Украина первой нарушила молчание по крымскому вопросу. Киев стремиться раскрутить в информационном пространстве идею включения вопроса о деоккупации Крыма в Минские договорённости, обязательные для выполнения Россией.
Россия должна вернуть Крым в Минске: позиция Украины
С начала этого года Украина всё чаще стала акцентировать внимание международного сообщества на желании крымских татар вернуть полуостров в украинское правовое пространство. Крымские татары традиционно считаются оплотом украинской государственности в Крыму. Ещё в январе с предложением внести вопрос о деоккупации украинского полуострова в Минские договорённости выступил лидер Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров. Из уст представителя автохтонного населения Крыма была озвучена позиция украинского руководства в адрес Запада и России о том, что вопрос деоккупации Крыма нужно обсуждать в комплексе с мирным урегулированием на Донбассе.
«Мы берем Минские договоренности, а там говорится о территориальной целостности Украины. Здесь вопрос интерпретации. Мы насытились за два года интерпретациями господина Путина! Давайте уже не будем никого обманывать. Мы считаем, что в вопросе восстановления территориальной целостности Украины, закрепленной Минскими договоренностями, есть и деоккупация Крыма» – Рефат Чубаров, лидер Меджлиса крымско-татарского народа.
Украина стремиться увязать вопрос деоккупации Крыма с проблемой нарушения прав крымских татар со стороны российских оккупантов и местных коллаборационистов для большего международного резонанса. В одном из своих последних заявлений, министр иностранных дел Украины Павел Климкин обратил внимание участников Нормандской четвёрки на репрессии России по отношению к крымским татарам.
«Но после событий 11 февраля в Крыму каждую встречу, буквально каждую встречу, буду начинать с того, что происходит в Крыму. С репрессий, как в 30-х годах, фактически – повторение геноцида 1944 года» – Павел Климкин, министр иностранных дел Украины.
Российская сторона практикует адресный террор по отношению к проукраинским активистам среди крымских татар. В 2015 г. были похищены 18 человек, часть из которых была найдена мёртвыми. Наиболее резонансным стало похищение и убийство Решата Аметова, который обращался к местным властям по проблемным вопросам, писал посты в социальных сетях на политические темы. Аналогичная судьба постигла крымского бизнесмена Тимура Шаймарданова и водителя Сейрана Зинединова, которые являлись членами общественной организации «Украинский дом» и участвовали в митингах против оккупации Крыма.
Данные прецеденты создают основания для того, чтобы рассматривать вопрос возвращения Крыма в состав Украины в гуманитарной плоскости, как способ предотвращения репрессий по отношению к автохтонному (изначальному, «первородному») 300-тысячному крымско-татарскому населению полуострова.
С первого взгляда, количество пострадавших может показаться незначительным. Тем не менее, нарушение прав отдельных групп населения нередко становилось основанием для гуманитарных интервенций США под эгидой международных организаций. Наиболее яркий пример, военная операция бомбёжки американскими ВВС Югославии в 1999 г., формальным поводом к которой стали этнические чистки албанцев в Косово со стороны сербских силовиков.
Не говоря о действиях самой России, которая осуществила интервенцию в Грузии в августе 2008 г. якобы под предлогом «защиты осетин и абхазов от геноцида со стороны грузин». Зачем далеко ходить. Формально, поддержка Россией донбасских сепаратистов осуществляется якобы под предлогом «защиты русскоязычного населения от фашистской киевской хунты».
Если «защита» отдельных лиц становилась поводом для военных операций, тогда нарушение прав крымско-татарского населения может также стать основанием для включения вопроса о возращении Крыма в Минские договорённости. Прецедентов для этого достаточно.
«КрымНаш» взамен на мир»: позиция России
Российские власти по-своему воспринимали молчание Украины и Запада по крымскому вопросу в течении последних двух лет. Россия придерживается линии «КрымНаш взамен на мир». Кремль желает присвоить себе украинский полуостров, точно также как в своё время Советский союз прибрал к рукам Калининградскую область (Восточная Пруссия) и южные Курильские острова. В 1945 г. советские бонзы считали, что немецкий Кёнингсберг (Калининград) это плата Запада за победу над Нацистской Германии, а японские Курилы – контрибуция за разгром Квантунской армии в Манчжурии.
В 2016 г. способ мышления российской политической элиты остаётся прежним. Подражая Иосифу Сталину, Владимир Путин хочет присвоить России аннексированный Крым в качестве платы за мир на Донбассе и отказ украинского общества интегрироваться в Таможенный союз в 2014 г. Россию мало волнует, признает международное сообщество полуостров российским или нет. Главное чтобы молчал Запад, который заинтересован, как можно скорее, снять с себя миротворческие обязательства перед Украиной и отложить вопрос возвращения Крыма до лучших времён. Основные силы ЕС и США направлены на разрешение миграционного кризиса в Европе, сохранение Британии в составе ЕС и борьбу с ИГИЛ в Ираке и Сирии. Конфликт на Донбассе воспринимается Западом как дополнительная заноза, которая препятствует отношениям с российским бизнесом из-за секторальных санкций.
Россия пытается всячески препятствовать обсуждению вопроса о возвращении Крыма в состав Украинына предстоящих переговорах Нормандской четвёрки в Минске.
Незадолго после переговоров президента Петра Порошенко с госсекретарём США Джимом Керри по вопросу деоккупации Крыма, последовало заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что Россия не собирается обсуждать вопрос возвращения Крыма в состав Украины.
«Крым является частью российской территории, там был проведён референдум, мы изменили свою конституцию» – Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ.
Данный приём российской стороны рассчитан на то, чтобы достаточно чётко продемонстрировать Западу отказ РФ идти на диалог по крымскому вопросу на предстоящей встрече Нормандской четвёрки. Россия готова идти ва-банк по крымскому вопросу и поставить на кон возможность избавиться в скором времени от секторальных санкций. Видимо Кремль в очередной раз планирует уклониться от выполнения Минских договорённостей, если на переговорах в Минске будет обсуждаться вопрос возвращения Крыма с подачи Украины. Россия будет шантажировать других участников Нормандской четвёрки срывом достижения договорённостей по мирному урегулированию на Донбассе, ради того, чтобы тема Крыма не поднималась.
Для большей «убедительности» позицию российского руководства подкрепил экс-премьер-министр Украины Николай Азаров, который убеждён в том, что международное сообщество официально признает Крым в составе России.
«Признают, никуда не денутся. Если рассуждать, то Косово – это исторический центр Сербии. Это та территория, с которой Сербия и пошла. Нельзя сказать, что для Украины Крым – это такая территория. Крым никогда не входил в состав Украины, если не считать 1954 года, когда его административно передали в рамках единого государства» – Николай Азаров, экс-премьер-министр Украины.
Не случайно, что в информационной политике России фигурирует бывший украинский премьер-министр. На момент аннексии Крыма российскими «зелёными человечками», Кремль не признавал временное правительство Арсения Яценюка и Александра Турчинова в качестве легитимной украинской власти. Тогда Николай Азаров воспринимался российским руководством в качестве действующего премьер-министра Украины. Его недавнее провокационное заявление, кремлёвская пропаганда преподносит в качестве запоздалого признания Крыма частью России со стороны украинского руководства, полномочного на момент аннексии полуострова.
Информационные манипуляции России рассчитаны на то, чтобы поставить под сомнение обоснованное требование вернуть Крым в состав Украины. Аннексия Крыма, гибридная война на Донбассе являются отдельными этапами одного процесса – нарушение Россией территориальной целостности Украины. Россия стремиться найти ресурс поддержки среди сторонников русского мира, которые до сих пор считают Николая Азарова «легитимным премьер-министром Украины», в странах СНГ и ЕС и спровоцировать демонстрации в поддержку сохранения Крыма в составе РФ в канун переговоров в Минске. Задача Кремля проста – создать картинку поддержки аннексии Крыма со стороны части международного сообщества.
Украина имеет сильные аргументы, в отличие от России
Россия не случайно предпринимает попытки уйти от обсуждения вопроса о возвращении Крыма в состав Украины. Причина заключается в отсутствии у российской стороны действенных правовых аргументов, которые могли бы служить основанием для аннексии полуострова.
Весомыми правовыми аргументами Украины в переговорах с Россией по крымскому вопросу являются указ Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» 1954 г. и соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» 1991 г.
В соглашении о создании СНГ чёрным по белому прописано намерение сторон развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета. Де-юре, Россия признала суверенитет Украины в существовавших на тот момент границах, в том числе Крым, который стал украинской административной единицей с 1954 г.
Никакая кремлёвская бравада, философствования о русском мире и необходимости защиты русскоязычного населения не сравняться по своей значимости с международно-правовыми документами, на которых стоят подписи украинских и российских лидеров. Аннексия Крыма является непосредственным нарушением соглашения о создании СНГ и указа о передаче Крыма в состав УССР, наследницей которой является Украина.
Референдум в Крыму не воспринимается в качестве политического аргумента, поскольку его результаты были сфальсифицированы и не были признаны международным сообществом. В экспертной среде бытует мнение, что Россия заранее готовила аннексию Крыма и завозила туда своих граждан. Российское руководство хотело сформировать впечатление у Запада о желании жителей полуострова войти в состав РФ.
Ещё более безосновательными выглядят рассуждения Николая Азарова о том, что никто не поднимет вопрос о возвращении Крыма в состав Украины, только потому, что у немецкого руководства никогда не возникали подобные мысли насчёт Калининградской области.
«Калининград, или Кенигсберг, был когда-то столицей Прусского государства, но сейчас же никому из германских руководителей в голову не придет сказать: верни обратно Калининград. Так никому не придет в голову ставить вопрос и о возврате Крыма. Был там референдум, и ясно, что крымчане жить с этим бандеровским режимом не захотели. Это их право, они, в конце концов, автономная республика» – Николай Азаров, экс-премьер-министр Украины.
Видимо, Микола Янович позабыл об отсутствии у АРК конституционного права на сецессию (выход) из состава Украины. Впрочем, политические круги Германии не так уж безразлично относятся к будущему Калининградской области. Депутат Европарламента Удо Фойгт от Национал-Демократической Партии Германии (НДПГ) ещё в прошлом году предложил провести в Калининградской области референдум о возвращении данной территории в состав Германии по причине низкого уровня жизни и малоразвитости исторической Восточной Пруссии в составе РФ.
«Вопрос о возвращении Калининградской области в состав Германии уже давно обсуждается в правительственных кругах ФРГ. Это наша историческая территория. Уникальная территория, которая просто загнивает под правительством Калининградской области» – Удо Фойгт, депутат Европарламента от НДПГ.
Хотя к позиции немецких ультраправых нельзя не относиться без доли скепсиса, тем не менее, на лицо ещё один прецедент, подчёркивающий право Украины требовать рассмотрения вопроса о возвращении Крыма в состав Украины на предстоящей встрече Нормандской четвёрки в рамках выполнения Россией Минских договорённостей. Жизнь в Крыму в составе России лучше не стала. Украина имеет достаточно аргументов для конструктивного спора с российской стороной по крымскому вопросу в свою пользу. Этого опасается российское руководство. Возвращение Крыма в состав Украины идёт вразрез с великодержавным комплексом России, на котором воспитано не одно поколение избирателей Владимира Путина.
Автор: Георгий Кухалейшвили, политолог-международник, магистр политических наук, «Главком»