Донбасс становится площадкой для тренировки военных наемников со всего мира
Война на Востоке Украины стала полем притяжения для «солдат фортуны» со всего света. В истории Украины это не первый случай, когда «двунадесять языков» участвуют в вооруженных конфликтах на ее территории. РГ расследует участие иностранных легионеров в «донбасских разборках» в прошлом и в современности.
cccccccccccccccccccccc
боевики Легиона Святого Иштвана
История
В начальном этапе гражданской войны в Украине, до начала использования больших призывных армий, иностранный наемнический компонент играл ключевую роль. Например, во время штурма Киева армией «красного» полковника Муравьева в начале 1918 года, из 5,5 тысяч участников операции примерно половина была иностранцами. В штурме принимали участие более полутора тысяч китайцев с шахт Донбасса и из числа прибывших из России, более 500 немцев (бывших военнопленных), около 200 чехов из чешского коммунистического отряда, 100 латышей из Харькова, 70 австрийцев, и другие.
Мотивации участия иностранцев в гражданском конфликте были самыми различными – от банального наемничества, открывавшего путь к грабежу, до идейной поддержки одной из сторон. Безусловными лидерами здесь были большевики, эмиссары партийцев активно вели пропаганду среди военнопленных из армий Центральных держав, агитируя вливаться в ряды красной армии, была создана Федерация иностранных групп компартии, которая идейно «окормляла» интернационалистов.
китайские наемники в Луганске, 1918
В боевых действиях на Донбассе активно участвовали китайцы. В основном это были «трудовые мигранты», которые были завезены царским правительством на шахты во время 1-й мировой войны для того, чтобы восполнить нехватку рабочих рук, вызванную мобилизацией шахтеров на фронт. После революции многие предприятия остановили работу, и китайцы оказались в чужой стране без средств к существованию, чем и воспользовались большевики. По подсчетам луганского историка Николая Карпенко, автора исследования «Китайский легион», почти 80% китайских гастарбайтеров вступили в ряды красных отрядов.
КИТАЙСКИМИ «ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМИ» ЕДВА НЕ БЫЛ РАССТРЕЛЯН САМ КЛИМЕНТ ВОРОШИЛОВ
Китайцы идеально подходили для гражданской войны, так как не имели сантиментов к местному населению и легко подключались к карательным операциям. Кроме того, они были высокодисциплинированными и свирепыми бойцами, в апреле 1918 во время отступления красных с Донбасса под натиском немецких войск, китайскими «интернационалистами» едва не был расстрелян сам Климент Ворошилов. Командарм решил проехать на лошади участок железной дороги между станциями Ольховая и Миллерово, так как пути были забиты составами, мост через реку Деркул охранял отряд китайцев. Они так ревностно исполняли свои обязанности, что арестовали Ворошилова, показавшегося им подозрительным и хотели расстрелять. Пламенного большевика еле-еле отбила его охрана.
Жестокость китайцев вызывала ответную волну ненависти со стороны противника – во время январского наступления белых на Луганск в 1919 году всех китайских бойцов, попавших в плен в Станице Луганской, казаки зверски казнили. (В Станице Луганской на месте гибели китайских наемников установлен памятник «героям гражданской войны»).
Справедливости ради стоит сказать, что китайцы воевали не только на стороне красных – полурота китайцев была в отряде белого донского атамана Попова, батальон китайцев был в составе Революционно-повстанческой армии Махно, были единичные случаи участия китайцев в отрядах украинских повстанцев-«петлюровцев», например, китаец Мов За-Лит был участником «зимнего похода» армии УНР 1919-20 с территории Польши в Украину.
СУЩЕСТВУЕТ АПОКРИФ, ЧТО В ЛУГАНСКЕ ВОЕВАЛ ПИСАТЕЛЬ ЯРОСЛАВ ГАШЕК
Типичным примером участия в гражданском конфликте под разными знаменами была судьба чешских легионеров. К началу 1918 на территории Украины находилось около 50 тысяч военнопленных чехов и словаков. Большая часть из них отправилась, по договору между Чехословацким национальным советом и Антантой, через Россию на соединение с войсками союзников, советское правительство попыталось разоружить их – в ответ чехословацкий корпус поднял восстание и принял участие в гражданской войне в Повольжье и Сибири. Но около 10 тысяч чехословаков «потерялись» в Украине.
Часть легионеров поступила на службу в армию гетмана Скоропадского, их активно использовали в охране помещичьих поместий. Часть ушла к большевикам, в обороне Луганска от австро-немецких войск в 1918 году участвовал интернациональный отряд под командованием Франтишека Гашека (из-за этого факта существует апокриф, что в Луганске воевал писатель Ярослав Гашек). В составе 254 бойцов отряда были чехи, словаки и поляки. Еще один отряд чехов на Дону перешел на сторону белоказаков, и уже весной 1919 года участвовал в штурме Луганска.
чешские легионеры, 1918
Действовал в Луганске и отряд, сформированный из болгар во главе со Стояном Джоровым, это формирование влилось в состав Луганского полка, который затем участвовал в обороне Царицына. Аналогичный отряд болгар-интернационалистов был создан и в Славянске.
Участие иностранцев в боях в Украине было важным элементом разворачивающейся «общеевропейской гражданской войны», следующим актом которой станет аналогичный интернационализированный конфликт в Испании в 30-х годах.
Современность
После начала сепаратистского восстания на Донбассе, как и сто лет назад, гражданский конфликт стал полем притяжения для авантюристов со всего мира, конфликт очень быстро интернационализировался. По наблюдениям одного из участников конфликта, в рядах ополченцев на территории ЛНР воевали граждане Италии, Франции, Германии, Сербии, Бразилии. Наш источник утверждает, что среди этих иностранных бойцов превалируют идейные сторонники «право-левого синтеза», считающие конфликт в Украине линией фронта противостояния американской мировой гегемонии.
Большую роль в привлечении иностранных наемников в Донбасс играет движение так называемых «Интербригад». Движение было создано национал-большевистской партией «Другая Россия», по данным одного из ее лидеров писателя Захара Прилепина, за период с весны 2014 по январь 2015 «интербригады» переправили в Донбасс около 2 тысяч человек. Особую роль в «интербригадах» играют сторонники «Другой России» из Латвии, один из них африканец Айо Бенес – «Черный Ленин», является одним из лидеров движения.
лидер «интербригад» Айо Бенес в Донецке
Активное участие в конфликте принимают представители народов Северного Кавказа.Так, в батальоне армии ДНР «Восток» находится большое количество добровольцев из Чечни и Южной Осетии. Чеченцы сформировали в ДНР особый батальон «Смерть». В докладе Бориса Немцова «Путин.Война» сообщается о том, что ряды чеченцев в донбасском ополчении пополняют бывшие боевики-сепаратисты, которые таким образом зарабатывают себе амнистию и легализацию у себя на родине.
На территории «ДНР» действует венгерский добровольческий «Легион Святого Иштвана», пользующийся поддержкой ультраправой партии Йоббик, предъявляющей территориальные претензии к Украине (считают Закарпатье исторической частью Великой Венгрии).
шеврон «Легиона Святого Иштвана»
Там же на стороне ополчения воюет отряд польских наемников, сторонников евразийской идеологии. Его командир студент-политолог Бартош Бекер заявляет: «Я не представляю польское проатлантическое правительство. Я представляю свободный польский народ, который против того, чтобы в Польше были базы натовских террористов».
МЕСТОМ ДИСЛОКАЦИИ СЕРБСКИХ НАЕМНИКОВ БЫЛ ГОРОД СЛАВЯНОСЕРБСК
Сформировали свой национальный отряд в составе армии ДНР и сербские националисты-четники, отряд носит название «Йован Шевич» (назван в честь сербского гусара, основателя автономной области Славяносербия на Луганщине в 18 веке), его командир сербский националист Братислав Живкович, с группой единомышленников прибыл весной 2014 в Крым, чтобы поддержать аннексию полуострова Россией (там же он познакомился со Стрелковым). Летом 2014 сербские добровольцы участвовали в боях за Луганск, местом их дислокации был город Славяносербск.
сербский националист Братислав Живкович
Известно также о существовании интернационального отряда Unité Continentale из сербов, бразильцев и французов, а также еврейского батальона «Алия».
Правительства европейских государств негативно смотрят на участие своих граждан в войне на Донбассе. Так, в марте 2015 появилось сообщение об аресте восьмерых испанских коммунистов участвовавших в конфликте на стороне «ДНР» и «ЛНР». Резко осудил участие сербов в войне на Донбассе, глава сербского правительства Сербии Александр Вучич, который назвал бойцов «Йована Шевича» «боевиками-наемниками, которые получают от 2100 до 6500 долларов за бой».
Встречный поток добровольцев идет на помощь украинским войскам. Летом 2014 г. командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко сообщал про 15 иностранных бойцов в своем подразделении, среди них были граждане Грузии, Испании, Белоруссии и России.
Наиболее привлекательным для иностранных комбатантов является полк «Азов», командование которого известно ультраправыми симпатиями, соответственно в состав «Азова» вливались представители крайних националистических течений со всей Европы. Приемом волонтеров в «Азове» занимается француз Гастон Бессон, воевавший ранее в Югославии на стороне хорватов. Еще один доброволец «Азова», снайпер Микаэль Скильт из Швеции, в интервью ВВС признался, что сражается в Украине за «белую расу». Что примечательно, его товарищ по националистическому движению Ян Петровский является заместителем скандально известного командира ДШРГ «Русич» Алексея Мильчакова.
Микаэль Скильт и Ян «Славян» Петровский
Интернационализация конфликта в Донбассе ведет к превращению его из локального конфликта в своеобразную «мировую войну в миниатюре», где линия фронта проходит между двумя мифологизированными образами – молодой националистической Украины, сражающейся против евразийского нашествия и молодых же «народных республик», противостоящих США и глобализму.
Впрочем, Донбассу в очередной раз превратившемуся в игровую площадку для «солдат удачи», от этого не легче.
Автор: Константин Скоркин, «Реальная газета»
Tweet