Как заменить (вернуть) некачественный товар

В случае выявления на протяжении гарантийного срока недостатков потребитель имеет право требовать: пропорционального уменьшения цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара (статья 8 Закона).

«Я купил туфли в магазине. На следующий день обнаружил продольную трещину на одном из них и понес возвращать в магазин. Продавец отказалась отдать деньги или обменять на другую обувь. Что мне делать?» Юрий Куцка, Донецк

 

На вопрос отвечает Вячеслав Гергелийник, адвокат, кандидат юридических наук, доцент.

Согласно статье 4 Закона Украины «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на надлежащее качество продукции и обслуживания; необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце).

В случае выявления на протяжении гарантийного срока недостатков потребитель имеет право требовать: пропорционального уменьшения цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара (статья 8 Закона).

В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, потребитель вправе по своему выбору требовать от продавца или производителя: расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы; требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя) товар (п. 1 ст. 8 Закона). Такие предписания содержит и п. 29 раздела первого Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 08.11.2007 № 104.

Существенным недостатком является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, который возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков: он вообще не может быть устранен; его устранение требует более четырнадцати календарных дней; он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

Согласно п. 30 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, выдать ему документ, подтверждающий получение товара, и удовлетворить его требование на основании письменного заявления, которое подается потребителем в двух экземплярах.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона при наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения потребности в проверке качества — в течение четырнадцати дней или по договоренности сторон.

Согласно ст. 17 Закона и п. 31 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, в случае если в течение гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца (исполнителя, изготовителя).

Если в заключении экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (исполнителю, предприятию, выполняющему его функции расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель, производитель) имеют право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

Обязанность проведения экспертизы, расходы на экспертизу возлагаются на продавца. В то же время предусматривается обязанность возмещения расходов на проведение экспертизы в случае установления, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц потребителем.

Таким образом, в связи с неправомерным поведением продавца, вы можете обратиться в суд для взыскания стоимости обуви.

Действующее законодательство Украины также предусматривает и возможность в данном случае взыскания и морального вреда, факт причинения которого необходимо доказать.

Источник: Известия-Украина 

Читайте также: