Секс, наркотики и рок-н-ролл: как зародились студенческие коммуналки Германии

50 лет назад в Германии была основана первая коммуна. На одной площади жили молодые люди схожих взглядов. На сегодняший день политические общины в стиле 1960-70-х не исчезли полностью, но изменились социальные ориентиры их участников.Экскурс в историю коммуналки.

Die Kommune 1 – Коммуна 1 – была основана в западном Берлине 1 января 1967 года. С самого первого дня своего основания она оказалась в центре общественного внимания.

Die Kommune 1 - Коммуна 1

 Сначала по причине политических акций, потом все больше из-за эскапад и знаменитостей, посещавших ее. Роман фотомодели Уши Обермайер (Uschi Obermaier) с Райнером Лангханзом (Rainer Langhans), одним из основателей общины, принес еще больше популярности.

Уши Обермайер с Райнером Лангханзом

Уши Обермайер с Райнером Лангханзом

Бурная жизнь

Секс и наркотики вскоре стали олицетворением бурной жизни коммуны, однако после убийства студента Бенно Онезорга (Benno Ohnesorg) 2 июля 1967 года ее обитателям стало уже не до веселья. Во время разгона демонстрации протеста против визита иранского шаха офицер западноберлинской полиции выстрелом в спину застрелил студента, который присутствовал на акции как зритель. После убийства Онезорга всю ФРГ захлестнула волна студенческих демонстраций, стычек с правоохранительными органами и акций саботажа, центральной фигурой и лидером которых был активист Руди Дучке (Rudi Dutschke).

То, что еще недавно было задумано как смелая провокация, вылилось в кровопролитные события. До сих пор многие историки видят в Die Kommune 1 зарождение леворадикального террора. Андреас Баадер (Andreas Baader), основатель террористической группировки "Фракция Красной армии" (RAF), был также гостем этой общины. В 1969 году эта берлинская коммуна прекратила свое существование. 

Меньше гламура было на счету у другой общины – Die Kommune 2. Большинство ее членов входили в  Социалистический союз немецких студентов, который в 1960-е годы стал объединением новых левых. В августе 1967 года семеро взрослых и двое детей въехали в одну берлинскую квартиру и стали жить вместе, проповедуя либеральный стиль воспитания детей.  Эта коммуна просуществовала год и развалилась летом 1968 года, после покушения на Руди Дучке. 

Проект по формированию свободной раскрепощенной личности сопровождался существенными перекосами в отношениях взрослых и детей. В частности, после развала коммуны экспериментальные модели воспитания, которые ее участники описали в своей книге, вызвали бурную дискуссию о педофилии и детской порнографии.

Из соображений практичности

Если в 1960-70-е годы совместное проживание молодых людей строилось, прежде всего, на политических убеждениях, то по прошествии десятилетий жизнь подобных общин стала подчиняться более рациональным соображениям. Конечно, фактор "секс, наркотики и рок-н-ролл" еще некоторое время играл какую-то роль, но студенты больше не ставили перед собой цель спасти своей общиной мир.

Они съезжались вместе из-за практических соображений: аренда жилья в городе была дорогой, а жизнь в общежитии была лишена привлекательности. И многие решались поселиться в одной большой квартире со своими сверстниками, с которыми их объединяла не только учеба, но и личные интересы. Таким образом новая форма проживания – студенческая коммуналка (WG) – стала повседневностью.

Коммуна сегодня

На сегодняший день политические общины в стиле 1960-70-х не исчезли полностью, но изменились социальные ориентиры их участников. На место свободной любви пришла концепция устойчивого развития. Поэтому коммуны сегодня в большинстве случаев являются "экологическими деревнями". 

По данным платформы Kommuja, в Германии сегодня насчитывается около 16 политических коммун. Гораздо больше на карте страны – экологических общин. Их жизнь базируется на коллективном планировании и ведении хозяйства. Сердце коммуны – кухня и столовая. От свободной любви осталось немного. Современные коммуны пользуются популярностью у молодых семей и матерей и отцов-одиночек. Коммуны в целом стали менее заметны в общественной жизни, но и более приемлемы обществом.

Авторы:  Юлия Хиц, Марина Борисова, Deutsche Welle

 

You may also like...