В Украине введут утилизационный сбор – что будет

Попытаемся разобраться – как все-таки возник утилизационный сбор в Украине, и какие последствия его введения ждут авторынок в целом, а также будущих покупателей автомобилей в частности.

1 сентября 2012 г. в России введен утилизационный сбор на автомобили. 3 сентября постановлением Кабинета министров №843 введен утилизационный сбор на автомобили и в Украине.

Пока еще не существует процедуры, по которой это постановление будет претворяться в жизнь – Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству финансов и МВД предстоит подготовить в недельный срок проект акта об утверждении такого порядка.

Поэтому действительно "работать" Постановление начнет не ранее чем через неделю-другую.

Логично предположить, что введение утилизационного сбора со стороны нашей страны является ответной реакцией на действия России. Логично… Но как в политике, так и в экономике (а макроэкономика всегда связана с политикой) – на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется.

Давайте попробуем "копнуть поглубже" и попытаемся разобраться – как все-таки возник утилизационный сбор в Украине, и какие последствия его введения ждут авторынок в целом, а также будущих покупателей автомобилей в частности.

Утилизационный сбор в России

Как известно, в августе Российская Федерация присоединилась к ВТО. Это предполагает приведение ввозных пошлин на товары, в том числе и автомобили, к общеевропейским стандартам. Действующая в России пошлина на авто (30%) была снижена до 25%, а затем ее поэтапно будут снижать до 15%.

Снижение пошлины – это потерянный доход. Для того чтобы этого избежать, российской стороной был придуман утилизационный сбор, возвращающий все на круги своя. Ко времени, когда, в соответствии с договоренностями, настанет следующий этап снижения пошлины, – рынок уже успеет адаптироваться, или будет придуман новый сбор – на экологию, на воздух и пр.

Сейчас сбор на новые автомобили, ввозимые в Россию с объемом двигателя до 1 л составляет аналог 5 тыс. грн., а для авто с двигателем от 1 до 2 л – около 7,5 тыс. грн. Соответственно, минимум на эту сумму подорожают авто, ввозимые в Россию из Украины или других стран. При этом сбор не распространяется на авто, произведенные в России.

Утилизационный сбор в Украине

Для того чтобы не возникало кривотолков, сразу следует отметить: сбор вводится только для автомобилей из Российской Федерации:

Пункт 1 Постановления:

1. Установить, что юридические и физические лица, импортирующие для свободного обращения (использования) транспортные средства и кузова для транспортных средств по кодам товарных позиций согласно УКТВЭД 8702-8705 и 8707 происхождением из Российской Федерации …

Авторынок России после введения сбора

Введение практически аналогичного утилизационного сбора обоими сторонамиотразится на наших странах совершенно по-разному.

 Автомобили иностранной сборки в России подорожают минимум на размер сбора,а цены на авто, произведенные в стране, останутся практически на том же уровне – так Россия защищает своего производителя, стимулирует покупателя приобретать автомобили, произведенные на территории России, сохраняет рабочие места.

Можно было бы предположить, что этим ущемляются права потребителя. Но здесь стоит вспомнить, что на территории РФ построены уже 15 автомобильных заводов, на которых собирают более 70 моделей более чем 20 марок (!). К примеру:

  • Chevrolet Cruze
  • Citroen C4
  • Citroen C-Crosser
  • Hyundai Accent
  • Hyundai Santa Fe
  • Hyundai Sonata
  • KIA Sorento
  • KIA Spectra
  • Mitsubishi Outlander
  • Nissan Almera
  • Nissan Teana
  • Nissan X-Trail
  • Peugeot 208
  • Peugeot 4007
  • Renault Duster
  • Renault Fluence
  • Renault Logan
  • Renault Megane
  • Renault Sandero
  • Skoda Fabia
  • Skoda Octavia
  • Toyota Camry
  • Volkswagen Polo
  • Volkswagen Tiguan
  • модели Great Wall, Lifan, Geely, не говоря уже о ВАЗах и пр. и пр. Причем многие из этих моделей поставляются в Украину именно из России.

Поэтому смело можно утверждать, что такая "дискриминация" по отношению к автомобилям иностранного производства на обычном российском потребителе скажется не слишком сильно – выбор есть.

А вот на компаниях, которые экспортируют авто в Россию, данная мера отразится намного серьезнее. Особенно это будет заметно на автомобилях низшего ценового диапазона (на которых специализируется Украина): российский потребитель просто выберет авто другой марки.

Под угрозой исчезновения с российского рынка оказались ЗАЗ Chance/Lanos/Sens, Chery Bonus (ЗАЗ Forza), перелицованная Lada – Богдан-2110, -2111, Богдан-2310, украинские грузовики и автобусы.

О важности российского рынка автомобилей для Украины говорит хотя бы тот факт, что (по данным AUTO-Consulting) всего за 2011 год Украина поставила в Россию 40190 единиц автомобильной техники на общую сумму 344 млн. долларов США. И именно на Россию приходится 90-95% всех экспортных поставок украинского автопрома. 

Авторынок Украины после введения сбора

Напомним, Украина вводит сбор только по отношению к автомобилям российской сборки (судя по всему, – нам еще предстоят разбирательства по поводу правомерности такого шага). При этом список автомобилей, выпускаемых в Украине, не так уж и велик:

  • ЗАЗ Forza
  • ЗАЗ Vida
  • ЗАЗ Lanos, Chance, Sens
  • Skoda Fabia
  • Skoda Octavia
  • Богдан, SsangYong, некоторые модели KIA, Hyundai, Geely, Chery

После введения сбора, множество автомобилей, поставляемых к нам из России (а это, к примеру, Lada, Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) дорожают почти на $1 тыс., что в сегменте недорогих автомобилей очень существенно. А сбор в 14 тыс. грн. на автомобили с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 л (например, такие как УАЗ) – полностью вытеснит эти машины с нашего рынка.

И в результате украинскому потребителю недорогих автомобилей придется выбирать между авто китайского или отечественного производства: недорогие модели европейских или корейских брендов будут "бить по карману".

Авторынок Украины также достаточно важен для российского автопрома: по данным AUTO-Consulting за 2011 год к нам поступило 47688 автотранспортных средств на общую сумму 453 млн. долларов США. Но, видимо, все-таки приоритеты нашего соседа несколько иные.

Розібратися в питаннях збереження архітектурної старовини буде важко, якщо ми не спробуємо якось каталогізувати наявні пам’ятки. Хоча би за типом споруди: церква перед нами, палац, костел чи фортеця. Туристи, які мандрують у Закарпаття, Тернопільщину та Львівщину. найбільше полюбляють замки, тому з них і почнемо.

Зачем утилизационный сбор

А теперь кратко просуммируем, и на основе вышесказанного представим – что же будет происходить после введения обоих сборов.

Россия:

1. Бюджетные автомобили, произведенные за пределами страны, достаточно быстро покидают рынок.

2. Государство таким шагом защищает внутренний рынок, инвесторов и сохраняет свои доходы.

3. Учитывая насыщенность внутреннего автомобильного производства – на потребителях это практически не скажется.

Украина:

1. Широкий спектр бюджетных авто (произведенных в России) становится менее бюджетным.

2. Украинский рынок ждет временное перенасыщение отечественными авто, а отечественные предприятия – спад производства, необходимость срочно искать новые рынки сбыта.

3. Потребители автомобилей низшей ценовой категории (коих большинство в нашей стране) вынуждены выбирать между отечественным автомобилем или китайским.

4. Учитывая ограниченность применения сбора только автомобилями из России – данный шаг не даст ощутимых преференций украинскому автопрому – ему придется активно бороться с китайским, и, не далек час – индийским и иранским автопромом.

Рассуждая об утилизационном сборе, нельзя не вспомнить событие, произошедшее чуть более года назад: начало работы Межведомственной комиссии по международной торговле в отношении импорта легковых автомобилей. Суть и значение этого события – см. в нашем материале «Импортеры и автопроизводители: этапы противостояния».

Со времени начала работы комиссии (которая до сих пор не обнародовала результаты), проводились конференции, консультации на государственном уровне. В результате специалисты пришли к выводу, что существует два пути развития украинского автопрома (см. нашу одноименную статью):

1. Закрыть границы для иномарок и создать преференции для отечественных производителей. Это приведет к увеличению рабочих мест в отрасли, развитию четырех ведущих отечественных автопроизводителей, украинцы будут ездить на авто, изготовленных этими производителями. Результаты реализации этого пути будут видны практически сразу.

2. Открыть границы, ликвидировать пошлины. Это приведет к необходимости улучшения качества автомобилей, производимых в нашей стране (если, конечно, отечественные производства выдержат конкуренцию), привлечет инвесторов (те же Hyundai, Renault, Peugeot вполне могут построить свои заводы на территории Украины), украинцы будут иметь возможность выбора при покупке нового автомобиля. Результаты не будут молниеносными.

Как оказалось – есть еще и третий путь – закрыть границы частично.

Итог

Отличия в ситуации в России и Украине заключается в том, что в Россию пришли инвесторы, построили заводы, наладили производство; у потребителей есть выбор среди разнообразных моделей, произведенных в России. В Украине же такой выбор не слишком велик.

Введение Россией утилизационного сбора, а также аналогичные ответные меры со стороны Украины, могут привести просто к тому, что перечень доступных авто для украинского потребителя снизится, и многим из тех, кто мечтал приобрести недорогую иномарку, придется довольствоваться отечественным или китайским авто.

А производителям же придется срочно искать новые рынки сбыта – в Африке, Азии, на Ближнем Востоке.

Источник: АВТОПОРТАЛ 

You may also like...