Покупка авто: непредвиденные расходы

 Покупая автомобиль, люди смотрят, прежде всего, на цену и редко задумываются о стоимости техобслуживания той или иной марки. Стоимость владения автомобилем складывается из множества сумм: расход топлива, страхование, ежегодная замена летних шин на зимние и наоборот, транспортный налог, мойка, ремонт, проценты по кредиту и, конечно же, техническое обслуживание (ТО) у официального дилера. 

 

Именно ТО стоит на втором месте среди затрат на содержание автомобиля после топливных. Забегая вперед, скажу, что у некоторых автомобилей затраты на ТО могут достигать 2 рублей за каждый километр пробега и ни у одного автомобиля они не опускаются ниже 35 копеек за 1 км даже в теории. Одна из самых частых историй на автофорумах выглядит так: «Приехал на ТО к дилеру, взял с собой 5 (7, 10, 15) тыс. рублей — думал, что с лихвой должно хватить, — а с меня потребовали 7 (10, 20) тыс. рублей!» Очень часто после такого визита к дилеру люди разочаровываются в своих автомобилях.

ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ?

Стоимость ТО некоторых автомобилей действительно обескураживает.

Например, 23 500 рублей за ТО Chevrolet Spark при пробеге 60 тыс. км или 20 тыс. рублей за каждое второе ТО Volkswagen Polo, или 31 тыс. рублей за ТО Renault Megane. Такое ощущение, что речь идет о среднем ремонте автомобиля, а не о замене некоторых расходников.

Предлагаю рассмотреть кухню ТО на примере Volkswagen Golf с 1,6-литровым бензиновым мотором при пробеге 60 тыс. км, которое стоит 16 600 рублей (см. табл. с.81). Все работы, производимые в обязательном порядке, перечислены в таблице. Там же указано количество нормо-часов, отведенных на те или иные операции. Стоимость нормо-часа каждый дилер устанавливает сам. По данным ЗАО «Трансдекра», у дилеров Volkswagen она варьируется от 1200 до 1700 рублей.

Согласно таблице, необходимые для ТО запчасти и расходники стоят всего 6 тыс. рублей. Сама работа даже при цене 1700 рублей за нормо-час стоит 2040 рублей. Итого, округлив, получим 8 тыс. рублей.

Откуда же берется еще 8 с лишним тыс. рублей? В таблице не указана стоимость масла — автомобилист выбирает его сам из предложенных, — но оно никак не может стоить 8600 рублей. Значит, в перечень работ включены необязательные операции, такие как компьютерная и визуальная диагностика мотора и ходовой.

По идее, автовладелец может от них отказаться без риска потерять гарантию, но дилер может настоять на этих работах, называя их обязательными. Тогда можно сменить дилера. При этом договор гарантии останется в силе.
Возвращаясь к стоимости нормо-часа, нужно сказать, что до 2006 года его цена у всех дилеров одной марки были единой, но затем страховщики натравили ФАС на Nissan. Дилерам компании вменили в вину нарушение статьи 6 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

И Nissan был вынужден отпустить цены на свободу. Но страховщики просчитались: цены на ремонт не понизились, а, наоборот, повысились, причем весьма существенно. Следом за Nissan цены на нормо-час работ отпустили все автопроизводители.

Стоимость обслуживания автомобиля дорожает год от года и в неофициальных сервисах. Если раньше разница цен составляла до 50%, то теперь она менее заметна — 10-20%.

Правда, при этом «неофициалы» уверяют, что ориентируются именно на ремонт, а не на замену агрегатов целиком и что владелец при желании может присутствовать при ремонте.

За рубежом стоимость ТО чуть выше. Продолжим сравнение на примере того же Volkswagen Golf. Англичане платят за замену воздушного фильтра 30 фунтов стерлингов, или в пересчете на наши деньги 1410 рублей. У нас эта операция стоит до 1300 рублей. Замена топливного фильтра у Volkswagen Golf в той же Англии стоит 45 фунтов стерлингов, или 2115 рублей. В России данная операция обходится в 2 тыс. рублей. И в том, и в другом случае разница несущественная — 100 рублей, но…

Установленный производителями межсервисный пробег автомобилей в России ничтожно мал: в среднем 15 тыс. км, а у некоторых производителей и того меньше — 10 тыс. км (либо ТО раз в год). А в Европе межсервисный пробег тех же автомобилей составляет 30-40 тыс. км (современные технологии это позволяют без ущерба для механизмов) либо ТО раз в год.

Следовательно, если европейский автомобилист много ездит, то обслуживание машины стоит ему в 2-3 раза дешевле, чем россиянину. Кстати, межсервисный пробег коммерческого транспорта в Европе доходит до 100 тыс. км.

ЛОВУШКА

Стоимость техобслуживания некоторых автомобилей

ТО у официальных дилеров стоит дорого. Гораздо дешевле обслуживаться в неофициальных мастерских или в гаражах. Но ездить к «официалам» нас заставляет договор гарантии, который в зависимости от марки действует от года до 5 лет. Это очень крепкий крючок. Вдруг произойдет какая-нибудь поломка по вине производителя? На практике же порой случается так, что за ошибки производителя расплачивается потребитель.

Говоря проще, дилер отказывает клиенту в гарантийном ремонте, ссылаясь либо на неправильную эксплуатацию авто, либо на плохой бензин, либо просто игнорируя ненормальную работу того или иного узла или агрегата. Так было с клапанами Chevrolet Lacetti, из-за «зависания» которых двигатель начинал троить. Не было произведено ни одной замены клапанов по гарантии.

Это самый яркий, но далеко не единственный пример одностороннего невыполнения условий договора гарантийного обслуживания.

Покупая автомобиль, следует обязательно учитывать не только его прожорливость или надежность, не только последующие потери при перепродаже или траты на страховку, но и стоимость его обслуживания у официального дилера.

У разных дилеров цены разнятся из-за свободной стоимости нормо-часа, а у автомобилей ВАЗ даже установленный межсервисный пробег может быть разным: от 5 тыс. км до 15 тыс. км. Выбирая машину, логичнее будет отдать предпочтение той, у которой межсервисный пробег больше. Не лишним будет узнать и стоимость всех предстоящих ТО, и из чего именно она складывается.

МОЖНО ЛИ УДЕШЕВИТЬ СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ?

ЭКСПЕРТЫ

ТИМУР АЛИЕВ,
руководитель PR-направления Skoda Auto Russia:
«В Европе существует понятие расширенного межсервисного пробега, который составляет 30 тыс. км, но при этом там и качество топлива на должном уровне, и щадящие условия эксплуатации. Мы рассматриваем возможность увеличения межсервисного пробега и для России, но в нашем сегодняшнем представлении межсервисный интервал в 15 тыс. км соответствует требованиям отечественного автомобильного рынка».

РОМАН ГУЛЯЕВ,
руководитель издательского дома «Новости автобизнеса»:
«Первая ошибка официальных сервисов – дорогое обслуживание. Но главное – люди не понимают, за что переплачивают по сравнению с независимым сервисом. Вторая ошибка – «заточенность» официальных сервисов под простейшие операции. Например, вместо переборки коробки предлагается банальная ее замена».

ДМИТРИЙ СКАЧКОВ,
заместитель генерального директора ЗАО «Трансдекра»:
«Увеличивать межсервисный пробег в России нужно не всем. Например, у Mazda он и так 20 тыс. км. Toyota – да, имеет смысл увеличить межсервисный пробег с нынешних 10 тыс. км, потому что эти машины способны ходить и по 20 тыс. км. Что касается авто, у которых пробег от ТО до ТО составляет 15 тыс. км, то это нормальный средний пробег за год, а каждый год независимо от пробега надо проходить ТО».

Автор: Александр Хлынов, ПРОФИЛЬ

You may also like...