Кто платит за разбитую посуду в ресторане
Разбитый фужер или поломанный бильярдный кий могут – увы! – омрачить посещение увеселительного заведения и даже отвратить особо чувствительных граждан от времяпрепровождения вне дома. А если к этому прибавится наглый официант, вымогающий чаевые, запас терпения может так истощиться, что и до негативных последствий недалеко.
Следует сказать, что в Украине эти проблемы большого резонанса не имеют, в отличие от России и Беларуси. Но это вовсе не потому, что у нас все хорошо и складно: посуду мы бьем не меньше других, а вот то, как мы за нее платим – уже вопрос, причем весьма интересный. Вариантов тут, понятное дело, немного: либо нас заставляют заплатить, либо мы сами предлагаем это сделать, либо бой посуды записывают на счет заведения. Любую из ситуаций можно без преувеличения назвать распространенной, так что давайте разберемся, какой итог имеет под собой основания и в каких случаях.
Приглядимся к официанту
Прямая обязанность официанта – убирать со стола посуду по мере ее опустошения, поэтому, если персонал так «торопился» вас обслужить, что вы успели заболтаться, забыв, где находитесь, и в порыве опрокинули свой пустующий за ненадобностью прибор, это проблема не ваша, а официанта. Впрочем, в условиях кризиса распространен сценарий, при котором официант просто физически не успевает вас обслужить. В таких случаях мальчика (девочку), конечно, жаль, потому что скупая администрация, заставившая сотрудника разрываться на два зала, еще и вычтет из его зарплаты причиненный вами ущерб. С одной стороны, опять же, – проблема сотрудника, неспособного настоять на предоставлении достойных условий труда, с другой – немало найдется добропорядочных граждан, которые в такой ситуации с пониманием отнесутся к официанту.
Однако чаще бывает так, что у вас без тени смущения требуют компенсации, и вот это уже ни в какие ворота не лезет. В таком случае приглашайте администратора и задавайте ему наводящие вопросы. Если это не подействует, попросите показать локальные нормативные акты, в которых черным по белому будут перечислены обязанности официанта: смело настаивайте на своем, так как имеете полное право – это же не вы ненадлежащим образом выполняли свои обязанности! Заметьте, кстати, что в приличном заведении подобные прецеденты невозможны: даже если попросить официанта не раздражать периферическое зрение своим мельканием, он вежливо ответит, что выполняет свои обязанности и в противном случае получит взыскание.
Изучим расценки
В солидном заведении бой посуды прописан в меню. В том же перечне можно найти и живую музыку, если приему пищи аккомпанируют. Иногда туда же включаются и чаевые для официанта. Хорошо, если вас просто информируют о том, что бой посуды и чаевые включены в стоимость заказа и составляют определенный процент, плохо – если с вас вымогают деньги. Кроме того, как-то странно соглашаться на кота в мешке: а вдруг вас плохо обслужат, а вы уже согласились за это платить?
Если задуматься о природе чаевых, получается, что это – разновидность благотворительности, согласно которой одаривать нужно не страждущих, а полезных. В том же супермаркете, узнавая на кассе, что какой-то процент от сделанной покупки перечисляется на счет детского дома, вы ничего дополнительно за эту новость не приплачиваете.
Те же торговые сети, которые не намерены за счет своей прибыли вершить добрые дела, но против тоже ничего не имеют, размещают на своей территории ящички-копилки с призывом к добросердечности покупателей. Вернее, размещают такие копилки соответствующие благотворительные фонды, но с разрешения администрации торгового зала. Отсчитывая сдачу, кассир не опускает ваши деньги в подобный ящик и не кладет себе в карман, так с какой стати официант должен поступать иначе?
Администрация общепита разрешает сотрудникам принимать поощрения клиентов либо сама поощряет сотрудников соответствующим образом – третьего не дано. Поэтому, если вас просто информируют о том, на что пойдут ваши деньги, попутно давая понять, что никаких купюр «сверху» класть не нужно, будьте спокойны: в таком заведении вас едва ли станут мешать с грязью за разбитый бокал. Однако если таким образом с вас пытаются стребовать дополнительные средства, будьте бдительны: вы никому ничего не должны. Чаевые – дело добровольное.
К сожалению, с боем посуды все немного сложнее. Дело в том, что, посещая клуб-буфет, согласно Гражданскому кодексу, вы вступаете в публичный договор с владельцем заведения, который действительно имеет право потребовать с вас возмещения убытков. Таково его условие: если оно вам не по вкусу, никто вас за руки не удерживает.
Другой вопрос, если об этом условии вас никто заведомо не предупредил. Это все равно, что не оговорить неустойку в письменном договоре – фактически вас тем самым лишили права выбора, т. е. вовлекли в публичный договор обманным путем, а такая сделка, согласно Гражданскому кодексу, недействительна. Во всяком случае, в той ее части, о которой вас «забыли» предупредить. Если спокойно объяснить это администратору, он вряд ли продолжит настаивать на конфликте: обычно подобные претензии рассчитаны на чувство вины и непросвещенность клиента.
Однако не исключен и вариант шантажа, когда вы, к примеру, празднуете юбилей своего родственника, посреди которого вас просят удалиться в случае отказа оплатить разбитый прибор. Ясно, что прерывать празднество из-за разбитой тарелки никто не будет. Как же быть в такой ситуации? Конечно, платить, но с умом. Посетителю, допустившему оплошность, в любом случае должны предоставить счет на разбитую посуду согласно прейскуранту цен на посуду, утвержденному руководством предприятия, и выдать кассовый чек или приходный кассовый ордер, выписанный бухгалтерией.
Потребуем документы
Если документов об оплате давать не хотят, это наводит, прежде всего, на мысль об отсутствии прейскуранта как такового. Стоимость боя – это бюджетная статья. Возмещение ущерба попадает в кассу, и фискальные органы, естественно, хотят знать, на каком основании оно там взялось. Для отчетности бухгалтер предоставляет им свой экземпляр акта списания, дубликат которого (или аналог) после оплаты остается у вас. В акте перечисляются отдельно предметы столовой посуды и приборов, пришедших в негодность.
Все это имеет место, если владелец общепита – плательщик единого налога СПД-физлицо, имеющее право работать без регистратора расчетных операций. Другие субъекты хозяйственной деятельности, избегая сложностей с документацией, как правило, закладывают в цены обслуживания любого клиента (даже если он ничего не разбил) до 10% стоимости на бой посуды, т. е. компенсируют убытки путем банального повышения цен. В этом случае, как вы понимаете, дело обходится без документов, потому что вы в принципе никому ничего не должны. Поинтересуйтесь формой хозяйствования вашего общепита, и если выяснится, что это какое-нибудь общество, знайте: ваш официант – вымогатель.
Впрочем, портить юбилей разбирательствами, конечно, неприемлемо, поэтому требуйте на худой конец расписку, которую впоследствии можно будет предъявить вышестоящему руководству заодно с требованием разобраться в сложившейся ситуации и вернуть безосновательно уплаченные деньги. Кстати, если в меню бой посуды не прописан, сообщить об этом действующем условии публичного договора вам должен именно официант. Если сомневаетесь в его порядочности, пригласите администратора и уточните у него, действует ли соответствующее правило и каковы расценки на бой.
Без вины невиновны
Главная сложность в вопросах боя и лома сводится к тому, что даже в случаях, когда вы не виноваты, доказать это очень сложно. В постсоветских странах, проломив ветхий стул в общепите, мы без вопросов даем владельцам деньги на новый. А те, как правило, только и ждали, кому из гостей изменит удача. В США и ЕС таких «проныр» обязали бы не только привести мебель в соответствие со стандартами, но и компенсировать «оброненному» клиенту моральный ущерб. В Украине же, помимо неизменных материальных претензий от администрации увеселительного заведения, зачастую услышишь кучу нелицеприятных эпитетов относительно своей неуклюжести.
Даже в случае, когда вы сидите на террасе, продуваемой всеми ветрами, или покачиваетесь на волнах плавучего ресторана, и прибор разбивается под действием этих стихий, на вас все равно попытаются нажиться. Но в этом случае, как ни странно, у вас куда больше шансов доказать свою невиновность, чем в случае банальной неосторожности, которая, согласно причудам законодательства, наравне с умыслом является формой вины.
Однако если вам все-таки удалось отстоять свою невиновность, в силу вступает норма ст. 323 ГКУ: «Риск случайного уничтожения или случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом». Таким образом, если плавучая ресторация качается так, что приборы скачут по столу – это не ваша тема, и сквозняк, опрокидывающий фужеры, тоже. В конце концов, никакой инвентарь не вечен – рано или поздно его спишут, и если кий разваливается от старости прямо у вас в руках, возникает закономерный вопрос: что он вообще делал среди прочего инвентаря в столь аварийном состоянии?
Так что, если вы что-то «разбили», «сломали» или «испортили», помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто не может иначе как по решению суда. Если вы категорически не согласны с требованиями заведения, используйте по назначению Книгу замечаний и предложений, дублируйте свое аргументированное «фэ» в акт о порче имущества (вы имеете на это полное право) и заручайтесь поддержкой минимум двух свидетелей.
Бей посуду – я плачу!
Если администрация настаивает на своих требованиях, пусть обращается в суд. Если при этом с вас требуют документы в залог и физически препятствуют покинуть заведение, звоните в милицию. Главное: не поддаваться на провокации, чтобы сотрудники заведения не смогли выдать ваши действия за хулиганские. В противном случае гражданско-правовой конфликт с легкостью может перерасти в административно-правовой.
Вообще-то в наше время достаточно ресторанов, где гостям открыто предлагается бить посуду (в разумных, конечно, пределах), поэтому вам следует предупредительно задать вопрос официанту. А уж определившись с выбором подходящего заведения, пейте на брудершафт, сколько влезет!
Автор: Катерина Бутовченко, «Судебно-юридическая газета»
Tweet