Skype неуязвим? Миф! Внимание, вас снимает скрытая камера!
Миф о неуязвимости Skype развеивает Александр Данченко, генеральный директор «Датагруп»: «Вся личная информация пользователей и личная переписка хранится на серверах службы Skype и может быть предоставлена правоохранительным органам в случае законно оформленного запроса или по решению суда». Регистрируясь в системе, де-юре пользователь соглашается с условиями политики безопасности и тем самым разрешает передавать личные данные или переписку третьим лицам.
Империя компьютерного зла – Microsoft – купила Skype и предоставила доступ к разговорам и переписке пользователей спецслужбам. Так думают многие после выхода вот этого материала на сайте Slate, в котором автор прямо указывал на возможность перехвата трафика Skype в связи с обнаруженными хакерами изменениями в архитектуре сервиса.
Таковы уж сетевые страшилки: в них верят, не особенно вдаваясь в детали. А стоило бы.
Через несколько дней после серии скандальных публикаций директор по разработкам и операционному управлению Skype Марк Джиллетт разместил в официальном блоге достаточно подробный FAQ об архитектуре сервиса. По словам Джиллетта, изменения действительно имеют место, но они начались еще в декабре 2010 г. (т.е. до приобретения Microsoft) и преследуют цель миграции в облачную инфраструктуру дата-центров Skype, Amazon EC2 и с недавнего времени Microsoft. Дескать, надежность – краеугольный камень сервиса, ежемесячно обслуживающего 250 млн активных пользователей, которые в последнем квартале суммарно наговорили 115 млрд мин.
В то же время, представители Skype прямо ответили на запрос Forbes.ua, что сервис сотрудничает с представителями спецслужб и правоохранительных органов «в рамках юридических и технических возможностей». Те же утверждения содержатся в появившихся на официальном сайте уточнениях относительно политики безопасности. Как утверждают в компании, в последнее время эта политика не менялась – отдельное подразделение в Skype для реагирования на запросы силовых структур существует еще с 2005 года.
Эта информация проливает свет на давно позабытую историю миллионера Джейкоба «Коби» Александера, создателя и директора израильско-американской компании Comverse Technology. Когда в 2006 г. власти США обвинили его в преступных махинациях с ценными бумагами, он пустился в бега, и ФБР объявило его в международный розыск. Тогда Александера «вычислили» по единственному звонку дочери, сделанному с помощью Skype.
По понятным причинам технические детали отслеживания звонка в случае с Коби остались «за кадром». Вполне возможно, тогда перехватить сообщения помогла засланная со стороны интернет-провайдера на компьютер жертвы троянская программа-шпион. Например, на WikiLeaks и сейчас можно обнаружить письма с расценками на перехват трафика Skype. Между прочим, недешевое удовольствие – около 20 000 евро за три месяца прослушки одного клинента.
Вплоть до начала 2009 года базирующееся в Гааге ведомство Eurojust, в функции которого входят организация и упорядочивание совместных судебно-правоохранительных инициатив в рамках Евросоюза, жаловалось на нежелание Skype сотрудничать с властями. Но три года назад ситуация изменилась, и теперь на официальном сайте Eurojust можно найти только исправленный вариант пресс-релиза. В нем четко сказано: «Представители Skype признают, что IP-технологии открывают новый канал коммуникаций для криминальных структур, и выражают готовность взаимодействовать с государственными органами для предотвращения возможных негативных последствий».
Другими словами, – и это логично было бы предположить – в случае возникновения прецедента спецслужбы всегда найдут рычали влияния, и Skype вовсе не исключение. Едва ли приход Microsoft что-то кардинально изменил: сервис и ранее шел на контакт с представителями властей. По крайней мере, после приобретения в октябре 2005 г. американской eBay. В соответствии с USA Patriot Act от 2001 года правоохранительные органы имеют право доступа к конфиденциальным данным американских компаний независимо от их месторасположения.
В Украине статья 31 Конституции каждому гарантирует тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Однако исключения может установить суд в случаях, предусмотренных законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О контрразведывательной деятельности» и «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Возможность снятия информации с каналов связи и прослушивания телефонных разговоров предусматривают и статьи 14-1 и 187 уголовно-процессуального кодекса. Подобные меры направлены на предотвращение преступлений или выяснение истины во время расследования уголовного дела.
Миф о неуязвимости Skype развеивает Александр Данченко, генеральный директор «Датагруп»: «Вся личная информация пользователей и личная переписка хранится на серверах службы Skype и может быть предоставлена правоохранительным органам в случае законно оформленного запроса или по решению суда».
Регистрируясь в системе, де-юре пользователь соглашается с условиями политики безопасности и тем самым разрешает передавать личные данные или переписку третьим лицам. «Весь мир перешел в фазу активного общения в сети интернет и вполне логично, что правоохранительные органы также «вышли в сеть». Раньше прослушивались телефоны, а сейчас – Skype», – утверждает Данченко.
Ярослав Теклюк, партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», уточняет кто и когда может снимать информацию с каналов связи. Он уверен, при наличии формальных оснований оператор или интернет-провайдер предоставит органам запрашиваемые данные. Данченко полностью с ним солидарен: «Мы сотрудничаем со спецслужбами и правоохранительными органами в рамках правового поля. Если к нам поступает оформленный в соответствии с требованиями законодательства Украины запрос, мы, конечно же, на него реагируем».
Кто:
- МВД;
- СБУ;
- прокуратура;
- служба внешней разведки Украины;
- государственная пограничная служба;
- управления государственной охраны;
- налоговая милиция;
- органы и учреждения исполнения наказаний и следственных изоляторов государственной уголовно-исполнительной службы Украины;
- разведывательный орган Министерства обороны Украины.
В каких случаях:
- с целью предотвращения преступления;
- во время расследования уголовного дела с целью установления фактов;
- с целью получения упреждающей информации в случае угрозы совершения террористического акта или при проведении антитеррористической операции;
- в целях борьбы с организованной преступностью;
- в ходе контрразведывательной деятельности.
Автор: Сергей Мишко, Forbes-Украина
Tweet