Как я работал продавцом в супермаркете. За кулисами торговли: то, чего вы не видите, приходя в магаз

Как в супермаркетах обирают собственных работников. Как работники мстят администрации и покупателям. Торговля по-украински мало отличима от торговли по-советски.

Еще недавно слово «супермаркет» звучало для рядового жителя Украины как нечто малопонятное, привнесенное западными капиталистическими ветрами – сродни «супервайзеру» «мерчандайзеру» или «эксклюзивному дистрибютору». Однако, за последние десять лет супермаркеты буквально заполонили вначале большие города-миллионники, затем все областные центры. Сегодня супермаркет есть даже в паршивеньком райцентре с пятью-шестью тысячами населения. Украинцы быстро оценили преимущества покупки «всего в одном месте» и супермаркеты стали таким же непременным атрибутом нашей действительности, как базары и пивные палатки.

Первое, чем поражает супермаркет, в сравнении с обычным магазином – это невиданная свобода: бери в руки все, что хочешь, крути-верти, читай этикетки, нюхай, взвешивай. А еще – изобилие. Здесь можно купить все: от крема для чистки обуви до свежезамороженного тунца. Однако, как и всякое другое явление в жизни, супермаркет имеет и обратную, закулисную сторону, о которой рядовым гражданам мало что известно.

Персонал супермаркета – это, как правило, большой коллектив – от нескольких десятков, до сотни человек и более: директор, администраторы, товароведы, менеджеры, грузчики, продавцы-консультанты, кассиры, охрана торгового зала, операторы видео наблюдения, уборщики. Чаще всего, обыкновенный покупатель видит только часть этой большой рабочей машины – крутятся там всякие мальчики и девочки, товар по полкам расставляют, а вот что происходит в «закулисье» предприятия – никто, кроме работников, не знает…

Профессию продавца-консультанта я решил освоить не от хорошей жизни. Работа для студента и в лучшие-то времена всегда была проблемой, а сегодня… Только по официальным данным в Украине около полумиллиона человек рыщут в поисках работы, получая материальную помощь от государства и надеясь, что вот-вот наступит обещанное «покращення». В таких условия выбирать не приходится – куда берут, туда и идешь. А в супермаркеты берут всегда. Честно говоря, именно этот факт немного настораживал, но что делать? К тому же, говорят, что там даже карьерный рост есть. Авось повезет?

Продавец-консультант в супермаркете исполняет несколько функций. Помимо обычного консультирования клиентов, от работника требуется по мере необходимости заполнять полки товарами, следить за сроком годности продукции, помогать коллегам в других отделах, если те не успевают справиться со своей работой и т. д. .

Я пришел в магазин одной из наиболее известных в Украине торговых сетей – название, по понятным причинам, опущу. Меня тут же и взяли: на трехдневную стажировку – по мнению фирмы именно столько дней нужно, чтобы превратить человека с неумехи в квалифицированного продавца-консультанта. Сюрпризы начались уже с заявления о приеме на работу.

– Пиши: «Прошу принять меня на работу на должность продавца-консультанта с неоплачиваемой трехдневной стажировкой» – диктовала кадровичка.

– В заявлении ты пишешь, чтоб тебя взяли на четырехчасовой рабочий день, но на самом деле будешь работать с 10 утра до 10 вечера, – пояснили она далее. – Если согласен, то поставим тебя на алкоголь и воду.

Деваться было некуда – согласился. В этот же день меня познакомили с «наставником» – продавцом, который должен был делиться со мной тонкостями этого нехитрого дела. «Наставником» оказался щуплый паренек, лет двадцати.

– Саня, – коротко представился он. – Пойдем, я все покажу.

Мы вышли к другому выходу – рампе.

– Тут грузчики разгружают доставленный товар. Вода и пиво в стеклянной таре хранятся прямо здесь. В проходе – пиво в пластмассовой таре и водка. В комнате за проходом – вина и шампанское. Кроме того, тебе нужно следить за сухарями и семечками. На рампу привозят весь товар. Ты сам увидишь, как тут разгружают продукты, поэтому от многих из них откажешься.

– Не понял?

– Я же сказал, увидишь – поймешь! Вот как хлеб привезут.., – улыбнулся он.

Далее Саня повел меня в торговый зал, где показал, что и куда нужно ставить.

– Люди товар берут в начале полки. Твоя задача – своевременно добавлять товар, когда полка пустеет. Для этого, то, что осталось на полке передвигаешь вперед, а новый товар выстраиваешь позади. Это чтобы срок годности постарше уходил в первую очередь, – объяснял он. – Вторая твоя задача – выучить наименование товара. На все это у тебя есть три трудовых дня по 12 часов каждый, из которых всего час выделен на перекуры и обед. Работа – плохая. Я бы раньше ушел, но мне нужно отработать 14 дней по закону – на работу устраивают по трудовой книжке.

Поначалу работа показалась мне такой уж плохой или сложной – все просто, все ясно. И чего люди не задерживаются здесь надолго? Саня уже успел мне рассказать, что перед ним работало еще несколько человек, которые тоже вскоре уволились.

Второй день моей стажировки был более насыщенным: и событиями, и действиями. Саня с утра ходил с кислым выражением лица и о своих функциях учить меня да помогать даже не вспоминал. Причина плохого настроения «наставника» выяснилась к полудню:

– Эти суки списали на меня ящик элитного пива, мол, просроченное! Я говорю, что смотрел его, что срок годности еще не вышел, но меня никто не слушает. Попытался забрать пиво, стоимость которого вычли из моей зарплаты, а они как набросились все на меня, и товаровед, и администратор. Мол, не забывай свое место и кто ты! – буквально кипя от негодования рассказывал Саня.

Если продавец-консультант вовремя не сообщает об окончании срока годности продукта, тогда товаровед имеет право списать продукт за счет зарплаты провинившегося – это я знал. Обдумав ситуацию, я пришел к выводу, что Сане нужно винить не администрацию, а самого себя – за невнимательность. Жизненная практика доказывает, что большинство людей жалуясь на работодателей, склонны собственную виновность преуменьшать, а вину администрации, наоборот, преувеличивать.

Я пахал всю смену не покладая рук – старался произвести хорошее впечатление на руководство.

Техника работы проста. Для начала требовалось записать наименования товара (так удобнее), затем найти этот товар найти на складе, загрузить в тележку, вывезти в торговый зал и аккуратно разместить на полках. Сложнее всего было с пивом в пластмассовой таре: оно находилось на полках в проходе между комнатами и стремянка там не помещалась. Приходилось карабкаться по полкам почти под самый потолок. Эх, где вы, охрана труда и техника безопасности?!

Когда товар был расставлен, я пересматривал сроки годности продуктов. Это занятие дало повод проявить инициативу. Я заметил, что на витрине есть ценник, а сам товар отсутствует. К счастью на складе нашлось нужное вино, которое не было просроченным. Выставив его на полку, я вышел на перекур. На рампе сидел грузчик и пил пиво. Осушив бутылку до дна, он аккуратно закрыл ее крышкой и вернул в один из ящиков. Теперь мне стало ясно, откуда берется пустая тара в нетронутых ящиках!

Тогда же на перекур вышла и администратор – женщина лет сорока. Увидев меня, тут же накинулась:

– Прежде чем куда-то выходить, нужно предупреждать меня, пока у тебя нет бэйджа!

– А что нужно делать с бэйджем? – интересуюсь.

– У охраны стоит специальный прибор, а на бэйдже есть штрих код. Вот его нужно пробивать, чтобы администрация знала, сколько раз ты выходишь и сколько времени тратишь на перекуры – пояснила администраторша.

Да, особо не посачкуешь!

К третьему дню «стажировки» я начал постепенно понимать, почему люди на работе здесь долго не задерживаются.

– Эти козлы на меня списали бутылку виски! Высчитали из оставшейся после пива зарплаты 500 гривень за вискарь, – гневно пожаловался Саня.

– И че? – спрашиваю.

– Да ниче! Просто теперь я им должен, а не они мне. Понимаешь? У меня осталось меньше четырехсот гривень от зарплаты, а виски стоит дороже. Мне еще сотню доплачивать нужно.

– А виски хоть отдадут?

– Я сам заберу!

Саня переоделся и ушел домой за деньгами. Бедняга. Его поставили перед выбором: или он доплачивает сотню, и ему отдают трудовую книжку – или он уходит без трудовой и виски.

Я же продолжал трудится в поте лица. Непрестанно бегал по залу, забивая холодильники пивом, которое разбирали с невероятной скоростью. Даже представить не мог, что люди могут столько выпить!

Во время очередного перекура на рампе я застал грузчиков за разгрузкой хлеба. Саня оказался прав – увидев, как его разгружают, желание покупать хлеб у меня пропало напрочь. Грузчики, перекладывали батоны своими грязными, черными лапами, чихали, сморкались, вытирая пальцы об одежду! Из-за спешки и небрежности грузчиков свежие буханки то и дело падали на грязный пол – их поднимали и как ни в чем ни бывало, укладывали обратно в лоток. Некоторые рабочие, правда, еще и вытирали упавшие батоны полой куртки. М-да, теперь мне не скоро захочется свежего хлебушка с румяной корочкой!

– Да это ерунда, мелочи! – «успокоил» меня один из грузчиков, заметивший обалдевшее выражение на моей физиономии. – Ты вон в кулинарию сходи – вот там увидишь!

В кулинарию я не пошел – хватило с меня и хлеба, вывалянного в соплях.

В тот же день привезли партию минеральной воды, которая взрывалась. Да-да, именно взрывалась – заводской брак, на который наш товаровед закрыл глаза.

Если с товаром что-то не в порядке – товаровед имеет полное право или отказаться от него, или принять на себя ответственность за продукт.

Администрация супермаркета приняла товар, и вода была выгружена на рампе. Я взял несколько бутылок, чтобы выставить их на витрину. Там-то и произошел первый взрыв, от которого пугливо шарахнулись находящиеся рядом покупатели. Вода растеклась по всей витрине и подмочила репутацию магазина в прямом и переносном смысле.

Из этой партии примерно пятая часть бутылок взорвалась в течение дня – в основном, правда, на складе. Администрация магазина ходила и пожимала плечами – это была их вина, а кто отвечать за это будет – «додумайте сами».

Позже меня вызвала директор магазина. Дама сообщила, что я успешно прошел стажировку и меня официально приняли на работу, а моего наставника Саню уже уволили.

По иронии судьбы, первый день моего официального трудоустройства оказался и последним. До обеда все было нормально – ничего не взрывалось, а на рампу я не ходил, дабы не видеть того, что могло бы мне испортить аппетит. Неприятности начались после обеденного перерыва – мне предъявили претензию, что я проглядел закончившийся срок годности товара.

– Что именно? – спрашиваю.

– Там вино просроченное. «Шабо». Четыре бутылки, – сказала товаровед.

Она повела меня в торговый зал, где указала на вино, которое я буквально позавчера выставил на витрину.

– Я же позавчера только поставил его. Новое. Ящик только открыл. Проверял срок годности, – возмущаюсь.

– Нет. Ты наверное перепутал, – настаивает товаровед.

– Идемте, я вам покажу, – веду за собой своего руководителя.

Нахожу в складе ящик, из которого брал бутылки: он открыт и полон!

– Ну вот, – ухмыляется товаровед.

– Вино кто-то обратно поставил! – возмущенно заявляю я.

– Не выдумывай. Будет тебе наука! Будешь внимательней, – она смотрит на меня назидательным взглядом, затем поворачивается и уходит.

Вот тут-то мне в стала окончательно ясна схема, по которой в супермаркетах обирают собственных работников: просроченный товар втихаря выставляется на полку, а продавца обвиняют в том, что он не досмотрел! Просроченный товар списываются за счет виновника – то есть, того же самого продавца. И не важно сколько именно товара списывается на тебя в месяц – лично меня глубоко возмутил сам факт мошенничества. И потом, если это система, то выйти победителем в такой «игре без правил» просто невозможно: сегодня на тебя списывают четыре бутылки вина, а завтра спишут столько, что еще и должен останешься – как было в случае с моим «наставником» Саней.

Желание работать здесь у меня пропало начисто. Иду к директору.

– Я ухожу, – заявляю ей.

– Ты должен по закону отработать две недели, – отвечает мадам.

– Чтобы за две недели вы на меня еще навесили товара? – спрашиваю возмущенно.

Директриса начинает сердиться:

– Так положено по закону…

– Тогда по закону я должен работать 4 часа в день, как писал в заявлении, а не 12, как работаю на самом деле, – говорю ей. – А если я с этой претензией пойду в соответствующие органы…

– …то тебе никто не поверит, – с ехидной улыбкой закончила мою фразу директор.

– А я все же попробую, – разворачиваюсь к двери. – Мои предшественники, думаю, подтвердят.

– Можешь уходить, но трудовую книжку я тебе не верну, – вдогонку бросает мне директриса.

-Да ради Бога, – сказал я и вышел из этого магазина навсегда.

Трудовую мне так никто и не вернул. Я особо не настаивал – в книжке была ведь только одна запись этого же моего горького трехдневного опыта продавцом-консультантом.

Думаю, что эта ситуация справедлива – никто никому ничего не остался должен.

Вот так, едва начавшись, и закончилась моя карьера продавца. Впрочем, я не жалею, скорее, наоборот – разочарования, которые тебя постигают в этой работе, совершенно не пропорциональны тому вознаграждению, которое за нее платят.

Автор: Андрей Прокопенко, Николаевская областная интернет-газета «Новости N» 

You may also like...