения, учитывая то, что они сужают права граждан, могут стать предметом рассмотрения в Конституционном суде Украины. Обращаем внимание читателя также на значительное сокращение срока, на протяжении которого взыскатель может вытребовать взысканные с должника денежные суммы (часть 7 статьи 45 новой редакции: вместо трех лет — один год). На наш взгляд, это также не учитывает требований статьи 22 Конституции Украины.

Возникает вопрос и относительно законности авансирования затрат на организацию и проведение исполнительных действий за счет взыскателя, предусмотренное статьей 42 новой редакции закона. Согласно указанной статье, авансирование осуществляется с целью обеспечения проведения исполнительных действий. Однако, учитывая требования статьи 24 Конституции Украины относительно недопущения привилегий или ограничений по любым признакам, в том числе по признакам имущественного состояния, имеются сомнения относительно конституционности этой нормы.

Частью 7 статьи 52 проекта предусмотрено: в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает десяти заработных плат, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено это жилье, не осуществляется.

По нашему мнению, с такими положениями согласиться нельзя, поскольку, во-первых, в соответствии со статьей 124 Конституции Украины, судебные решения являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

Во-вторых, статья 24 Конституции Украины предусматривает, что граждане имеют равные права и свободы и равны перед законом, и не может быть привилегий или ограничений по признакам социального происхождения, имущественного состояния и другим признакам. Кроме того, указанные положения не согласуются с перечнем видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, что добавляется к внесенному законопроекту.

Несмотря на то что новой редакцией устранен ряд недостатков, в частности решена проблема несогласования норм Закона Украины «Об исполнительном производстве» с нормами других законодательных актов в части организации принудительного исполнения решений (это касается и процессуальных кодексов в части организации исполнения отдельных категорий решений, процедуры вынесения решений и обращения к выполнению). Но эти преимущества отнюдь не могут перекрыть имеющихся недостатков в виде существенного ограничения прав граждан.

Авторы: Алексей Волков, Татьяна Херувимова, Зеркало недели — Украина

Читайте также: