Почему киевские службы такси боятся сервиса UBER

Новоявленный конкурент может оставить зарвавшихся автоизвозчиков без работы: компания часто устанавливает тарифы на перевозку пассажиров ниже себестоимости и раздает направо и налево бесплатные поездки. Киевские таксисты, устроив акцию протеста против Uber в Украине, сделали своему иностранному конкуренту шикарную рекламу. 

Если кто-то не имел понятия, что такое Uber, то теперь все знают – это приложение для смартфона, которое не только подыскивает автомобиль, но и производит безналичный расчет между пассажиром и водителем. По сути, Uber такой же посредник на рынке таксомоторных перевозок, как и диспетчерские службы такси, но он использует современные технологии, завернутые в удобный для пассажира интерфейс.

Фото: УНИАН

Компания, которую никто не любит

Таксисты во всем мире проявляют удивительную неприязнь по отношению к Uber: устраивают акции протеста, перекрывают дороги и т. д. Киевские водители не стали исключением, выразив свое негодование по поводу прихода в Украину американской компании. В частности, представители Украинской таксомоторной ассоциации, профсоюза таксистов, общественного объединения информационно-диспетчерских служб считают, что Uber предоставит возможность работать нелегальным перевозчикам, не платя при этом налогов и не отвечая за безопасность пассажиров.

"Легальных таксистов у нас 2% из 220 тыс. человек, задействованных в перевозках на такси. С кем будет работать Uber? Будет давать заказы кому попало, не требуя ни лицензий, ни уплаты налогов,  и так он убьет остатки того что осталось от украинского легального такси", – заявил глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. 

На протесты киевских таксистов Uber отреагировал на удивление оперативно. "Uber в Украине будет работать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые будут иметь все необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе и лицензию", – заверила менеджер по коммуникации компании Uber Евгения Шипова. Но детали своего плана экспансии в нашу страну компания раскрывать не торопится. 

Подключаться к сервису украинским водителям предлагает компания Uberlin – партнер Uber в России. В Украине же у Uber пока нет юридического лица – сейчас оно только в процессе регистрации. Тем не менее, набор идет.

По неофициальным данным, Uber запустится уже в марте этого года в Киеве, причем запуск начнется не с сегмента элитных авто Uber Black, а с массового и более дешевого направления Uber X.

Стать партнером компании может гражданин Украины с личной или арендованной иномаркой не старше 2008 года, в хорошем состоянии (примеры моделей – Hyundai Solaris, Chevrolet Cruze, Ford Focus, Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Kia Rio). Но на каких условиях украинские водители будут работать в Uber – неизвестно. Представители компании подробности не раскрывают. К примеру, в Минске компания заключает партнерский договор с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, и те платят 25%-ную комиссию за пользование платформой.

В Москве с каждого заказа Uber забирает себе 20%. Посредниками в цепочке подключения к сервису выступают как сами компании такси, в которых зарегистрированы водители, так и специально созданные мини-диспетчерские (собственных заказов у них нет, выступают только как юридические лица для подключения), которые берут себе еще до 10% от заказа.

Учитывая, что в Украине только единицы таксомоторных компаний имеют свои информационно-диспетчерские службы, а в основном посредниками между водителями и пассажирами выступают нелегальные фирмы, не имеющие своего автопарка, то приход Uber ударит именно по этим "сводникам". "Собственники компаний обоснованно боятся, что от них сбегут все таксисты и перейдут работать в Uber", – заявил  директор департамента стратегии дорожного рынка и автотранспорта Мининфраструктуры Роман Хмиль.

Фото: УНИАН

 

Когда подешевеет столичное такси

Какие будут цены для украинцев на услуги такси от Uber – тоже пока под вопросом.  "Официальные условия (тарифы и условия сотрудничества с водителями-партнерами) будут объявлены в день запуска сервиса", – говорит Евгения Шипова. Как показывает практика, тарифная политика компании достаточно агрессивная, что нередко служит поводом для обвинений в демпинге.

Как правило, Uber устанавливает тарифы на перевозку ниже себестоимости, раздает направо и налево бесплатные для клиентов поездки, доплачивая водителям за счет собственных средств. На это требуется много денег, но компания вполне может позволить себе такие траты. Среди ее инвесторов такие компании как Google, Amazon и Microsoft. То есть, цена на такси в украинских городах действительно может упасть. Это, по сути, и вызывает основное возмущение нынешних участников рынка.

Но когда сразу много клиентов заказывают такси Uber с помощью приложений для смартфона, компания имеет право поднимать цену. К примеру, в Нью-Йорке зафиксированы случаи, когда стоимость поездки повышалась в 7 раз по сравнению с обычной ценой. Чаще всего ценовые скачки происходят во время праздников, выходных или в плохую погоду. "Мы определяем цены на основе экономической целесообразности", -поясняет Евгения Шипова.

В свою защиту представители Uber говорят, что пользуются моделью "динамичного ценообразования" только в 10% случаев. Но этим же нередко грешат и украинские службы такси, которые во время наплыва клиентов увеличивают тарифы и устраивают своеобразные аукционы среди потенциальных пассажиров, предлагая им самим сказать, сколько они готовы выложить за поездку.  

Чиновники Мининфраструктуры и Минэкономразвития, лоббирующие приход Uber в Украину, уверены, что наличие этого онлайн-сервиса поможет вывести рынок таксомоторных перевозок из тени. По данным Украинской таксомоторной ассоциации, сейчас объем теневого рынка перевозок на такси составляет более 30 млн грн. в год, а государство теряет 2 млрд грн. налоговых поступлений. Но не факт, что с приходом Uber все проблемы исчезнут. Вряд ли 30 тыс. киевских таксистов срочно кинутся получать лицензии, чтобы устроиться на работу в Uber. Скорее всего, они заключат договор с транспортной компанией, которая и будет официальным партнером Uber. Что касается уплаты налогов, то во многих странах эту компанию обвиняют в использовании "серых" схем для их минимизации. 

На сегодняшний день Uber  присутствует в более чем 360 городах 67 стран мира. Причем мировая экспансия платформы сопровождается не только протестами традиционных таксистов, но и недовольством местных властей – на октябрь прошлого года Uber была участницей как минимум 173 судебных процессов. И не все выигрывала – суды полностью или частично запретили работу Uber в ряде городов США, европейских стран, Индии, Бразилии и др.

Власти Украины однозначно стали на сторону Uber. Но, может быть, прежде чем запускать эту компанию в страну, следовало бы попробовать навести порядок на рынке таксомоторных перевозок?  Заставить нелегалов узаконить свою деятельность, таксистов – платить налоги, информационно-диспетчерские службы – работать в соответствии со стандартами и т. п. "Непроходной" законопроект № 3107 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб" находится в ВР с сентября прошлого года, и вряд ли он будет принят в ближайшее время.

Этот документ получил негативное заключение главного научно-экспертного управления ВР и отрицательные отзывы экспертов рынка. Но, судя по всему, отсутствие цивилизованного рынка таксомоторных перевозок в Украине Uber не остановит. Компания будет играть у нас по своим правилам, а традиционным таксистам и государству придется под них подстраиваться.

Фото: slovoidilo.ua

Лучшая реклама – это скандал

Это уже стало фирменным стилем компании – ее приход в новую страну сопровождается своеобразными PR-акциями и громкими скандалами. Еще летом прошлого года на сайте компании Uber Technologies Inc. и в сети профессиональных контактов LinkedIn было опубликовано объявление о том, что Uber ищет главу представительства в Киеве. Им стал киевлянин Аркадий Вершебенюк, который ранее работал в московском представительстве консалтинговой компании Egon Zehnder, а до того – в Colliers International.

В декабре представители Мининфраструктуры, Минэкономразвития и Uber провели встречу, о чем написали в Facebook замминистра инфраструктуры Владимир Омелян и замглавы Минэкономразвития Максим Нефьедов. Однако официального сообщения о приходе крупного международного игрока в Украину так и не прозвучало, что дало повод для многочисленных дискуссий. Общественность разделилась на два лагеря: сторонников нового сервиса, который, по их мнению, усилит конкуренцию на рынке такси, что снизит цены на перевозку, и ярых противников, которые говорят о полном уничтожении легального рынка таксомоторных перевозок.

Масло в огонь подлило известие о том, что с начала этого года сервис заказа такси Uber начал набирать водителей для работы в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Одессе и Львове. История получилась загадочная, в стиле американской компании. Однако, учитывая скандальную репутацию компании в мире, не исключено, что таким образом Uber пока только "прощупывает" украинский рынок, создавая информационные поводы. 

Как интернет-сервисы меняют мировую экономику

За последние несколько лет сфера услуг серьезно изменилась – появились новые сервисы, позволяющие поставщикам и производителям услуги договариваться друг с другом непосредственно. Бизнес-модель, используемая Uber, оказалась крайне эффективной практически для любого направления деятельности на рынке услуг.

При этом бизнес строится "поверх" существующей инфраструктуры. Так, Uber стала крупнейшим оператором такси в мире, не владея ни одной машиной, Airbnb – крупнейшей компанией по размещению туристов, хотя ей не принадлежит ни один отель, Alibaba – крупнейшим ретейлером, у которого нет товарных запасов…

Благодаря таким сервисам, сегодня можно убраться в квартире, не вставая с дивана. Для этого были созданы такие проекты, как британский Housekeep или Bidmycleaning в США. Оба предлагают пользователям просто назначить время, оплатить уборку и ждать, когда сотрудники придут к клиенту домой и сделают свою работу.

Аналогичные сервисы существуют для доставки еды (Delivery Club, GrubHub, Foodpanda, Munchery и др.), отправки одежды в прачечную (Washio, Laundrapp или FlyCleaners). С помощью смартфона сейчас можно вызвать на дом врача (в чем помогут такие сервисы, как Medicast, Heal, Pager), попросить кого-то прогуляться с домашним питомцем (Dogvacay, Urban Leash, Wag) или посидеть с ребенком (Urban Sitter или KangaDo).

Количество подобных стартапов быстро растет. По оценкам PwC, сейчас объем этого рынка составляет около $15 млрд., однако уже через десять лет он достигнет $335 млрд.

Автор: Елена Доспехова, Деловая столица

 

You may also like...