«Билетная мафия» на вокзалах: структура и принцип работы от «первого лица»

Введение именных проездных документов на поезда не помогло – вокзалы, как и прежде, заполнены «билетными спекулянтами». Где есть «билетчики» — нет места «перекупщикам».

О схеме спекуляции железнодорожными билетами «Комментариям» согласился рассказать бывший ее участник, чье имя, по понятным причинам, не называется.

В схеме участвует четыре ключевые фигуры:

— «билетчик» — спекулянт, который находит покупателей среди пассажиров,

— кассир, через которого оформляются именные билеты на нужные фамилии,

— милиционер, главная задача которого бездействовать, наблюдая за спекуляцией билетов,

— и «бригадир» — это фактически руководитель и защитник «билетчиков».

«Бригадир» расставляет продавцов билетов по залам вокзала, защищает их в процессе работы и собирает с них ежедневную плату (см. схему). На всех крупных ж/д вокзала в Украине работают по 50-100 человек «билетчиков». Их прибыль составляет от 50 до 200% от стоимости билета. При этом неважно, сколько он продал билетов за день – 20 или ни одного, он должен заплатить своему «бригадиру» за «аренду рабочего места». Это всегда фиксированная плата. В зависимости от ж/д вокзала она составляет 20-50 долл. в сутки.

Несколько лет назад работники местного отдела ГСБЭП познакомились с владельцем одного из павильонов общественного питания, который имел статус физлица-предпринимателя (ФОП), который только недавно закупил новейшее оборудование как в онлайн-шопе www.maran-pro.com. Они провели с ним разъяснительную беседу о том, как нужно вести себя в случае, если кто-либо из представителей проверяющих и контролирующих органов будет вымогать у него взятку или хотя бы намекать на нее. После первого знакомства подобные визиты и беседы стали регулярными, и в конце концов затраченное на них время окупило себя.

Мзда с малого бизнеса

Для того, чтобы схема заработала, сначала создается искусственный дефицит билетов. Это делается с помощью ложного бронирования ж/д билетов на самые популярные направления. Сделать это может фактически каждый человек через любой он-лайн ресурс. При этом в распоряжении кассиров на вокзалах всегда есть так называемый «прикрытый резерв» — те билеты, которые не видны тем, кто покупает их через интернет. К нему, в частности, относится бронь МВД, СБУ, прокуратуры и других министерств и ведомств.

Наверняка все видели, как кассы закрываются на 5-7 минут на технический перерыв. Вот в это время они и помогают «билетчикам» сделать проездной документ на фамилию конкретного пассажира. Порядок действий спекулянтов очень прост. Находится покупатель билета, с него берется предоплата в размере 50% и паспортные данные — имя и фамилия. «Билетчик» смской скидывает эту информацию «своему» кассиру и отлучается на 5-10 минут, чтобы забрать распечатанный проездной документ. Далее — передача билета и 100% расчет с пассажиром.

Интересно, что введение именных билетов «Укрзализныцей» стало настоящим праздником для «билетчиков», потому что принятие этого решения одним махом вывело из игры их конкурентов – «перекупщиков». Это уже вторая каста «вокзальных спекулянтов», которые продавали пассажирам выкупленные заранее билеты.

«Реализовать эту схему без поддержки и защиты главного «смотрящего» было бы не возможно. У него связи на высшем уровне. Те деньги, которые ему сносят бригадиры, он распределяет между начальником вокзала и мегабоссами в правоохранительных органах», — рассказал источник «Комментариев».

Начиная с конца 90-х, по информации «Вестей» за киевским ж/д вокзалом «присматривал» легендарный авторитет Юрий Багиев, по прозвищу Бабай. Его группировка много лет держала в страхе весь нелегальный бизнес на столичном железнодорожном вокзале — торговцев, таксистов, маршрутчиков, менял. Но в последнее время его постоянно начали преследовать неприятности. В 2009 году он был арестован и недавно получил условный срок в пять лет. А в конце мая этого года его вновь арестовали прямо на вокзале. По слухам, Бабая выживает с вокзала другой известный авторитет по прозвищу Олег Бакинский.

Железнодорожники: как мы боремся с «билетной мафией»

Руководство Юго-западной железной дороги поделилось рецептами борьбы с преступниками

«Вас меняют, а мы остаемся», — в 2005 году услышал в ответ от криминального авторитета Юрия Багиева по прозвищу Бабай начальник станции Киев-Пассажирский на свое требование прекратить спекуляцию билетами на территории ж/д вокзала.

По словам представителей Юго-западной железной дороги и транспортной милиции, процветанию билетных спекулянтов в немалой степени содействует украинское законодательство. «Мы задерживаем этих людей и отправляем их в суд, а их там штрафуют на 119 грн. Скажите, если он продал 5 билетов и на каждом заработал 200 грн – такой штраф будет для него наказанием?» — разводит руками заместитель начальника УМВД на Юго-западной железной дороги, полковник милиции Вадим Слободянюк.

Доказать и уволить не чистых на руку кассиров не менее сложно. «В 2002 году я лично поймал кассира, который помогал спекулянтам. Уволил ее, но, по решению суда, она была восстановлена на рабочем месте и продолжала работать кассиром на ж/д вокзале», – рассказывает «Комментариям» главный инженер пассажирской службы Юго-западной ж/д дороги Александр Ясинецкий. И добавляет: «Но это единственный случай, когда я встречал нечестного кассира».

Много проблем доставляют и маленькие зарплаты милиционеров. «У меня на вокзальном комплексе Киев-Пассажирский милиционер получает 2300 грн. в месяц. Если, не дай Бог, билетчик даст ему 50-100 грн., он может его и не заметить. Это человеческий фактор. Если такое случается и сотрудник милиции не заметит в 10 метрах от себя спекулянта, мы об этом обязательно узнаем и инструктируем его, что это не допустимо. После этих людей в залах по продаже билетов не бывает», – рассказывает Вадим Слободянюк.

Однако, несмотря на все сложности, железнодорожники совместно с милиционерами отработали действенные методы борьбы с «билетной мафией». И, уверены, что победа — за ними.

Топ-4 метода борьбы с «билетной мафией»

1. Кассирам запретили брать с собой на рабочее место мобильные телефоны

Для того, чтобы «помогать» спекулянтам, кассиры должны постоянно находиться с ними на связи. Сейчас делать это проблематично. Согласно действующим правилам, кассир не имеет право брать с собой на рабочее место мобильный телефон. Если придет проверка и обнаружит это средство связи, например, в тумбочке — кассира оштрафуют и лишат премии.

2. Проводника увольняют, если он впустит в вагон пассажира по билету с «чужой» фамилией

Когда пассажир не может купить билет в кассе, он выходит на платформу к поданному поезду в надежде договориться с проводником, чтобы его провезли «зайцем». Таким «ищущим» подходят спекулянты и предлагают купить у них проездной документ. Времени на то, чтобы выписать билет на нужную фамилию уже нет, поэтому пассажиру всегда предлагают купить билет с «чужой» фамилией. Доехать по нему в пункт назначения можно, если проводник закроет глаза на несоответствие фамилий в билете и паспорте пассажира. Для того чтобы проводникам не повадно было это делать, к каждому фирменному поезду (обычно билеты на фирменные поезда «распространяют» билетчики) выходят 3 наряда милиции. Их задача – задержать билетчиков и определить «сговорчивых» проводников. Тех, кого уличат в нарушении правил, сразу увольняют.

3. У задержанных милицией спекулянтов «сгорают» все ж/д билеты

По словам полковника, большая удача, если удается найти «базу» – человека, у которого с собой не 1-2 билета, как у большинства билетчиков, а 20-30 билетов на перепродажу. Административный штраф в размере 119 грн, который может назначить ему суд – для него не страшен. А вот потерять всю стоимость билетов — совсем другое дело. «Мы берем у этого человека объяснения. Делаем ксерокопии всех его билетов. Устанавливаем, в какой кассе он их покупал. В общем делаем все, чтобы, пока он находится в нашем отделении, поезда, на которые у него куплены билеты, отправились. Таким образом, он теряет все вложенные в билеты деньги», — раскрывает секреты оперативной деятельности Вадим Слободянюк.

4. Возле касс возврата билетов дежурят правоохранители

Еще один действенный метод ударить спекулянта по карману – помешать ему сдать в кассу возврата билетов не проданные пассажирам проездные документы. Для этого возле нее устанавливают наряд милиции. «Все они нас знают, и мы их изучили. Таким образом, чтобы избежать задержания, они вынужденные сдавать билеты где угодно, только не в кассе на вокзале. И они на каждом билете теряют до 70% от его стоимости», — резюмирует замначальника УМВД на Юго-западной ж/д дороге.

Авторы: Егор Пшеничный, Ольга Свинцицкая, Comments.UA 

Читайте также: