«Красная кнопка» в телефонах: работает вопреки всему!
Сколько-то недель назад меня попросили починить «сломавшийся iPhone». На вопрос, в чём именно проблема, последовал ожидаемый ответ: аппарат «заблокирован», требуется снять защиту. Причина подразумевалась: опять брали с рук, опять, вероятно, без документов… Но знаете сами: когда просят родственники («Тыжпрограммист!»), любые отговорки квалифицируются как лень. Так вот и приходится ставить пиратскую «Винду», крякать софт, разбираться со смартфонами…
Данный случай, впрочем, обещал быть ещё и практически полезным, потому что о «красной кнопке» — защите умных мобильных устройств от краж, реализованной в iOS 7 в числе первых (функция Activation Lock), — приходилось писать не раз. В результате я засел за «мануалы» и рылся до тех пор, пока не смог уверенно ответить: снять защиту не смогу. Но это не значит, что задача неразрешима в принципе. На этой «грядке» кормится невообразимое количество мошенников, раздающих бесполезные и даже вредные советы и софт, но пути по крайней мере частичного (без функции сотовой связи) обхода блокировки уже известны, разве что требуются дополнительный инструментарий и усилия. Не удивлюсь, если услугу по съёму Activation Lock уже предлагают в кустарных ремонтных мастерских РФ.
Ответ этот был известен и раньше — и являлся одной из главных причин скептического отношения к антиворовской защите конкретно Apple и подобных ей, проектируемых Google и Microsoft. Если «красная кнопка» не уничтожает смартфон физически, а лишь блокирует его, неизбежно отыщутся лазейки, которые позволят вернуть аппарат в рабочее состояние. Так насколько эффективной будет такая защита? Ещё нынче весной предполагалось, что эффективность окажется нулевой. Однако на днях пришло неожиданное известие: кражи «Айфонов» в одном из самых криминогенных районов Земли (по этому конкретному показателю) упали! Парадоксальный, неожиданный эффект, заставляющий пересмотреть всё, что мы знали и думали о «красной кнопке»!
Собственно говоря, место действия в представлениях не нуждается: это Нью-Йорк. В отличие от Голливуда, который поместил там центр мира исключительно по собственной прихоти, с телефонными кражами всё объективно: крупнейший город Соединённых Штатов страдает от воровства мобильных устройств чуть ли не сильней, чем любой другой на планете. Смартфоны крадут здесь чаще, чем деньги: они фигурируют в каждом втором случае кражи или ограбления, и статистическая кривая ползёт вверх, только вверх. И тут вдруг появляется отчёт за подписью генпрокурора штата Эрика Шнайдермана, в котором утверждается, что в первые пять месяцев года мобильные устройства производства Apple крали на 19–29% реже по сравнению с тем же периодом 2013-го (конкретная цифра зависит от типа преступления). Тот же эффект проявился в Сан-Франциско и Лондоне. И ещё красивее он смотрится на фоне продолжающегося роста (плюс 40% за тот же период) краж «Самсунгов».
Результат настолько же красивый, насколько и невероятный. Ведь получается, что всё вышло именно так, как планировали идеологи «красной кнопки»: трудности с реализацией краденого (зачем воровать, если невозможно потом сбыть?) выбили почву из под ног индустрии краденых мобильников, уменьшили количество краж. Но как же так, если реализованная Apple защита обратима?
Напомню, спор этот давний. Скептики настаивали, что если уж решаться на внедрение в мобильники антиворовской функции, то необходимо сделать её параноидально надёжной — то есть физически уничтожающей телефон по приказу хозяина, не имеющей обратного действия. Оставьте ворам малейшую лазейку — и она будет найдена и задействована. И даже если официальных лазеек не обнаружится, криминальные спецы найдут ошибки в операционной системе, позволяющие защиту отключить или обратить. С Activation Lock вышло именно так (её отключают через «дыры» в системе) — и всё равно она ударила по кражам?
Честно говоря, статистика может быть и подогнана, и приукрашена. Шнайдерман — известный сторонник «красной кнопки» в любой форме, соучредитель масштабной инициативы «Спасите наши смартфоны» (SOS), один из активистов, которые в добровольно-принудительном порядке подвели производителей мобильных устройств и телекомы к признанию необходимости антиворовской защиты (их стараниями уже следующим летом в Штатах невозможно будет приобрести не защищённый от кражи смартфон). Вместе с тем, пообщавшись с перепродавцами пользованных телефонов, американские журналисты, в общем, подтверждают данные Шнайдермана.
Интерес к заблокированным «Айфонам», правда, не исчез полностью, но вот цены на них упали в три–четыре раза. Предположительно, такие аппараты покупают теперь на запчасти либо перепродают слабо разбирающимся в технике обывателям из стран вроде Пакистана и России. То есть Activation Lock не решил проблемы стопроцентно, но достаточно сильно отпугнул воришек — которые зачастую понимают в цифровой технике не больше среднестатистического человека с улицы.
Отчёт Шнайдермана, несомненно, подстегнёт ход событий и приблизит начало полномасштабной войны с воровством умных мобильных устройств. Google и Microsoft конкретизировали свои планы: «красную кнопку» они внедрят уже в следующих версиях своих мобильных ОС. Американские же законодатели продавливают теперь следующую инициативу: антиворовская защита должна перейти из разряда опций (как сейчас Activation Lock) в разряд обязательных, активированных по умолчанию функций.
Вопрос, на который пока нет ответа: сдадутся ли воры? Кто-то считает, что да. Ведь именно так, с помощью сложных, хоть и не «смертельных» технических средств Штатам удалось в конце прошлого века обуздать проблему автоугонов, снизив количество инцидентов в десять раз. Но есть и те, кто полагает, что воры лишь вынужденно перейдут на более высокий технический уровень, после чего статистика краж даст новый всплеск.
Вне зависимости от исхода этой битвы уже сейчас ясно, что она гарантированно создаст проблемы для легального бизнеса перепродажи подержанных телефонов (см. «Новая жизнь старого железа»). Представители компаний, занимающихся этим делом, признаются, что у них уже образовался запас устройств под управлением iOS 7, по какой-то причине заблокированных; когда же появится новая модель и «вторичкой» станут уже iPhone 5c и 5s, проблема станет невыносимой! И это отнюдь не краденые устройства (их, как утверждается, отсеивают ещё на этапе приёмки): просто бывшие владельцы по ошибке включают защиту — а снять её легально невозможно.
Торговцы мобильным секонд-хендом живут надеждой, что Apple выпустит для них официальный инструмент, позволяющий разблокировать такие смартфоны. Но Кук и Ко пока увиливают — и причина понятна: появись на рынке такая утилита, и все труды по Activation Lock отправятся коту под хвост!