Украинец! Спаси себя сам

Украинцы, отдыхающие или работающие за рубежом, все чаще сталкиваются с реальной опасностью. Но возникновение на мировой карте новых угроз не заставило украинское государство пересмотреть систему обеспечения безопасности наших граждан, попадающих в «горячие точки». В случае очередного форс-мажора власть и бизнес опять будут перебрасывать друг на друга ответственность за разгребание последствий международных угроз.

По словам украинских туристов, в разгар египетских протестов в Каире особенно бросалось в глаза отсутствие полицейских на улицах города, в котором активно орудовали мародеры. «C улиц Каира исчезли не только полицейские, пропали даже караульные будки, в которых они находились, – вспоминает Владимир Рогов, запорожский бизнесмен, в конце января отдыхавший в Египте.

– Местные жители тогда шутили, что полицейские взяли работу на дом». Между тем, власти Египта начали принимать меры, пытаясь обуздать революцию, стартовавшую в интернете. Например, отключили доступ ко Всемирной паутине и глушили мобильную связь, из-за чего собеседник «ВД» не мог связаться с супругой, которая осталась в курортном отеле в сотне километров от Каира. Местные авиалинии прекратили сообщение внутри страны, рейсовые автобусы останавливали оппозиционеры, так что гражданам, находящимся в Каире, было проблематично перебраться в более безопасные города.

Несмотря на это, Владимир не пытался связаться с украинским посольством в Египте, а выбирался из охваченного революцией города самостоятельно. «У меня был опыт общения с нашими дипломатами, никакой реальной помощи от них ни разу не получал», – говорит турист. Его позиция не выглядит безосновательной, если вспомнить, что в «день гнева» в Каире, 28 января, когда прошли массовые демонстрации, посольство Украины отдыхало.

Пятница там – традиционный выходной, и даже экстренная ситуация не заставила дипломатов его прервать. Дежурный сотрудник рекомендовал журналистам, позвонившим в посольство, с любыми вопросами обращаться в МИД. Между тем в Киеве представители МИД ждали от посольства информации о ситуации в Cтране пирамид. В результате первая публичная реакция министерства появилась только ближе к ночи. Любопытно, что от пятничных выходных не отказалось и посольство Украины в Ливии, когда в этой стране уже шли демонстрации.

Ничего не случилось

В прошлом году впервые после кризиса число украинцев, выезжающих за рубеж, существенно увеличилось. Пределы страны с разными целями покинула треть населения – более 17 млн граждан. Это примерно на два миллиона человек больше, чем в кризисные 2008-2009 гг.

Туроператоры уже строят планы по дальнейшему росту этих показателей. Между тем, события двух последних месяцев стали очевидным свидетельством того, что система обеспечения безопасности украинских граждан за рубежом нуждается в большей оперативности госорганов и коммерческих структур. Политические перевороты, землетрясения, извержения вулканов или захваты судов пиратами застают врасплох не только туристов, но и дипломатов, авиакомпании, тур­операторов или владельцев судов.

При этом каждый из участников процесса считает, что больше всего международные вызовы бьют именно по нему. Органы государственной власти охвачены заботой об экономии бюджетных средств, коммерческие структуры – о потерянной прибыли. Так было и с недавними событиями в Египте. Западные страны не стали дожидаться развития событий и еще до «марша миллионов» 1 февраля вывезли из небезопасного региона своих туристов.

Но украинские отдыхающие покидали египетские курорты в порядке завершения сроков туристических путевок. Несмотря на то, что 31 января украинское правительство выделило более 10 млн грн. «для неотложной эвакуации граждан Украины из Арабской республики Египет», туристы возвращались в Украину исключительно самолетами, нанятыми туркомпаниями.

«Так произошло потому, что ни одна из сторон те события, которые происходили в Египте, не признала форс-мажорными. Мы сталкивались с похожей ситуацией ранее. Аналогичным образом развивались события в Таиланде, когда в этой стране был цунами или когда стабильно раз в два года там происходили перевороты и смена власти», — рассказывает Аркадий Маслов, коммерческий директор компании TEZ TOUR UKRAINE.

Именно это обстоятельство позволило украинской стороне разделить своих граждан на работающих и отдыхающих. Первых вывозило Министерство чрезвычайных ситуаций, что, как рассказал его руководитель Виктор Балога, обошлось государству в 1,5 млн грн. Остальным же пришлось полагаться на ответственность коммерческих компаний, отправивших их в Египет.

В результате придания событиям в Египте статуса форс-мажорных, украинскому правительству пришлось бы эвакуировать всех без исключения украинских граждан, независимо от цели их пребывания там. Впрочем, украинская сторона сослалась на то, что таковыми события на своей территории не признал сам Египет (подробнее — см. блиц-интервью с Дмитрием Зарубой).

Таким образом, именно туристы в проблемных регионах оказываются наиболее незащищенными. О гражданах, пребывающих там с рабочими визами, хоть как-то заботятся государство и работодатели. С началом антиправительственных выступлений в Ливии сотрудники дипломатических учреждений и международных компаний, имеющие украинские паспорта, покидали страну на самолете Минобороны, российских, британских, итальянских и турецких паромах. Та же забота о них была проявлена и в Египте. Но ни одного туриста на борту самолетов, посланных государством в охваченные революциями страны, не было.

Между тем, вряд ли кто-то из экспертов возьмется констатировать нарушение украинским правительством прав своих граждан, находящихся за рубежом. В Украине просто нет норм, регулирующих безопасность украинского туриста.

«Действующий закон о туризме — это на две трети декларации: «государство гарантирует», «государство обеспечивает» «государство принимает программы» и в том же духе, — утверждает Сергей Делидивка, юрист в сфере туризма. — Абсолютно не урегулированы взаимоотношения с консульскими учреждениями.

Единственная задача этих учреждений за границей теоретически — это, как раз, помощь гражданам Украины, которые сталкиваются с какими-то проблемами. Но на практике происходит иначе. Например, в прошлом году, когда в Турции возникла напряженная ситуация, проблемами украинских граждан больше занимались туроператоры и губернатор провинции Анталия, чем украинское консульство, которое даже не отвечало на телефонные звонки».

Подпольные штабы

В начале февраля на курортах Красного моря остались лишь российские и украинские туристы, а, следовательно, антикризисные службы обоих государств сработали примерно одинаково. Правда, даже дата создания оперативных штабов по решению проблем туристов в Египте наглядно показывает, чей штаб был оперативнее. В России этот временный орган начал функционировать с 29 января, в Украине – со 2 февраля.

Согласно соответствующему распоряжению украинского правительства, этот штаб возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев. В его состав на уровне первых заместителей вошли представители семи министерств и трех ведомств, включая Минобороны и Службу внешней разведки. Между тем, в российский аналог нашего оперативного штаба, кроме высших чиновников, которые вряд ли онлайн способны заниматься оперативными вопросами спасения своих граждан, были включены представители туроператоров и авиакомпаний.

В Украине коммерческие структуры привлекались к работе штаба не на постоянной основе, а в рамках консультаций. Кроме того, с момента возникновения этой структуры в России, на официальных сайтах были опубликованы телефоны горячих линий для связи со штабом, было налажено постоянное информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности на территории Египта. Но за две с половиной недели своего существования никакой информационной активности украинский штаб не проявлял.

А 21 февраля он был распущен в связи с созданием новой рабочей группы, интересы которой расширились на территорию всей Северной Африки и Ближнего Востока. «Полномочия, полученные этим штабом, шире. Они автоматически позволяют принимать организационные решения, в том числе и по Египту, так как он находится в указанном регионе», — сообщил «ВД» Артем Петренко, пресс-секретарь первого вице-премьера. Правда, и на этот раз состав рабочей группы был укомплектован исключительно госчиновниками.

На инициативу бизнеса по созданию единого межведомственного органа, который объединил бы в себе представителей всех государственных и коммерческих структур, располагающих ресурсами для эвакуации украинцев в случае надобности, правительство отреагировало сдержанно. «Я знаю о таком предложении. Мы не против. Практика того же Египта показала эффективность этой кооперации.

Туроператоры присутствовали на заседаниях рабочей группы оперативного штаба, где решались болезненные вопросы общими усилиями. При этом Министерство иностранных дел выполняло координирующую роль», — рассказал «ВД» Александр Дикусаров, пресс-секретарь украинского МИД. Впрочем, озвученное предложение так и не было поддержано МИДом. Как сообщили «ВД» в Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, выступившей инициатором создания такого органа, МИД признал нецелесообразным создание подобного координационного центра, но пообещал в случае возникновения кризисных ситуаций, «прислушиваться к мнению туроператоров».

МЧС по иностранным делам

Необходимость создания межведомственного органа, который занимался бы обеспечением безопасности украинских граждан за рубежом, назрела давно. Сейчас МИД — единственный орган центральной власти, который на постоянной основе должен отвечать за эти вопросы.

Между тем, в экстренных ситуациях оперативная эвакуация украинцев из-за границы невозможна без координации нескольких органов власти – МИД, МЧС, Минобороны, Мининфраструктуры и др. Еще летом 2010 г. после извержения вулкана в Исландии вице-премьер Борис Колесников поручил рассмотреть вопрос организации подобной межведомственной рабочей группы.

Однако дальше этого дело тогда не пошло. Нынешний же оперативный штаб создан как временная структура для решения текущих вопросов. Когда угроза спадет, он будет ликвидирован. А вопрос качественных изменений в системе обеспечения безопасности украинцев за рубежом с большой долей вероятности так и повиснет в воздухе.

Достаточно упомянуть, что МИД не имеет оперативной информации об общей численности украинцев, находящихся в той или иной стране. Чтобы получить эти данные, необходимо отправлять запросы в Госпогранслужбу. Наличие единого реестра с доступом для МИДа позволило бы получать эту информацию напрямую. А присутствие в межведомственном координационном органе представителей министерств и бизнес-структур сделало бы принятие решений более оперативным.

«Такого уровня структура объединяла бы в себе юридическую составляющую, имела бы возможность контролировать транспортные потоки, имела бы определенные финансовые ресурсы, отработанные материалы по банкам и по страховым компаниям. Аналога такой структуры в Украине не было с 2001 г.», – говорит Тарас Чорновил, первый заместитель председателя парламентского комитета по иностранным делам.

Кроме того, в качестве одного из способов защиты туристов, туроператоры предлагают создание группы страховщиков, которые могли бы обеспечить массовую эвакуацию отдыхающих украинцев в случае исполнения страховых рисков (подробнее — см. блиц-интервью с Александром Новиковским). Как известно, сейчас обязательное страхование граждан, выезжающих за рубеж, касается лишь медицинских программ.

При этом как туристы, так и туроператоры заинтересованы в том, чтобы цена предлагаемого на случай экстренной эвакуации «иншуренса» стремилась к минимуму. Но сходу поддержать механизм страхования, позволяющего создать дополнительный финансовый ресурс для эвакуации украинских туристов из проблемных регионов, не готовы страховые компании.

«Как правило, прерывание поездки вследствие событий, связанных с войной, восстанием и прочее, не является страховым случаем. Ни одна страховая компания, ни в пуле, ни в одиночку не возьмет на себя расходы по эвакуации туристов в результате этого», — считает Мирослав Бойчин, глава правления страховой компании «Европейское туристическое страхование». Так что без участия представителей госорганов в переговорном процессе по созданию такого пула страховщиков эта инициатива вряд ли станет реальностью.

Судя по всему, в ближайшее время качественных изменений в системе обеспечения безопасности украинских граждан за рубежом не произойдет. Административной реформой ресурсы и полномочия для создания межведомственного органа, отвечающего за эти вопросы, не предусмотрены. Не появились и какие-либо инициативы по усовершенствованию законодательной базы вокруг системы обеспечения безопасности украинских туристов за границей. Так что в случае очередного форс-мажора власть и бизнес опять будут перебрасывать друг на друга ответственность за разгребание последствий международных угроз.

Автор: Сергей Головнев, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...