Загляните в свой карман: вдруг шурует кто-то там?

Приближается лето – пора отпусков. Люди начнут путешествовать, следовательно, и работы стражам порядка прибавится. Потому что орудующие на транспорте бандиты-мошенники-жулики тоже не дремлют и с каждым годом изобретают все новые способы объегоривания граждан.

Например, еще совсем недавно надежным средством сохранности имущества считался обычный поездной рундук. Закинул чемодан внутрь, сам сел сверху – чем не гарантия того, что на твое добро никто не позарится? Однако вор нынче пошел матерый. Если пассажир приложит все усилия, чтобы набить рундук под "завязку", впихнув туда все, то и преступники умудряются красть даже то, что и украсть-то, казалось бы, нельзя. Спящий всю ночь на рундуке "терпила" – не помеха, утром он откроет крышку и обнаружит либо зияющую пустоту, либо пропажу наиболее ценных вещей. А добраться до них можно разными путями: через воздуховод или из соседнего купе. В карманы легко забираются – а рундук чем хуже?

– За последнее время воровской мир заметно изменился, – поясняет начальник управления уголовного розыска Управления на транспорте МВД России по ЦФО подполковник милиции Николай Вовченко. – Если раньше существовали некие воровские "понятия" – воры никогда не обирали человека подчистую, оставляли деньги на дорогу, не трогали больных, тех, кто едет на похороны близких, и т. д., – то сегодня об этом говорить не приходится. Преступники могут обобрать до нитки ребенка, инвалида, старика, да кого угодно.

Под стук колес

Вывод один: уже сегодня каждый, кто собирается в отпуск, должен заблаговременно подумать о том, как доехать туда и обратно без приключений. Скажем, железнодорожные преступления уже давно стали своего рода классикой, их уровень не зависит ни от кризисов, ни от общей криминальной ситуации по стране. Есть пассажиры – есть и те, кто жаждет сделать их потерпевшими. Увы, скорее всего так будет всегда. В качестве жертв избираются наиболее уязвимые, слабые, одинокие. Основные факторы риска – излишняя доверчивость и распитие алкоголя.

– Понятно, что в поезде пьянеть нежелательно, – соглашается торговый агент Игорь Шахов, – ведь в подпитии человека могут обворовать, отравить. Но мы, часто бывающие в разъездах люди, нередко этим правилом пренебрегаем. Причина – в дорожной скуке. За это я ненавижу поезда, но по роду занятий вынужден на них ездить. Первое время ты ищешь себе какие-то занятия, дабы скоротать время в дороге, но когда это превращается в систему, начинаешь налегать на алкоголь.

Известное дело: едешь ты себе в поезде, скучаешь, попиваешь пивко, и тут на твоем горизонте появляется он – поездной вор. Эти персонажи отличаются завидным артистизмом, смелостью и напором. Они – элита воровского мира, как и карманники. Согласитесь, большого труда стоит сначала "заболтать" человека, втереться, словно змея, в доверие. А при необходимости – и выпрыгнуть из поезда на полном ходу.

– Ехали мы однажды с коллегой в разных купе, – вспоминает Игорь. – Был канун праздников, хорошо, что хоть такие билеты достали. Попутчик мне попался прямо весь из себя душевный, мы с ним пива выпили, за жизнь поговорили. А когда пиво закончилось, он предложил сходить за "добавкой" в вагон-ресторан. Отговаривать я его не стал, кто же любит сам ходить через несколько вагонов? Ну, он сходил, вернулся уже с открытыми банками. А пока его не было, в мое купе зашел коллега. Увидев, что я не один, незнакомец изменился в лице, резко перестал быть доброжелательным, взял свои вещи и ушел куда-то, забрав свое пиво. Больше я его не видел. Я так понимаю, что он что-то туда успел подмешать.

– Сейчас на железной дороге распространены отравления психотропными препаратами, – соглашается с подозрениями Николай Вовченко, – принцип действия такой: при смешивании с алкоголем он вызывает на 12 – 15 часов кому, после которой потерпевший ничего не помнит. Вы мило беседуете, попиваете пиво, а на следующий день просыпаетесь в реанимации незнакомого города и ничего не помните…

Дорогостоящий спектакль

Отдельный разговор – как преступники попадают в поезда. Ведь при покупке билета нужно предъявлять паспорт, оставлять свои личные данные. Обычно темные личности пользуются чужими документами или банально подкупают проводников. Сравнительно недавно появился новый экстремальный способ проникать в поезд через межвагонные соединения – так называемые резинки. Залезет один такой, и ищи потом ветра в поле.

Другое дело – воздушный транспорт. Забраться в самолет не так просто, как в поезд, да и спрыгнуть на ходу не получится. Был тут недавно один случай: летящий из Бангкока пассажир ухитрился стянуть кошелек у стюардессы прямо во время полета. Забрав деньги, преступник смыл кошелек в туалете. Раскрыть преступление оперативники смогли лишь на земле, когда допросили всех пассажиров.

– В аэропорту всякое бывает: кражи личных вещей, мошенничество на доверие, – рассказал "МП" оперативный работник ЛУВД в аэропорту "Домодедово", представившийся Алексеем. – Иногда можно натолкнуться на целый спектакль. Недавно мы задержали в аэропорту азербайджанца, который вместе с сообщником вытягивал деньги из доверчивых пассажиров. Главной задачей преступников было завязать разговор, а остальное дело техники. Узнав у прохожего, куда и каким рейсом он следует, преступник просил его прихватить с собой и передать кому-то по прибытию кое-какие лекарства.

Невинная просьба, казалось бы. Если пассажир соглашался, в действие вступал второй участник аферы, который представлялся доктором. Он говорил, что летит тем же рейсом и ему жизненно необходимо это лекарство. Азербайджанец для вида торговался, после чего соглашался уступить медикамент за 500 долларов США. "Врач" сокрушался, что у него нет денег, и вдруг просил их у жертвы в долг. Которые, конечно же, он по прибытии на место отдаст – вместе же полетим! На самом деле никто никуда не летел. Получив деньги, преступники растворялись в толпе, оставив потерпевшему упаковку препарата "Диклофенак", который в аптеках стоит около 100 рублей.

"Посторонняя" рука

Что касается междугородних автобусов и водного транспорта – здесь особой специфики нет, поскольку преступники предпочитают орудовать не во время движения, а на вокзалах, где и народа побольше, и бдительность у людей ослаблена. Распознать карманника несложно – его стихией всегда была и остается толпа, в ней он чувствует себя как рыба в воде. Их выдают бегающие глаза и противоестественное поведение, потому что в отличие от спешащей на отправку толпы, карманник никуда не едет.

– Был такой случай, – говорит подполковник Вовченко, – на одном из московских вокзалов "бригада" воров из трех человек увязалась за пьяненьким пассажиром. Час за ним ходила, пока к ним не присоединилась другая "команда". В результате две группы карманников подрались меж собой, а мужик благополучно ушел.

Однако в последнее время на смену матерым преступникам пришел бойкий "молодняк", для которого все эти "полонезы" – вчерашний день. Обычно молодая шантрапа быстро забирается за турникеты, хватает все, что попадется под руку и так же стремительно ретируется. Словом, людям давно пора пересмотреть свое отношение к дороге и подумать о мерах предосторожности. Хотя бы прятать деньги похитроумнее и "не класть всей яйца в одну корзину".

– Не лишним будет избегать приятных собеседников, – напоминает Николай Геннадьевич. – Задача преступников – втереться в доверие, поэтому не стоит никому рассказывать кто вы, куда едете, какие у вас интересы. В противном случае можно запросто избавиться от ручной клади. Как бы банально это ни звучало, никогда не оставляйте свои вещи без присмотра и не доверяйте их случайным попутчикам. Не зевайте по сторонам, не пейте алкоголь. Об этом мы постоянно говорим, но практика показывает, что граждане пренебрегают этим правилом.

Автор: Сергей Юрьев, МосПравда

You may also like...