Работа и учеба за рубежом — утраченные иллюзии

Как известно, на соседском огороде трава всегда зеленее. Поэтому обучение за границей априори воспринимается многими родителями как нечто солидное и престижное. И как одна из самых легких возможностей получить путевку в мир большого успеха. Вместе с тем многие понимают, что это — рулетка. И есть риски.

Очень часто молодые люди быстро приспосабливаются к новым реалиям, потом не хотят возвращаться на родину, и таким образом рано покидают родительское гнездо. Но бывают случаи, когда плавно и незаметно ломается психика (особенно у инфантильных подростков). В первую очередь потому что, как ни крути, а приходится жить в своеоб­разном интернациональном общежитии.

Конечно же, к выбору места заграничного обучения нужно подойти с максимальной серьезностью. Чтобы не превратиться в героя рассказа О’Генри из цикла «Благородные жулики», где повествуется об университетских манипуляциях. Рынок образовательных и туристических услуг предлагает организовать обучение за рубежом, но какие подвод­ные камни могут ожидать желаю­щих?

Марина Пасичник, руководитель центра консультирования мигрантов: «Родителей, которые намереваются послать своих детей учиться в другие страны, хочу предостеречь от распространенного мошенничества. Тут есть большая доля риска. Нельзя безоговорочно верить объявлени­ям в Интер­нете, где предлагается помощь в полу­чении загранич­ного диплома. Сначала они заключат договор, где говорится о предоставлении информационных услуг.

После этого с вас потребуют деньги (каждая фирма берет свою сумму). Но на самом деле никакой помощи в организации обучения за рубежом вы не получите. Привлечь же их к ответственности нет никакой воз­можности, потому договор вро­де бы соблюден — общая консультативная информация предоставлена. Грубо говоря: да, есть Сорбонна, да, там можно учиться. И все. В нашей практике было очень много случаев, когда люди потом чувствуют себя обманутыми, но доказать ничего не могут.

На самом деле нужно просто выбрать учебное заведение, списаться с его представителями и прислать необходимые документы. Потом самостоятельно обратиться в посольство данной страны и получить возможность выехать на учебу. Никакое посредничество тут не нужно.

Мы бесплатно консультируем людей, которые собираются за границу, в том числе и на учебу. В нашем цент­ре есть бесплатная горячая линия: 527 или 0800505501 со стационарных телефонов.

Кстати, еще один источник нужных сведений — программа OpenStudy. Это информационный ресурс, где можно узнать об инновационных методах в образовании и науке. Вместо учебы за границей многие молодые люди предпочитают волонтерские программы».

Ирина Конченкова, исполнительный директор международной общественной организации «Школа равных возможностей»: «Уже 5 лет мы занимаемся заграничными поездками волонтеров нашей организации. Мо­ло­дые люди едут на год, и для каждого готовится индивидуальная прог­рамма. Чаще всего их принимает Польша или Герма­ния, но бывают и другие страны, например Словения. Тут, в Киеве, с волонтерами работать трудно — часто у них нет времени или желания делать что-то для нашей школы. К примеру, активно участвовать в нашем уникальном и очень успешном «Гендерном интерактивном театре», который минимум два раза в год гастролирует в Европе.

Так что будущая поездка за границу становится мощной мотивацией: чем активнее работаешь в родных пенатах, тем больше шансов ее получить. А спектр деятельности в заграничных общественных организациях большой: работа с трудными подростками по месту жительства, работа в детских садиках и другое. Также можно предложить свои проекты. На­пример, одна из лучших актрис нашего театра поехала волонтером во Вроцлав и написала теат­ральный проект. Об­щест­венная организация, которая ее приняла, нашла спонсоров, проект был реализован, и наш театр даже приехал с гастроля­ми во Вроц­лав. На следующий год теат­ральный проект нашего волонтера также оказался успешным.

Я знаю много грустных случаев: молодые люди ехали за границу от других общественных организаций, и, не выдержав жестких условий договора, возвращались. У нас же внеплановых возвращений ни разу не было — все уезжали и приезжали довольными. К тому же изначально знали, что им полностью обеспечат быт вплоть до того что предоставят компьютерные столы, знали, сколько будут получать и даже на чем можно сэкономить. Все оплачивает «Программа европейского волонтерства».

— Год я работала в Варшаве, в еврейском культурном центре, — делится своим волонтерским опытом Ма­рия Григорова. — Для нас сняли большую трехкомнатную квартиру — у каждого была своя комната. Адаптация к новому мировосприятию наступает где-то через полгода. С нами жи­ли парень из Германии и парень из Ислан­дии. И вот исландцу тяжело было адаптироваться. Но справился. Одна из причин моей поездки — желание путешествовать по Европе.

Каждые три месяца я куда-то выезжала — для этого были все необходимые документы, а еще каждый месяц предоставлялась возможность поехать в Украину. Но и деятельность была очень интересная; я участвовала в нескольких проектах. К примеру, работала в детс­ком садике и в проекте «Еда на колесах» — волонтеры навещали пожилых людей, привозили им еду и общались с ними. На всю жизнь запомню столетнего старика, к которому неоднократно приходила. У этого человека было отменное чувство юмора и поразительная ясность разума. И он самостоятельно ухаживал за собой.

Еще запомнилось обилие выходных. Мне, как православной, разрешали отдыхать в православные праздники; поскольку Поль­ша католическая страна, в католические праздники тоже отдыхали; ну и в еврейские — тоже, работали ведь в еврейской общине. А у них очень много праздников, иногда они длятся целую неделю. И самое главное: после таких поездок возвращаешься самодостаточной личностью.

Эмигрантка Евгения Бончук хотела получить американский диплом, но ей пришлось бросить Florida Atlantic University: «Все­му виной — банальная финансовая проблема. Изучение одного предмета на протяжении семест­ра стоит 480 долл., а ходишь ты на него всего раз в неделю. Если хочешь получить образование в средненьком американском инс­титуте, готовь где-то 45 тыс. долл. Обычно родители обеспечивают такими деньгами своих детей — у них так принято. Опла­ту нужно готовить заблаговременно, учитывая, что тут все живут в вечных кредитах, которые выплачиваются не годами, а десятилетиями.

Еще я слышала, что в один из частных закрытых колледжей в Швейцарии детки прилетают на своих самолетах. Обучение там стоит полмиллиона долларов. Американская подруга пересказывала диалог двух учеников того учебного заведения:

— А ты как, наркотики там пробовал?

— А ты попробуй откажись! Сокурсники этого не поймут…

Так что для них это — все равно, что для нас бутылочку пива выпить. Вместе с тем к учебе там относятся жестко — за любой «незачет» можно вылететь».

Но главное — результат, то есть — чему научат в заграничных вузах? Один плюс несомненен — это язык. В языковой среде он постигается в совершенстве. Можно уверенно говорить о расширении кругозора, культурном обмене, отмене многих ментальных барьеров. Это личный опыт, он бесценен, и его никакими книжками не заменишь. Многие казавшиеся привычными вещи переосмысливаются навсегда, отбрасываются стереотипы и ограничения.

Есть и возможные минусы. Ведь неизвестно, как подросток отреагирует на новое окружение, насколько он готов к такой резкой перемене статуса, как быстро и успешно сможет адаптироваться. Родителям не стоит замалчивать эти трудности и риски, расписывая заграницу как рай земной. От завышенных ожиданий адаптация только усложняется. Поэтому лучше говорить с будущим студентом честно и взвешенно. И, конечно, собрать как можно больше информации о месте учебы.

Автор: Анастасия Беспальчая,  «Зеркало недели. Украина» №3 

You may also like...