Как уберечься от самых «популярных» травм

К специалистам НИИ скорой помощи им. Склифосовского – самому известному в России медицинскому учреждению – обращаются в тягчайших ситуациях. Все знают, что врачи Склифа могут вылечить практически любую травму. А вот самый авторитетный травматолог НИИ рассказал, как уберечься от наиболее «популярных» травм.

 Можно ли выжить, упав с 15-го этажа? Как укрепить кости? Где лучше сидеть в машине, чтобы выжить при ДТП? На все эти вопросы ответил руководитель отделения сочетанной и множественной травмы НИИ им. Склифосовского травматолог-ортопед д.м.н. Павел Иванов.

— Павел Анатольевич, как изменяется характер травм в последние годы?

— Они становятся все более тяжелыми. Сейчас все чаще и чаще люди получают не совсем обычные повреждения. Обычными я называю те, которые человек получил где-то в быту — поскользнулся на улице, сломал палец или ребро… Как правило, это одно повреждение в организме. Безусловно, требуется лечение, но, по нашим представлениям, оно не очень тяжелое. Наше отделение занимается пациентами, у которых несколько таких травм.

— Кто ваши пациенты?

— В основном пострадавшие в серьезных ДТП. Это 80% наших больных. Как правило, у жертв аварий многочисленные травмы — бывает, что у человека переломаны конечности, разорваны селезенка, печень, повреждения головного мозга. Эта та ситуация, при которой человек умрет, если ему не оказывать помощь. Во всем мире на протяжении последних десятилетий отмечается тенденция к увеличению таких пациентов. Почему? Ответ прост: растут количество автомобилей, высотность зданий, увеличивается концентрация жителей в крупных городах.

— Наверное, еще дело в том, что первую помощь оказывают медики бригад «03»?

— Да, к таким больным «скорая помощь» приезжает быстрее. Реаниматологи начинают работать с пациентом уже в машине. Пострадавшие не умирают на месте происшествия, а их довозят в стационар. А здесь мы уже проводим экстренные операции.

— Вернемся к ДТП. Где лучше сидеть в машине, чтобы получить минимум травм?

— Отвечу по-другому: нужно передвигаться в машине, водитель которой соблюдает скоростной режим и не нарушает ПДД. Надо пристегиваться ремнем безопасности и ездить на зеленый сигнал светофора. У какого окошка, на каком сиденье— не вижу разницы. Настолько разнообразны ситуации, ведь не всегда машины врезаются лоб в лоб. А если сзади наехали, а если машина 33 раза перевернулась? Подушки безопасности очень помогают минимизировать травмы. Если, скажем, их нет, то человек получает ушиб мозга, если есть — то синяк.

— Можно ли получить серьезные повреждения, катаясь, например, на скейте?

— На скейте — нет. Там, как правило, не тяжелые травмы. Сломал лодыжку, например. Такие больные лечатся в обычной травматологии. Это же относится к людям, получившим травмы на катке.

— Можно ли выжить, упав с высокого этажа?

— Тут все зависит от обстоятельств. Если, скажем, человек упал на дерево, зацепился одеждой за выступ — энергия, которая была при падении, гасится. А если еще, к примеру, при этом упал в сугроб — в принципе есть примеры, когда человек остается живым. Вообще, разные бывают случаи — иногда человек падает с третьего этажа и погибает. Тут еще такой момент: многие пациенты поступают к нам без сознания. Когда они приходят в себя, то не могут точно сказать, с какого этажа они упали. Кто-то сначала уверяет, что с пятнадцатого, а через месяц, при выписке, говорит, что вроде бы со второго…

— Правда, что пьяницы, если попадают в неприятности, отделываются минимумом травм?

— На самом деле это не так. Нетрезвые люди — основной контингент наших пациентов. Если бы люди не пили бы за рулем, то работы в нашем отделении и в институте Склифосовского стало бы в раза в 4-5 меньше. Алкогольная интоксикация у больного наносит вред нашей работе — ведь пьяный человек не может сказать, на что жалуется. Мы не можем выяснить, есть ли у него аллергия на лекарства, хронические болезни…

— И напоследок: что посоветуете делать, чтобы укрепить кости?

— Соблюдать режим питания, избавиться от вредных привычек и заниматься физкультурой. Все это позволит сохранить прочность костей на многие годы. Насчет питания? Особых рецептов нет. Некоторые считают, что холодец полезен при заживлении переломов, но какой-то особой эффективности от него я не видел. Сращение кости зависит от многих факторов.

— Каких, например?

— Приведу два примера. Есть больные с недостатком кальция в организме, он не поступает к области переломов. А есть люди, у которого кальция достаточно, но плохие сосуды — кальций также не поступает, так как нарушен кровоток. Перелом плохо срастается, но причины разные. Если первый пациент станет кушать мел, то, скорее всего, ему станет лучше. А во втором случае ничего не изменится. Резюмирую: если имеется проблема в сращении кости, то следует обратиться к специалисту. Он выяснит конкретную причину.

Автор: Екатерина Свешникова, «Московский комсомолец»

You may also like...