Как не попасть в категорию «налоговых ям» и «транзитеров» и не попасть под удар налоговой. Ликбез

Признаки «налоговой ямы» и признаки «транзитера». Как налоговая собирает информацию. Как налоговая доказывает, что вы искусственно уменьшили свои обязательства. 12 заповедей для владельца малого бизнеса — как не попасть в план налоговых проверок.

Подходы налоговых органов к признанию договоров недействительными, признаки неблагонадежности поставщиков и контрагентов изложены в приказе ГНАУ № 226, рассказал Максим Попко на семинаре «Фиктивные сделки: налоговая и судебная практика».

Как не попасть в категорию «налоговых ям», «транзитеров» и «выгодополучателей»

По сути, в приказе ГНАУ № 266 содержится методология, предназначенная для самих налоговиков, небольшой ликбез, каким образом нужно отрабатывать рисковых субъектов хозяйствования и какие субъекты хозяйствования могут попасть в эту категорию.

Схема выглядит так: «налоговые ямы», которые вообще не подают отчетность, сотрудничают с «транзитерами». Те «обеляют» сделку, передавая имущественные права финальному «выгодополучателю».

«Самые неприятные для налоговых органов — это так называемые налоговые ямы. Это часто предприятия, как говорит налоговая, с признаками фиктивности. И еще чаще это предприятия, открыто или не открыто зарегистрированы под крылом, как это ни неприятно, налоговых органов», — рассказал эксперт.

Налоговые проверки являются одной из самых неприятных сторон жизни отечественного бизнеса. Но они являются одним из важнейших элементов администрирования налогов и налогового контроля. Конечно, есть счастливчики, так и не ставшие объектами фактической либо документальной проверки, но камеральную переживает каждый.

Незваный гость – хуже… налоговой? Особенности проведения налоговых проверок

Налоговая яма — это предприятие, которое генерирует бестоварную сделку. Оно первым оформляет документы на поставку несуществующего товара, при этом не подает отчетность для того, чтобы по ней невозможно было провести сверку.

«Та компания, которая очень тесно работает с налоговой ямой — это транзитер. Задача транзитера — обелить операцию для финального выгополучателя. Чаще всего это крупный налогоплательщик, который так или иначе получает опеределенную выгоду от операции. Количество транзитеров в схеме часто демонстрирует уровень людей, которые эту схему построили и степень безопасности выгодополучателя. Естественно, чем больше транзитереов, тем более реальны эти предприятия, тем «лучше» для выгодополучателя», — поясняет Попко.

«Тразитер» выполняет функцию передаточного звена, оформляет документы. Единственное его отличие от «налоговой ямы» в том, что часто он все-таки декларирует свои обязательства, налоговый кредит. В противном случае он создавал бы больше риска для «выгодополучателя». Основной признак транзитера в том, что его налоговые обязательства от налогового кредита отличаются незначительно.

«Насколько это незначительно, налоговая знает даже в процентах», — говорит эксперт.

Транзитер получает оплату от выгополучателя и выдает ему налоговую накладную.

«Отследить первых двух участников для налоговой часто большая проблема. Даже если удается отследить эти предприятия и их должностных лиц — все, что может им налоговая инкриминировать — это статью 205 УК «фиктивное предпринимательство». Поскольку самой поставки товара у этой компании не было, то доначислять какие-либо обязательство налоговая не может», — продолжает свой рассказ Попко.

Признаки «налоговой ямы»

Признаком «налоговой ямы» может быть тот факт, что предприятие не подает налоговые декларации. Уставной фонд компании должен составлять не менее 200 тыс. гривен. Следующий критерий неблагонадежности — на предприятии работает менее 5 человек, директор также выполняет функции бухгалтера, или основатели и должностные лица компании могут участвовать и в других юридических лицах как учредители.

У «налоговой» ямы может быть расхождение между налоговым кредитом и обязательствами более 1 млн. гривен, а также балансовая стоимость основных средств — 10 тыс. грн.

«При этом налоговый кредит формируется с использованием собственного уникального налогового номера ИНН. Делается это для того, чтобы не задействовать в своей отчетности своих контрагентов, а кроме того для, чтобы потом обязательства были меньше. Это в случае, если «налоговая яма» все-таки подает отчетность», — считает эксперт.

Признаки «транзитера»

Транзитер во многом похож на налоговую яму, тем не менее, есть небольшие отличия. Налоговый кредит и налоговые обязательства у него должны быть практически равны. Это компания, которая не платит налоги не потому, что не подает отчетность, а потому что ее обязательства и кредит практически идентичны. По мнению налоговой, разница не должны превышать 2 %. У транзитера может быть больше наемных работников — до 10 человек. «Еще один интересный момент — большое количество налоговых накладных на одну и ту же товарную позицию. И объем налогооблагаемых операций более миллиона гривен — потому что на меньшие суммы создавать эти компании нерентабельно», — рассказывает Попко.

«По мнению налоговой, само наличие расхождений в налоговой декларации по НДС при автоматической сверке не может являться самодостаточным основанием для признания договора ничтожным. Хотя на практике ленивые налоговые инспекторы удовлетворяются и этим критерием. Они проводят сверку и в дальнейшем используют в качестве основного аргумента, почему договор является недействительным», — резюмирует эксперт.

Как налоговая собирает информацию

Инспектор начинает сбор информации с бесед с физическими лицами. «Налоговая понимает, что гораздо легче давить на физическое лицо, нежели на огромную компанию. Поэтому часто вызывают как руководителей этих компаний, так и сотрудников, водителей, кладовщиков, охранников и просят дать пояснения. Иногда люди даже не знают, с какой целью они эти пояснения дают, — рассказывает эксперт.

Однажды одно законопослушное предприятие получило письмо из налоговой примерно следующего содержания: «Просим предоставить все финансовые документы за период, начиная с начала года и по сегодняшний день…». Автор, конечно, немного утрировал текст письма, но похожая ситуация случается сплошь и рядом. У налогоплательщика сразу возникают вопросы: какие именно документы? Какого содержания? В разрезе каких контрагентов? Да и вообще, на каком, собственно говоря, основании?

Какие документы нужно предоставлять во время налоговой проверки

— Иногда могут вызвать конкретного водителя и поинтересоваться, доставлял ли он товар по такому-то адресу. Человек может об этом не помнить, забыть, вообще не знать, о чем идет речь. Он просто подписывает бумажку, и дальше эта бумажка идет в производство, и на основании ее в суде налоговая достаточно успешно может оспаривать реальность операции, доказывая, что она была бестоварной, поскольку водитель ничего никуда не привозил».

Еще один источник, полезный для налоговой — это государственные органы. В частности, это ведомства, которые администрируют ведение единого государственного реестра, таможенная, пограничная служба, ГАИ, министерство статистики, БТИ, органы, которые предоставляют документы разрешительного характера.

ГАИ связано с процессом поиска транспортных средств у контрагентов, с помощью которых товар может быть перевезен.

Много информации налоговая может получить, просто проанализировав отчетность. «При чем на текущий момент они о вас могут очень много сказать по вашей отчетности. Вы сдаете 1 ДФ — они знают, какое количество у вас персонала, и они знают, какой примерно уровень дохода у вашего персонала. Вы сдаете декларацию НДС — они уже знаю всех ваших контрагентов, всех ваших поставщиков и покупателей. Вы сдаете декларацию о прибыли — налоговая тут же знает распределение ваших основных средств, есть ли у вас транспортное средство и прочее, прочее», — рассказывает эксперт.

Выводы: как налоговая доказывает, что вы искусственно уменьшили свои обязательства

«За что они хватаются, чтобы утверждать, что вы не имеете права на налоговый кредит или на расходы: это наличие некачественных первичных документов, либо их отсутствие в целом. Это самодостаточный аргумент, действительно, кодекс содержит прямое указание, что ни расходы, ни налоговый кредит, неподтвержденный документом, не подлежат включению в отчетность», — говорит Попко.

Хотя, по его мнению, тут спорить с налоговой сложно. Несмотря на то, что есть положительная судебная практика, суды приходят к выводу, что наличие незначительных ошибок документах не могут лишать налогоплательщика права на налоговый кредит или расходы, налоговая категорически с судами в этой части не согласна.

Второй момент, который может стать камнем преткновения и заставить налоговую компаться в деле дальше — это отсутствие надлежащего статуса у участника операции на момент совершения сделки. «Под статусом мы понимаем наличие регистрации в налоговой службе, наличие государственной регистрации для юридического лица, наличие полномочий у его должностных лиц для подписания определенных документов», — пояснил эксперт.

По материалам газеты «Дело»

***

12 заповедей для владельца малого бизнеса

 

Как известно, налоговая инспекция составляет план выездных проверок, основываясь на критерии рисков налоговых нарушений. Давайте вместе посмотрим — что это за риски?

Существует 12 критериев рисков налоговых правонарушений.

Критерии эти общедоступны и вполне пригодны для самостоятельной оценки рисков самим налогоплательщиком.

Итак, сами критерии:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

 

Как не попасть в план налоговых проверок

 

Никто из владельцев малого бизнеса (даже те из них, кто работает в рамках правового поля) не хочет лишний раз оказаться «на крючке» у налоговой.

Чтобы не попасть в поле зрения фискальных органов достаточно всего лишь знать основные критерии, по которым и составляется «план выездных проверок».

Эти критерии – доступны и изложены в документе «КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (Приложение N 2к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@)»

Одним из таких критериев является, в частности, ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ИЛИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УБЫТКОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕРИОДОВ.

Если в вашей организации в течение 2 (двух) и более календарных лет деятельность ведется с убытком, смело считайте, что вы – прямой кандидат для внесения в список плана выездной проверки.

Но, если вы приняли на работу грамотного бухгалтера, то он не только постарается не допускать убытков в отчетности организации, но и будет планировать доходы и расходы, и, конечно, своевременно поставит вас в известность о текущем финансовом положении. И, если уж без убытка не обошлось, вовремя предоставит налоговым органам информацию о причинах убытка.

По материалам газеты  trust.ua

Читайте также: