Котлета с плутонием

Все условия для прямых поставок радионуклидов из Фукусимы в украинские супермаркеты уже созданы. Какими способами могут просочиться в Украину японские плутоний и уран, и можно ли этого избежать.

Интерес украинской публики к аварии на японской АЭС идет на спад, и если там не взорвутся реакторы, скоро пропадет совсем, вытесненный другими горячими новостями. Вот тогда тихо и незаметно доберется до Украины фукусимская радиация и добавится к нашей Чернобыльской. Weekly.ua разбирался, какими способами могут просочиться в Украину японские плутоний и уран, и можно ли этого избежать.

Йод в облаках

На прошлой неделе все украинские СМИ сообщили, что в атмосфере страны обнаружены радиоактивные вещества с японской АЭС. Было бы странно, если бы их не обнаружили, Земля ведь по-прежнему вертится и постоянно дуют ветры. И хорошо, что хоть сейчас, спустя три недели после того, как взрывы на «Фукусиме» подняли в воздух радиоактивные йод и стронций, Государственная инспекция ядерного регулирования Украины сумела зарегистрировать их следы в атмосфере на уровне от 0,003 до 0,005 беккереля в кубометре воздуха (одна тысячная допустимой нормы).

А то уже стало страшно: во всем мире регистрируют следы йода и стронция, а у нас то ли вообще вся система радиационного контроля атмосферы вышла из строя, то ли ее приборы настолько допотопные, что их чувствительности не хватает.

Японцы отчасти потеряли лицо технологически передовой державы мира, они накрывают злосчастную АЭС матерчатым колпаком. Но микроколичества фукусимского йода и цезия еще долго будут летать в атмосфере земного шара, представляя реальную опасность разве что для неустойчивой психики телезрителей и читателей СМИ. На самом деле настоящая фукусимская радиация только на подходе к Украине.

Кризис суши

В конце марта японцы признали, что «за пределами АЭС» обнаружен плутоний. Иными словами, реакторы все-таки лопнули и ядерное топливо станции — смесь трансурановых элементов, в том числе плутоний с периодом полураспада 24 тыс. лет, — вырвалось на свободу. Эти радионуклиды летать вокруг земного шара по воздуху не будут (если не взорвется вся станция, как Чернобыльская), они тихонько мигрируют в море и там накопятся в водорослях, моллюсках, рыбах.

Об этих составных частях модного японского блюда суши сказано уже много, и суши-барам по всему миру, похоже, действительно предстоят тяжелые времена. Не меньше говорилось и про дальневосточных лососей и кризисе покупательского спроса на красную рыбу. Даже про сайру в масле вспомнили: сайра — единственная из рыб, которая, как пояснили ученые, мигрирует по прямому маршруту: Фукусима — русский Дальний Восток — полки украинских супермаркетов. Незаслуженно забытым остался только минтай.

Сорная рыба

Россия ловит в год около 4 млн. т рыбы, из них две трети (примерно 2,5 млн. т) на Дальнем Востоке, а из этих 2,5 млн. т — 2 млн. т минтая. Еще столько же (2 млн. т) минтая ежегодно ловят вокруг Японии Китай, Вьетнам, обе Кореи и США. Сайра с ее 88 тыс. т вылова на фоне 4 млн. т минтая — это жалкие 0,2%!

Однако на полках наших супермаркетов — изобилие баночек с сайрой, а минтай не столь заметен. Куда же девается вся эта прорва?

Минтай — рыба невкусная и спросом не пользуется. Практически весь ее улов идет на переработку. Во-первых, из нее делают крабовые палочки, которые на самом деле чистейший, стопроцентный минтай, только с красителем и ароматизатором, а во-вторых и главным образом — рыбную муку.

Рыбная мука содержит много белка, рыбьего жира, витаминов, микроэлементов и служит ценной добавкой в корма птицы и скота. Если набрать в Интернете «рыбная мука», глаза разбегаются: откуда только не везут к нам рыбную муку, даже мавританская есть!

Словом, это весьма востребованный продукт, тонна стоит от 8 до 10 тыс. грн.

Везут муку из России, Вьетнама, Китая и США — тех стран, которые уже перечислялись выше как основные ловцы минтая.

Атомная мука

А теперь самое время вернуться к плутонию и урану. Если реакторы на японской АЭС все-таки взорвутся и радионуклиды поднимутся в воздух, тут ничего не попишешь, управлять атмосферой человек пока не научился. Останется лишь надеяться, что до Украины далеко и на нашу долю их достанется ничтожно мало. А вот если радионуклиды будут по-прежнему тихо просачиваться из лопнувших реакторов, тогда жди прямых поставок фукусимского плутония с ураном к нашему столу.

Конечно, мы с вами можем отказаться от сайры, салата из крабовых палочек, красной икры дальневосточного производства и покупать только норвежского лосося. Но ситуация с рыбной мукой простому человеку неподконтрольна, муку добавляют в корм бизнесмены, а разрешают им это делать чиновники. Какую добавят, ту и съедят курица, буренка, поросенок. А потом мы съедим их — вместе с плутонием.

«Быть такого не может!» — возмутитесь вы. Но всякое бывает. Например, на днях Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении высокопоставленных чиновников Госветслужбы, их подозревают в получении крупных взяток за разрешения на ввоз в Украину морепродуктов. Так отчего же фукусимский плутоний не может появиться в импортной рыбной муке, а затем — в куриной голени, колбасе, сале?

Живая таблетка от радиации

Чудо-таблетка, которая сделала бы организм человека не восприимчивым к радиации, пока несбыточная мечта ученых. Сейчас есть лишь препараты, которые немного повышают сопротивляемость клеток к излучению. Такие таблетки есть в аптечке медсанбата любой современной армии и на любом атомном производстве и АЭС. О пользе таблеток-радиопротекторов говорит простой факт: если эффективность самых лучших из них условно принять за 100%, то защитная эффективность стакана обычной водки от радиации будет равна 15%.

А ведь в природе есть, по крайней мере, один радиопротектор с эффективностью, которая пока и не снилась ученым. Когда французы испытывали атомные бомбы на атоллах в Тихом океане, поблизости под видом промысловых судов крутились советские корабли. Ученые, находившиеся на них, заметили, что первыми на оплавленных от взрыва островах с чудовищным уровнем радиации поселялись и благополучно жили моллюски типа нашей обычной мидии.

Дальше было просто: мясо мидий растворили в кислоте, добавили для ее нейтрализации щелочи, и полученный раствор начали давать по столовой ложке работникам ядерных производств. Его эффективность была такой же, как у самых сильных таблеток-радиопротекторов.

Ученым дали Государственную премию. А в 80-е годы в севастопольском Институте биологии южных морей из мидий выделили само действующее вещество, которое придает моллюскам способность переносить высокие дозы радиации. Его даже начали проверять в Институте онкологии в Москве.

Но грянула перестройка, наука впала в нищету, тему закрыли. Однако совсем даром это не прошло: на сегодня самым эффективным радиопротектором является сырая мидия. Только брать ее надо в чистом море. Мидия фильтрует морскую воду и всю дрянь из грязной воды накапливает в себе.

Автор: Сергей Петухов, Weekly.ua 

You may also like...